Доспехи закованных в броню рыцарей можно увидеть в залах крупных музеев и в кино. В них сражается отважный Айвенго. Ратники и дружинники князя Александра Невского бьют рыцарей почем зря на льду Чудского озера. А вы не задумывались, как эти парни справляли свою нужду? Какой смрад разносился по округе, когда туда приходило крестоносное воинство? Все о повседневной жизни средневекового рыцарства.
Для того чтобы сесть на коня, рыцарю подчас требовались огромные усилия дюжих пажей либо технические приспособления. Выбитому из седла кавалеристу не под силу было подняться без посторонней помощи. Беспомощного вояку можно было вскрывать, словно консервную банку.
Если рыцарю приспичивало справить нужду, то помощь ему оказывали пажи и оруженосцы. Впрочем, в отсутствие штанов в нашем понимании, это было не таким уж и трудным делом. Достаточно было приспустить тесемки, как на женских чулках, чтобы оголить зад и исполнить предначертанное природой.
Другое дело, что от зловония, которое издавало крестоносное воинство, впору было мухам дохнуть. Как ни странно, но знакомство европейцев с культурой чистоты и гигиены началось не с древнеримских терм, а с крестовых походов на Восток. Возвращаясь домой, крестоносцы привозили с собой аромат парфюма и желание совершать омовения теплой водицей.
В среднем вес рыцарского доспеха достигал 22,7-29,5 килограмма; шлема - от 2,3 до 5,5 килограмма; кольчуги под доспехом - около семи килограммов; щита - 4,5 килограмма. Общий вес рыцарских лат мог приближаться к 36,5-46,5 килограмма. Что уже само по себе представляло немалую проблему, а во всей этой амуниции предстояло еще и сражаться до победного. Измученными оказывались не только люди, но и их лошади. Исследователи из Университета Лидса установили, что двигаться в доспехах вдвое тяжелее, чем без них. Расход энергии при ношении доспехов выше, чем при передвижении с равным по массе грузом на руках. Это связано с преодолением сопротивления доспехов при движении конечностей.
Не думайте, что рыцарями были только мужчины! По крайней мере, все знают про Жанну Д'Арк, или Орлеанскую Девственницу, которая носила не только мужской костюм, но и латы. Зарубите себе на носу, что в период существования рыцарства, с IX по XV век, не было никакой критической литературы о рыцарях и их заботах. При этом историки-медиевисты упорно отрицают «пасквиль на рыцарство» в «Дон-Кихоте» Сервантеса.
Пасть на колени перед дамой сердца или при оммаже (присяге на верность сеньору) рыцарь мог лишь на заре рыцарства, покуда доспехи еще были легкими и воины могли вставать самостоятельно.
Рыцари сошли с исторической арены, а вместе с ними канули в Лету все их большие проблемы и маленькие неприятности. Теперь это должно волновать лишь любителей исторических реконструкций.