Tornado GR4 - ударный тактический истребитель, разработанный на основе тактического истребителя Tornado GR1, - является одним из основных боевых самолетов НАТО. Широко использовался во время боевых действий в Ираке и на Балканах. Стоит на вооружении ВВС Германии, Великобритании, Италии и Саудовской Аравии.
Разработкой истребителя Tornado GR4 занималась компания British Aerospace. Самолет изготовлялся по заказу Королевских ВВС Великобритании для замены устаревших Jaguar и Tornado GR1. Первый полет новый Tornado GR4 совершил в 1993 году. А поставка первых самолетов на вооружение Великобритании началась в 1997 году.
К особенностям самолета Tornado GR4 эксперты относят крыло меняемой стреловидности в зависимости от задач и условий полета. Вообще, это двухместный самолет, которому под силу широкий спектр задач в любое время суток и при любых климатических особенностях. Этот самолет укомплектован двумя турбореактивными двигателями компании «Роллс-Ройс».
Tornado GR4 может совершать полеты и на сверхзвуковых, и на больших дозвуковых скоростях. Стоит отметить, что истребитель оснащен сканером поверхности земли, благодаря чему он может совершать полеты на низких высотах в автоматическом режиме. Этот режим особенно полезен при плохих погодных условиях, когда видимость ограничена. Tornado GR4 также имеет приборы инфракрасного и ночного видения.
Стоит отметить, что истребитель Tornado GR4 оборудовали уникальной современной камерой. Именно это было воспринято экспертами как настоящий прорыв в мировой разведке! Камера позволяет летчикам видеть точные подробности объектов, которые находятся на земле. Впервые испытания камеры прошли на юго-востоке Англии при облете острова Уайт. Совершая этот полет, летчики смогли разглядеть время на Биг-Бене.
Камера Tornado GR4, которую считают уникальной и не имеющей аналогов в мире, содержит датчик, работающий как с видимым, так и с инфракрасным светом, что позволяет использовать ее и днем, и ночью. Кроме того, он обеспечивает хорошую видимость при плохих погодных условиях. Снимки, полученные камерой, передаются на наземную станцию и в кабину пилота.
Интересно также, что в конце 2013 года ВВС Великобритании впервые испытали самолет Tornado GR4 с «распечатанными» на 3D-принтере металлическими деталями. Истребитель совершил полет с аэродрома в Уортоне графства Ланкашир. Эти испытания прошли успешно. Какая именно технология применялась при «распечатке» деталей и список деталей не уточняются. Эксперты говорят, что речь может идти о технологии прямого металлического лазерного спекания.