Boeing B-17 Flying Fortress ("Летающая крепость") — первый серийный американский цельнометаллический тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик.
Самолёт сразу стал легендой, в частности, благодаря своей способности возвращаться на аэродром даже при значительных повреждениях (так, были случаи, когда самолёт возвращался на базу при одном работающем двигателе из четырёх, с огромными дырами в корпусе и почти разрушенным хвостовым оперением).
Другой характерной особенностью B-17 было использование высокоточного бомбового прицела системы Нордена. Прицел позволял производить эффективное бомбометание с высоты более семи километров.
Самолёт спроектирован в 1934 году в рамках конкурса по созданию берегового бомбардировщика, действующего против кораблей. Требовалось перевозить "большую бомбовую нагрузку" на высоте в 3 км в течение 10 часов с максимальной скоростью хотя бы 320 км/ч (200 миль/ч). Воздушный корпус искал бомбардировщик для усиления воздушных сил на Гавайях, в Панаме и на Аляске.
Конкурсные испытания проходили на аэродроме Райт, около Дейтона, Огайо. Boeing соревновался с Douglas DB-1 и Martin Model 146 за контракт с ВКА США.
Прототип B-17, обозначенный как Модель 299, был создан командой инженеров под руководством Гиффорда Емери и Эдвардом Уэлсом на собственные средства Boeing. Он сочетал возможности экспериментального бомбардировщика Boeing XB-15 и транспортного Boeing 247. Вооружение B-17 состояло из авиабомб (до 2 200 кг на двух стойках в бомбовом отсеке под кокпитом) и пяти 7,62 мм (0.30 дюймовых) пулеметов.
Первый раз поднял в воздух Модель 299 28 июля 1935 года пилот-испытатель Лес Тауэр. Ричард Вильямс, репортёр Seattle Times, придумал название "Летающая Крепость", когда Модель 299 выехала из ангара, ощетинившись пулемётами. В компании Boeing очень быстро поняли ценность прозвища и зарегистрировали его как товарный знак. 20 августа прототип долетел из Сиэтла до аэродрома Райт за 9 часов и 3 минуты со средней скоростью в 378 км/ч, гораздо быстрее конкурентов.
Во время Второй мировой войны первыми B-17 стали применять Королевские военно-воздушные силы Великобритании в 1941; 8-я и 15-я воздушные армии США в 1942. Основное боевое применение — дневные стратегические бомбардировки немецкой промышленности. Также использовались во время высадки в Нормандии для нанесения ударов по немецким аэродромам ПВО (Операция "Pointblank").
В течение Второй мировой B-17 вооружались 32 боевые группы, максимум единиц в строю — в августе 1944, 4 574 самолёта ВВС США по всему миру, всего сброшено 650 195 тонн бомб на цели в Европе. Для сравнения, B-24 Liberator сбросил 451 691 тонну, все остальные американские ВВС сбросили 420 520 тонн. Около 4 750 единиц, или одна треть, B-17 были уничтожены в бою