2 ноября 1755 года, когда в Лиссабоне произошло сильнейшее землетрясение (попавшее на страницы вольтеровского «Кандида»), 38-летняя императрица Священной Римской империи германской нации Мария Терезия родила в Вене своего пятнадцатого ребенка - очаровательную девочку, нареченную Марией Антонией Йозефой Иоганной (Maria Antonia Josepha Johanna). В семейном кругу ее станут звать на французский манер - Антуан. Из-за землетрясения не смогли приехать в Хофбург король и королева Португалии, избранные крестными родителями новорожденной. Их представителями стали старший брат малышки эрцгерцог Иосиф и старшая сестра эрцгерцогиня Мария Анна.
Мария Терезия Вальбурга Амалия Кристина (Maria Theresia Walburga Amalia Christina, 1717-1780) - эрцгерцогиня Австрии, королева Венгрии, королева Богемии. Супруга, а затем вдова Франца I Стефана Лотарингского. Основательница Лотарингской ветви династии Габсбургов. Царствование Марии Терезии - эпоха Просвещения и реформ. Среди ее многочисленного потомства - два императора, Иосиф II и Леопольд II, французская королева Мария-Антуанетта и королева Сицилии Мария-Каролина.
Поскольку португальское землетрясение восприняли как плохое предзнаменование для младенца, Мария Терезия обратилась к известному чародею и заклинателю бесов доктору Гасснеру с вопросом, будет ли Антуан счастливой. Чернокнижник ответил: «Кресты найдутся для всех плеч». А монахиня, у которой императрица попросила совета, как воспитывать дочь в набожности, сказала, что следом за переменами настанут несчастья, вследствие которых Антуан сама обратится к Богу.
В 1757 году будущая французская королева Мария Антуанетта переболела оспой, которая не оставила на ее личике безобразных следов. В том же году во Франции произошло покушение на Людовика XV. Некий Дамьен бросился с перочинным ножиком на короля и слегка оцарапал его величество, за что был казнен. Намекают на таинственную связь между этими двумя событиями: будто бы Судьба сохранила красоту одной и жизнь другому, чтобы потом свести их вместе. Кстати, Людовик был одним из инициаторов брака между австрийской эрцгерцогиней Марией-Антуанеттой и дофином Франции, что должно было стать союзом между династиями Бурбонов и Габсбургов. Людовик просил Марию-Антуанетту в жены своему внуку Людовику Августу.
Оба двора ждали появления наследника. Но у мужа был фимоз - ущемление головки полового члена, вследствие чего он не сделал свою жену женщиной. Легкость характера и способность быстро выкидывать неприятности из головы спасали Марию-Антуанетту от депрессии и нервного кризиса. Через год после свадьбы Мария Терезия отправила в Версаль для осмотра молодых супругов известного в те времена доктора Ингенхауза, который не нашел в конституции дофина ничего, что могло бы помешать ему продолжить династию, как и физических изъянов у Марии Антуанетты. Ничего не нашел и консилиум французских врачей, на котором настоял венценосный дед Луи.
Читайте также: Мария Антуанетта и ее бракованный муж
«Обилие лести, собственная лень и никакого желания сосредоточиться» - то, что Мария Терезия считала тремя главными врагами ее дочери, - помогали Марии-Антуанетте выживать. Будущий Людовик XVI проводил время на охоте. За 13 лет, когда он не жил с женой, Луи настрелял 189 254 штуки дичи, убил 1274 оленя, а однажды подстрелил 200 ласточек. Когда охоты не было, он ходил по стройкам, где помогал рабочим. Король вызвал супругов на серьезный разговор, и только тогда внук признался, что испытывает болевые ощущения при попытке осуществить половой акт с женой.
Про легкомысленную любительницу придворной жизни Марию-Антуанетту стали распространять сплетни. Она не изменяла мужу, а про нее сочиняли памфлеты. «Время от времени Ее королевское Высочество, по живости характера и без дурных намерений, принимается злословить о тех, в ком подмечает что-либо смешное. Это уже заметили многие, а потому последствия могут быть самые серьезные, ибо принцесса умеет придать насмешкам своим пикантность и остроумие», - писал о Марии-Антуанетте ее современник.
У королевской четы было четверо детей: дофин Франции Людовик Жозеф, Мария Тереза Французская, Людовик XVII и София-Елена-Беатрис. Старший из наследников Луи Жозеф умер в возрасте семи с половиной лет из-за туберкулеза. Малолетний наследник французского престола пережил родителей, но так никогда и не царствовал. Он умер в возрасте десяти лет. В младенческом возрасте умерла и младшая дочь. И лишь старшая - Madame Royale, или Мария Тереза, - прожила 72 года.
«Королеву не назовешь бестолковой, однако полученное ею образование и воспитание никак нельзя признать удовлетворительными. Кроме нескольких романов, она никогда не прочла ни одной книги и даже не пыталась разобраться в тех идеях, которые господствовали в обществе. Как только беседа начинала принимать серьезный оборот, на ее лице тотчас появлялось выражение скуки и беседа приостанавливалась. Разговор ее обычно был обрывочен и бессвязен, она постоянно перескакивала с одной темы на другую. Не имея иных оснований для веселья, она забавлялась анекдотами из придворной жизни, предпочитая всем прочим сплетни, как их умеют подавать при дворе. Это ей нравится», - вспоминал один из ближайших друзей королевы барон де Безанваль.
Характеристика королевы, данная ей современниками: «...До 12 лет никто не приучал ее к усидчивости. Она не столько ленива, сколько легкомысленна, и обучать ее довольно сложно. Впрочем хлопот она никому не доставит, ибо, живая и смешливая, она не отличается ни выдающимся умом, ни хитростью». В письмах к матери Мария-Антуанетта писала: «Я должна признать, что склонна к расточительству, а также ленива, чтобы заниматься серьезными вещами. Я хочу постепенно исправляться и, не желая принимать участие в интригах, надеюсь завоевать доверие короля, с которым мы по-прежнему живем в большой дружбе».
«С точки зрения политической, государственной, Мария Антуанетта была плохой королевой. Никогда не задумываясь о серьезных проблемах, она сделала все, чтобы уронить престиж королевской власти, которую сама же и олицетворяла, постоянно об этом забывая. Мария-Антуанетта была очаровательной женщиной, прекрасной матерью. Неурядицы интимной жизни наложили отпечаток на ее отношения с мужем, однако когда настало время испытаний, она встала рядом с ним и поддерживала его до конца. У такой красивой и чувствительной женщины не могло не быть страстной любви. Скорее всего, вполне земной, той, которую называют изменой мужу. Большинство биографов так и считают", - полагает биограф Марии-Антуанетты, писатель и историк Елена Морозова.
Во время восстания 10 августа 1792 года вся королевская семья оказалась в застенках. 12 октября среди ночи королеву вызвали на секретный допрос в Большой зал революционного трибунала. В восемь часов утра 14 октября Марию-Антуанетту отвели в Большой зал, где начиналось судебное заседание. Королеву обвинили в государственной измене и кровосмешении. В качестве доказательств использовали памфлеты и наговоры заинтересованных лиц. 16 декабря 1793 года в четыре часа десять минут бывшей королеве зачитали смертный приговор. Очевидец вспоминал, что она спокойно выслушала приговор, не выказав ни малейшего признака страха, негодования или слабости.
Свой смертный час королева хотела встретить в белом. Служанка попыталась отгородить для хозяйки угол, чтобы та переоделась без свидетелей, однако жандарм не позволил сделать этого. Королева быстро переоделась, повязала на груди тонкую косынку и, скатав окровавленное тряпье, засунула его за отклеившиеся от стены обои. Надела простой батистовый чепчик с оборкой и перевязала его черной траурной лентой.
Мария-Антуанетта надеялась, что ей, как и королю, не станут связывать руки, но палач Сансон (сын Сансона, казнившего Людовика XVI) под одобрение судей крепко связал ей руки за спиной и большими ржавыми ножницами отрезал волосы. Палач вывел Марию-Антуанетту из Консьержери во дворик, именовавшийся Майским, где ее ждала грязная телега, запряженная старой белой клячей. Без всякой помощи она сошла с телеги и легко взбежала по лесенке на эшафот, потеряв при этом туфельку цвета сливы. Когда палач поднял отсеченную голову королевы, одуревшее быдло орало: «Да здравствует республика!»