ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СЕМЕРКА построит глав национальных республик по российскому ранжиру
Опубликованный в субботу Указ Владимира Путина о нарезке территории страны на семь федеральных округов уже вызвал огромный резонанс, как в нашей стране, так и за рубежом. Несмотря на то, что разговоры о необходимости укрупнения территориального деления России идут давно, никто не ожидал, что новый президент начнет свое правление с реформы именно в этой области администрирования. И уж тем более никто не ожидал, что он рванет, что называется, с места в карьер.
Пока сложно судить о том, насколько продуманно это решение и имеется ли точно проработанный план последовательных действий в этом направлении. Но если команда Путина действует в проработанном режиме, а, похоже, это именно так, то нас в ближайшее время ожидает крупная административная реформа, которая в силу своей глобальности не может обойтись без перекройки Конституции.
Известно, что вариантов реформы было несколько. Многие аналитики до последнего времени предсказывали, что, скорее всего, Путин предпочтет вариант, связанный с отменой выборов губернаторов. Если бы такая идея была воплощена в жизнь, то, возможно, нарезки России на округа и не понадобилось. Но, видимо, с этим вариантом у путинских советников возникли серьезные осложнения. Скорее всего, кремлевским технологам никак не удавалось на законном основании преодолеть естественное нежелание президентов национальных республик расставаться с привычной для них суверенностью.
Выбрав путь реформирования через указы, Путин, очевидно, хочет сохранить максимальную свободу маневра для своих действий, он явно не желает связывать себя длительными процедурами уламывания парламента на принятие соответствующих поправок к Конституции. Ему ближе способы правления Ельцина, который весь второй срок своего правления практически руководил страной через институт указов, редко достигая значимых результатов в парламенте. Видимо и на этот раз, даже имея в парламенте мощную пропрезидентскую фракцию, это способ управления страной был выбран как наиболее эффективный.
Впрочем, какие бы модели реформирования страны не рассматривались в штабе Путина, уже ни у кого не вызывает сомнения главная политическая цель президента страны. По сути дела, с самого начала своей деятельности он демонстрирует желание ужесточения властной вертикали, которая, по мнению Путина, и есть тот самый пресловутый инструментарий, необходимый для начала рабочей вахты.
В свое время Ельцин пришел к власти под лозунгом «возьмите суверенитета столько, сколько сумеете проглотить». Этот лозунг во многом предопределил как его победу на выборах, так и его последующую слабость в качестве главы государства. Центробежные силы, запущенные первым президентом России, позволили устояться региональной элите, почувствовать свою независимость от центра, а в ряде случае даже претендовать на собственную государственность. В свою очередь независимость удельных национальных князьков не давала покоя наиболее амбициозным представителям региональных элит, которые имели все основания заявлять о правомерности своего непослушания центру. В таких условиях фундамент государственности России размывался, и говорить об управляемости страной, которая особенно необходима при решении задач по выходу из кризиса, не приходилось.
В этом смысле указ президента может покончить с сепаратизмом в России раз и навсегда, окончательно выбив почву из-под ног лидеров национальных республик, уравняв их по статусу со всеми остальными субъектами Федерации.
С другой стороны, Путин и губернаторы не могут не отдавать себе отчет, что одного указа для кардинальной перестройки страны явно недостаточно. Для этого требуется глубокий пересмотр Конституции и прочей нормативной базы. А это дело, как известно, президентской администрации не подвластно. И уповать на то, что губернии отдадут свои права «за здорово живешь», новому президенту не стоит. Вполне возможно, Путин рассчитывает на то, что национальные автономии имеют явное меньшинство в нижней палате парламента, а представителям бедных областей и так нечего терять кроме своего бесправия. Однако пока неизвестно, как далеко Путин намерен зайти в своих революционных начинаниях и насколько готовы губернаторы к таким переменам.
Не может не бросаться в глаза, что до сих пор со стороны губернаторской братии не прозвучало ни одного более-менее резкого критического замечания в сторону указа. Более того, Минтимер Шаймиев, неожиданно его одобривший, даже предложил привести в соответствие с Основным законом страны конституцию самого свободного в России Татарстана. Сверхосторожная позиция президента Татарии, при его известных взглядах на устройство Федерации, свидетельствует только о том, что региональная элита затаилась и пока предпочитает не высовываться.
Между тем у путинского указа есть еще одна заметная положительная сторона. По сути дела, указ отменяет прежний институт представителей президента на местах. Теперь под эту реорганизацию можно подвести настоящую реформу института представителей президента, наделив последних соответствующими их статусу полномочиями. Теперь представитель президента, воспользовавшись сокращением прежнего аппарата, может увеличить штат, сконцентрировать в своих руках работу спецслужб, представителей счетной палаты,прокуратуру и т.д. Была бы только воля президента, а исполнители не подкачают.
Ведь теперь великолепной семерке почти в тринадцать раз легче будет добраться до ушей президента, чем его прежним представителям в регионах, а, следовательно, во столько же раз увеличиваются их возможности оперативно реагировать на самодеятельность региональных князьков. В случае наделения представителей возможностями реального контроля за расходованием бюджетных средств, их реальная сила вырастет во столько крат, что не считаться с ними станет просто невозможно. Не надо забывать другой, не менее важный, момент: в последнее время в кулуарах Дума кремлевские лоббисты поговаривают о возможности внедрения системы замены губернатора в случае их серьезного нарушения Конституции. Всем понятно, что если закон об «отзыве» будет принят, «полномочные» окончательно приобретут силу опричников Ивана Грозного.
И, тем не менее, Путин не может не понимать, что без изменений в Конституции его начинания могут потонуть в российской трясине. В конце концов, вечно жить по указам невозможно, и для реализации реформ необходимы законы. Не случайно сегодня в кремлевской администрации заявили, что не исключают возможности изменения порядка формирования Совета Федерации. В Кремле сообщили, что сейчас консультации по этому вопросу ведутся и с губернаторами, и с представителями политических партий и движений, и с лидерами думских объединений. Кремль не скрывает, что хотел бы видеть в Совете Федерации не губернаторов и руководителей законодательных органов власти, а неких постоянных сенаторов по типу палаты лордов в Великобритании, а фактически вернуться к тому переходному периоду формирования палаты, который был апробирован после декабрьских выборов 1993-го года.
Короче, концентрация власти в России на данном этапе исторического развития ни у кого не вызывает откровенно негативной реакции. Большинство населения страны устало от безвластия, и все хотят, чтобы в управлении государством был, наконец, наведен элементарный порядок. В этом направлении и движется новый народный избранник, концентрируя власть в своих молодых руках. Нам же остается только надеяться, что, достигнув своей цели, новый наш президент или его будущий сменщик сохранят ясность сознания, не впадут в детство или еще хуже превратятся в дракона.
Дамир ЖАМАЛЬДИНОВ
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру
*