Американские самолеты-невидимки летают уже больше 20 лет. Но вот в применении технологии стеллс (stealth) на море первыми стали шведы. Их главная военная новинка года - скрытые от радаров корветы береговой обороны. Накануне шведы представили не только специалистам, но и широкой публике новейший корвет «Висбю» (Visby). Любопытно, что пик ассигнований на создание и модернизацию этого проекта пришелся на апофеоз сообщений в местной прессе о неких российских субмаринах, которых никто воочию не видел, но которые все равно якобы напропалую рвутся в территориальные воды Швеции. Но вот закавыка - радары НАТО их действительно вообще не видят, это факт. Но вот от старых советских радаров им никак не уйти.
Идейная концепция stealth&, или радионевидимости, заключается в изменении конструкции таким образом, чтобы максимально снизить сигнальный след, оставляемый кораблем, по которому радары противника могут его обнаружить. Правда шведским налогоплательщикам, не возражавшим против выделения на этот проект сотен миллионов крон в Риксдаге, почему-то «забыли» сказать, что эта технология бессильна против средств обнаружения еще 70-х годов прошлого века, проверенных годами средств советской постройки. А вот радары НАТО их действительно не видят... Так, самолет-невидимка, самый «секретный» самолет ВВС США - F-117А, сбитый в Югославии, был замечен с земли вообще без особых навороченных приборов. Ну, и сбит старой-престарой еще советской ракетой.
В случае корветов класса "Висбю" (Visby) невидимость конструкции достигается за счет использования в качестве материалов для корпуса пластика и углеволокна вместо нержавеющей стали, а также установки водометного движителя вместо обычного винта. Водометный движитель затягивает воду и с усилием выталкивает ее в виде узконаправленной струи от кормы корвета. Кроме того, особая форма корпуса корабля - ровные плоскости и резкие углы - призвана меньше отражать сигнал вражеских радаров. За счет всех этих мер удается достигнуть невидимости корвета для систем обнаружения противника на расстоянии свыше 13 километров при волнении на море и свыше 22 километров в тихую погоду.
Первые два корвета класса "Висбю" (швед. Korvett typ Visby) были приняты на вооружение ВМС Швеции во второй половине 2009 года, и в силу широко рекламируемой способности быть незаметным для средств обнаружения противника корветы «Висбю» приобрели мировую известность. Первый корабль этого типа был спущен на воду в 2000 году. Головной корабль серии, HMS «Visby», был заложен на верфи компании Kockums в Карлскруне 17 февраля 1996 года. Построены уже пять кораблей проекта. В период с 29 августа по 12 сентября 2014 года в Балтийском море прошли учения НАТО под названием Northern Coasts 2014 (NOCO 2014), в которых уже участвовали эти корветы. Дорогущие для наивных шведских налогоплательщиков, привлекательные для пиарщиков, но абсолютно бесполезные в бою. Ведь, как говорится, против лома нет приема...