Процитируем классика: «Водка для нашего брата пользительна... И сколько ей одних названий: и соколик, и пташечка, и канареечка, и маленькая, и на дорожку, и с дорожки, и посошок, и сиволдай, и сиводрала... Стало быть, разлюбезное дело - эта рюмочка, коли всякий ее по-своему приголубливает».
«Руси есть веселье питье, не можем без того быти», - так, по мнению летописца, ответил Креститель Руси великий киевский князь святой Владимир на предложение принять ислам, запрещавший употребление крепких напитков. С той поры эта фраза стала ироническим поощрением застолья, которое невозможно представить без водки.
В наших сказках и былинах говорилось о медах, и немудрено, ведь водки - спиртного напитка - еще не было. Первый перегонный аппарат в Европе появился в Южной Италии около 1100 года. И в течение следующих столетий aqua vita - «вода жизни» - продавалась как лекарство. Изобретение русского национального напитка относится к рубежу XV-XVI веков, когда он стал известен в Московии. Об этом свидетельствуют иноземные гости и послы. В начале XVI века появилось слово «водка» для обозначения спиртовых настоек для медицинских целей. Не отсюда ли нынешнее выражение: «Не пьем, а лечимся»?
Водку как алкогольный напиток в течение нескольких столетий называли «хлебным вином». Оба слова были синонимами, с легкостью заменяя одно другим. Официальное признание за словом «водка» обозначения продукта винокуренного производства датировано 1751 году с выходом указа о том, «кому дозволено иметь кубы для двоения водок». А вот царевы кабаки появились на 200 лет раньше термина «водка». В ряде мест крестьяне и горожане просили уничтожить у них кабаки, а взимаемый доход от них взимать в виде прямых податей. За соответствующий откуп правительство иногда соглашалось уничтожить кабаки.
Государственным служащим пришлось крепко постараться, чтобы превратить православных христиан в завсегдатаев кабаков - «питухов». При исполнении служебных обязанностей кабацкие головы и откупщики были неподвластны даже самому воеводе, который не мог пресечь кабацкие злоупотребления из-за страха лишиться питейной прибыли. Но за небольшой недобор «кабацких денег» продавцы отвечали своим имуществом. В распространении не самых добрых питейных традиций кабак сыграл важную роль, поскольку изначально предназначался для скорейшего обслуживания непритязательного «питуха», а не для застолья.
В сказании о знаменитом московском юродивом Василии Блаженном, которого почитал сам царь Иван Грозный, сказано, что тот одобрительно относился к трясущимся с похмелья алкашам, которые не забывают перекреститься, перед тем как выпить, и тем посрамляют дьявола. А духовный вождь русских старообрядцев протопоп Аввакум связывал грехопадение прародителей с пьянством. На одной из сохранившихся братин XVII века написано: «Человече, что на меня зрише? Не выпить ли хотише? Выпей брагу сию и узришь истину».
В царской России к водке мужика приучала и служба в армии. В сухопутных войсках и в военное время строевым солдатам отпускалась чарка водки три раза в неделю, нестроевым - дважды. В мирное время казенных чарок было не менее 15 в год: царские дни, Рождество, Пасха, полковой праздник, батальонный, ротный и т.д. Кроме казенной чарки, выдавали водку для «поддержания здоровья нижних чинов» - в походе, при ненастной погоде и т.п. На собственные деньги начальники частей выдавали солдатам водку после учений, удачных смотров и стрельб.
Потребление в России алкоголя на душу населения в 2013 году снизилось до 13,5 литра по сравнению с 15,6 литра в 2012 году. «В России пьют не больше, чем в Европе и в Америке. Но мы в России пьем неправильно: мы пьем крепкие напитки и пьем залпом, с неправильным потреблением пищи», - утверждает главный нарколог РФ Евгений Брюн. По данным Росстата, более трех процентов мужчин употребляют алкоголь ежедневно, 11 процентов - несколько раз в неделю, 22 процента - один раз в неделю, остальные реже двух раз в месяц. Представительницы слабого пола пьют в три-четыре раза реже, чем мужчины.