В Киргизии сегодня зарегистрировано почти четыре десятка политических партий. Для небольшой страны с населением всего в пять миллионов человек список довольно солидный. Но, как и в России, далеко не все из них соответствуют своему статусу. Многие действуют только в период выборов, "кучкуются" вокруг одного лидера. По-настоящему активных, действующих в масштабах всей страны, не наберется и десятка. Еще меньше объединений, способных претендовать на места в парламенте. (В киргизском Жогорку Кенеше сейчас половина мест отдается депутатам, которые избранны по партийным спискам).
Сейчас, когда в Киргизии обсуждаются серьезные поправки в Конституции и после ее обсуждения на референдуме вполне вероятны досрочные парламентские выборов, многих политиков и экспертов интересует вопрос: а как же сами киргизстанцы оценивают весомость, эффективность политических партий? Есть ли партии, отражающие их взгляды на будущее страны? В какой-то мере достоверный ответ на него дает социологический опрос, проведенный недавно популярной в Киргизии газетой "Общественный рейтинг".
В качестве вариантов респондентам были представлены девять партий, наиболее активно участвующих сегодня в политической жизни страны. Это оппозиционные Партия коммунистов Киргизии и "Ар-Намыс", центристские объединения "Моя страна" и "Единство Кыргызстана", Социалистическая партия "Ата-Мекен", Демократическая партия женщин, Народная партия, Социал-демократическая партия, "Эркин Кыргызстан". Предлагался также и вариант ответа: "Нет еще такой партии".
Самый низкий процент голосов — от полутора до двух процентов — получили партии, известные своими популистскими и в значительной степени националистическими акциями: Народная партия, Социал-демократическая партия и "Эркин Кыргызстан". В одну обойму эти партии попали, несмотря на то, что возглавляют их очень разные лидеры. Мелис Эшимканов (Народная партия), например, прославился тем, что от крайней оппозиции он постепенно скатился к полной лояльности действующему режиму. Председатель политсовет Социал-демократической партии Алмаз Атамбаев является преуспевающим бизнесменом. А вот Турсунбай Баки уулу ("Эркин Кыргызстан") известен своей религиозностью и близостью к мусульманским фундаменталистам. В одну группу их собрали одинаково низкая популярность и устойчивое снижение рейтинга.
Более стабильной можно считать положение Демократической партия женщин Кыргызстана (2,4 процента) и "Единства Кыргызстана" (3,2). Однако с таким результатом тоже трудно надеяться на солидное представительство в парламенте.
Чуть больше голосов (4-5 процентов) получили Социалистическая партия "Ата Мекен", чей лидер депутат Законодательного собрания Омурбек Текебаев уже дважды претендовал на пост президента страны.
А вот тройку лидеров замыкает центристско-президентская партия "Моя страна". Ее нынешний лидер Джоомарт Оторбаев считается наиболее вероятным преемником Аскара Акаева. Тем не менее, она набрала чуть больше восьми с половиной процентов голосов. А вот партия "Ар-Намыс", несмотря на то, что ее лидер Феликс Кулов давно уже находится за решеткой, занимает по результатам голосования второе место с довольно приличным рейтингом — 14,1 процента. Эксперты считают этот результат следствием постоянно растущей популярности опального политика, который за годы независимости Киргизии побывал на самых высоких должностях — вице-президент, министр внутренних дел и министр безопасности, губернатор Чуйской области и мэр Бишкека. Большинство киргизстанцев считает, что и тюрьму Феликс Кулов попал как раз из-за того, что является наиболее вероятным кандидатом на пост президента и наиболее подготовленным для этой высокой должности.
А вот абсолютным лидером в рейтинге популярности стала... Партия коммунистов Кыргызстана. За нее проголосовало почти 20 процентов респондентов. И это с учетом того, что в голосовании принимали участие, в основном, жители больших городов и столицы республики. В сельских же районах рейтинг коммунистов еще выше.
Впрочем, если быть совсем точными, то и коммунисты тут были не самыми первыми. Наибольшее число респондентов отметило графу "Нет еще такой партии". Так проголосовала почти половина опрошенных (42,2 процента). Это дает основание утверждать, что каким бы условным не являлось данное голосование, оно четко показывает: поле для деятельности новых политических партий отнюдь не заполнено.
Так что вполне объясним тот факт, что в течение последнего времени на политическом небосклоне республики было отмечено появление еще трех политических партий. И ориентацию их нельзя не признать показательной. На базе движения "Эл аракети" в мае месяце была создана Киргизская национальная партия под председательством бывшего ректора Ошского университета Бакыта Бешимова. Чуть позже независимый журналист Наркас Мулладжанов объявил о создании Исламской демократической партии. Впрочем, почти сразу же она была преобразована в движение, чтобы избежать противоречий с законодательством, которое запрещает создание партий на религиозной основе. А в августе месяце сего года была создана правоцентристская партия "Глас народа", провозгласившая "поддержку наиболее прогрессивной части нашего общества".
Так что главной сило на предстоящих выборах Жогорку Кенеша вполне могут стать коммунисты, националисты, да еще исламисты. Странный и не очень обнадеживающий набор.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.