По словам профессора Лоуренса Хакуборда, Нидерланды и Поморье связывают крепкие узы.
"Между русским севером и Нидерландами всегда существовала связь", — говорит профессор Лоуренс Хакуборд, сотрудник Центра Арктики в городе Гронингене (Нидерланды). Хакуборд, пожалуй, один из самых известных голландских ученых, занимающихся исследованием Арктики. "Имя Виллема Баренца знакомо каждому голландцу и, думаю, каждому русскому".
У голландцев давние связи с русским севером, причем голландцы эти связи очень ценят и прилагают все усилия для их поддержания. "Скандинавы, в том числе и голландцы, издавна торговали с жителями этого региона, а года с 1560-го купцы начали продавать свои товары и на Кольском полуострове. Их самих интересовала главным образом семга. В 1578 году торговые корабли голландцев достигли уже Белого моря и Холмогор. В 1583 году несколько голландских кораблей, преследуемых конкурентами-датчанами, достигли устья Двины и того самого места, где ныне стоит город Архангельск. Они не могли не оценить удачного географического положения нового порта (сюда легко было завести корабли), что и сделало впоследствии Архангельск одним из крупнейших торговых городов. С тех самых пор Голландию и русский север связывают прочные торговые контакты".
Хакуборд уже многие годы занимается изучением истории этого района и тем влиянием, которое в свое время оказали на него голландцы. "В Архангельске долгое время проживало довольно много голландцев. Голландские фамилии здесь не редкость и в наши дни".
Успешно развивавшаяся в этом районе торговля не могла не привлечь внимания голландских исследователей. Ведь здесь, рядом, пролегал путь к китайским и японским богатствам.
"Первую вылазку предпринял Оливер Брунел. Он отправился в плавание в 1584 году, однако его корабль потерпел крушение. Виллем Баренц фактически отправился по следам своего соотечественника, предприняв 3 арктические экспедиции и даже перезимовав на Новой Земле. Он умер, возвращаясь на родину из своего последнего плавания, но прежде подарил морю свое имя.
Однако исследование этого региона голландцами отнюдь не закончилось гибелью Баренца. В 1880 году в Голландии снова возродился интерес к Арктике: в плавание отправилось исследовательское судно "Виллем Баренц". А сейчас мы, сотрудники Центра Арктики, фактически идем по пути наших соотечественников".
Центр Арктики является частью Гронингенского университета, одного из старейших учебных заведений в Голландии. Центр был основан в 1969 году. В настоящее время это информационный центр полярных исследований. Среди изучаемых им регионов и Баренцево море. Хакуборд самолично бывал на Новой Земле, вел раскопки на месте зимовки экипажа Баренца "Behouden Huys". "Эти места представляют для нас колоссальный интерес. Нам важно все, что связано с экспедицией Баренца, я имею в виду место зимовки его команды. Кроме того, мы занимаемся изучением жизни в Архангельске голландских купцов и рядом других вопросов. Мы также являемся участниками археологического проекта, в рамках которого мы сотрудничаем с Поморским университетом в Архангельске и университетом Тромсе в Норвегии в изучении местных памятников Бронзового века, влияния викингов на этот регион, а также того периода, когда здесь появились англичане, голландцы и представители других народов. Мы хотели бы провести здесь раскопки, нам интересно знать, какой была здесь материальная культура, как мигрировало местное население, как шла колонизация территорий".
У голландского Центра Арктики множество проектов, связанных с Баренцевым морем. "Этот регион весьма притягателен для нашего центра не только с исторической точки зрения, но и с точки зрения экономики, проведения исследований окружающей среды. Пожалуй, он является главным объектом наших исследований".
Хакуборда очень привлекает и сама личность Виллема Баренца. Мальчиком он внимательно изучал висевший у них в классе большой плакат, на котором был изображен Баренц на зимовке. Каждый раз, всматриваясь в рисунок, маленький Хакуборд обнаруживал в нем все новые и новые детали. Замечательная история жизни его знаменитого соотечественника, полная драм и приключений, никак не могла оставить его равнодушным. Ему непременно нужно было самому посетить те места, где побывал великий путешественник.
В 1987 году Хакуборд приехал в Мурманск. Здесь он встречался с директором районного музея Владимиром Пожидаевым, который, правда, сообщил ему, что добраться до Новой Земли практически невозможно: все-таки закрытая зона, военные. Однако администрация музея помогла ему попасть на Кольский полуостров, где участники злосчастной экспедиции Баренца некогда встретились со своими соотечественниками. В этой поездке Хакуборда сопровождала одна из сотрудниц музея.
Вернувшись в Гронинген, Хакуборд обратился к мэру города с предложением установить побратимские связи с Мурманском, и уже в 1989 году его предложение воплотилось в жизнь. Хакуборд вернулся в Мурманск уже в составе официальной делегации. В 1991 году он снова побывал на русском севере. На этот раз он отправился в Архангельск, в Поморский университет, где долго спорил с вице-президентом Архангельской области Мариной Белогубой, доказывая ей, что ему, во что бы то ни стало, необходимо побывать на Новой Земле. Та весьма категорично развеяла надежды голландца. Путешествие представлялось чем-то совершенно невозможным. Но уже через год ситуация изменилась. После встречи со Светланой Гусаровой из Петербургского университета исследования Арктики и Антарктики Хакуборд и его команда получили разрешение на свою поездку, и в августе 1992 года они отправились на Новую Землю, где было проведены раскопки зимовья Баренца. Хакуборд считает эту экспедицию очень важным моментом в своей жизни.
"Виллем Баренц принадлежит к числу тех исторических фигур, которые в Нидерландах известны буквально каждому, — говорит Хакуборд. — У нас не принято слишком уж поклоняться своим героям, но Баренц это другое дело. О его экспедициях слышал каждый. Не будь его, не было бы и других экспедиций. Каждый раз, приезжая на русский север, я замечаю здесь большой интерес к его личности. 1996-й год у нас с Голландии был объявлен годом Виллема Баренца: исполнилось как раз 400 лет с момента его исторической экспедиции. Тогда интерес к личности этого великого путешественника вспыхнул с новой силой".
Хакуборд считает, что узы, связывавшие Нидерланды и русский север на протяжении нескольких веков, в последнее время еще более упрочились. "Наша страна, в числе других, помогает освободить этот район от ядерных отходов. Активно развиваются экономические связи, в частности с морским портом Ээмшавен в Гронингене, который очень заинтересован в торговле древесиной. Архангельская область представляет большой интерес для голландских компаний: у нее большой технический и сельскохозяйственный потенциал, и его развитию в немалой степени способствует Голландский дом в Архангельске. Одна проблема: в Архангельск голландские суда приходят порожняком, а возвращаются груженные российской продукцией.
Поморье действительно представляет большой интерес для Нидерландов. Ведь связям между нашими странами уже 400 лет!" Новым, пожалуй, в этих связях является то, что теперь они ориентированы на подъем Мурманска, и ведущую роль в этом играют голландские компании.
На фотографии: профессор Лоуренс Хакуборд
Ричард Вакенаар
Специально для ПРАВДЫ.Ру
Перевод с английского Веры Соловьевой
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.