Историк искусства, писатель и фотограф из Лос-Анджелеса Пол Кудунарис (Paul Koudounaris) известен как специалист по древним захоронениям. Этого охотника за сокровищами прошлого не зря величают Индиана Боунз (Indiana - в честь Индианы Джонса, и Bones - кости). Недавно им обнаружена коллекция инкрустированных драгоценными камнями скелетов, которые покоятся с миром в церквях по всей Европе последние четыреста лет.
Первоначально их приняли за останки ранних христианских мучеников. Теперь их называют святыми из катакомб. На украшение некоторых из останков уходило до пяти лет, часть скелетов хранилась в сейфах или других контейнерах.
Автор книг о склепах и оссуариях, член ордена Order of the Good Death, Пол Кудунарис сообщает, что найденные в римских катакомбах останки, по распоряжению властей Ватикана, были объявлены мучениками. Кости и черепа уложили в ящики и отправили куда-то, где скелеты были облачены в одежды и украшены драгоценными камнями, золотом и серебром.
Этот потомок греков из Александрии лукавит, что заворожен смертью не больше любого другого, хотя признается, что во время изучения истории искусства в Калифорнийском университете засматривался на гравюры с ведьмами, пока однокурсники «работали с Рембрандтом».
Его бестселлер "Империя смерти" (The Empire of Death), опубликованный в 2011 году, - единственное в мире иллюстрированное издание, в котором рассказывается все об оссуариях, или костницах. В изданной в 2013 году его новой книге "Священные тела: культовые сокровища и удивительные святые из катакомб" (Heavenly Bodies: Cult Treasures and Spectacular Saints from the Catacombs) он описывает долгий путь, проделанный мощами христианских святых от римских катакомб до алтарей в забытых богом уголках по всему миру.
Лишившись прежнего статуса, "катакомбные святые", с которых предварительно содрали пышное облачение и драгоценности, частично оказались запертыми в ящиках или гнили в подвалах. Для большинства прихожан случившееся стало настоящей трагедией. Европа только начинала свой путь на Голгофу дехристианизации и скатывания в язычество, так и не заразившись, но крепко переболев масонскими идеалами Просвещения.
«В настоящее время трудно по достоинству оценить значение этой находки, - говорит Кудунарис. - Совершая паломничество во все эти соборы, покоящиеся на мощах, я постоянно испытывал одно чувство - чувство абсолютного безвременья. Безвременья и единства. Вот я смотрю на прошлое - и в то же время заглядываю в свое будущее. Все, что было, и все, что еще впереди, - все это соединено в каком-то неразрывном цикле».