Тайвань: «бархатная революция»
Ухудшилась ли ситуация в Тайваньском проливе в результате избрания лидера Демократической прогрессивной партии Чэнь Шуйбяня президентом "мятежного" островка? Эту проблему сегодня анализирует пекинский корреспондент "ПРАВДЫ On-line"Андрей Крушинский.
Китай с Тайванем преподнесли миру сюрпризы: ожидалось, что после президентских выборов (если их выиграет "сепаратистски настроенный" Чэнь Шуйбянь), на материке неминуемо разыграется буря, способная разметать зыбкий мир во всем регионе. Но хотя субботним вечером победу торжествовал именно он, на материке царил штиль. Цунами же разыгралось, где этого не ждали - на островке.
Накануне тайваньских выборов, как уже писала "ПРАВДА On-line", премьер Госсовета КНР Чжу Жунцзи выступил на пресс-конференции с небывало резкими предостережениями в адрес Тайваня и США. Напомню его высказывания: "Кое-кто сейчас калькулирует - сколько самолетов, ракет, военных судов имеется у Китая, делая вывод, что Китай в данном случает не в состоянии применить силу, но если бы такие калькуляции были правомочны, сегодня миром владел бы Гитлер, - провозгласил глава китайского правительства. - Эти люди плохо знают Китай. Китайский народ готов пролить кровь и понести любые жертвы, защищая суверенитет и территориальную целостность своей Родины". И еще: "Некоторые люди в неких странах, - отметил он, подразумевая США,- считают Китай потенциальным врагом и стремятся превратить Тайвань в огромный непотопляемый авианосец, нацеленный против Китая..." Тайваньцев же премьер Госсовета КНР предупредил: "Не ошибитесь в выборе, последствия ошибки могут быть непредсказуемыми".
Тайваньцы избрали, тем не менее, Чэнь Шуйбяня, снискавшего 39 процентов голосов - лишь на 2 процентных пункта (т.е., примерно на 300 тыс. избирателей) больше, чем у его конкурента Джеймса Суна. Второго тура там, напомню, не предусмотрено, решает простое большинство. Как констатировали не без злорадства западные СМИ, "окрик с материка" поднял рейтинг "сепаратиста": мол, Чжу Жунцзи "вольно или невольно оказал услугу Чэнь Шуйбяню". В самом деле, как же это вышло: вольно или невольно?
Вопрос, по-моему, не праздный, ибо вопреки неблагоприятному, казалось бы, для Пекина решению тайваньских избирателей (и в полном несоответствии с только что прозвучавшими предостереженьями) в китайских "прифронтовых", напротив Тайваня лежащих провинциях Фуцзянь и Гуандун ни тайваньскими радарами, ни американскими спутниками-"шпионами" не отмечено ни малейших признаков военной активности, хотя высокопоставленные китайские военачальники в канун тайваньских выборов во всеуслышанье рапортовали о готовности "отстоять суверенитет Родины". Сразу же после публичных предостережений Чжу Жунцзи пекинский Институт по изучению общественного мнения провел экспресс-опрос, показавший, что 95 процентов граждан поддержали бы военную акцию против Тайваня, а 90 процентов высказались за то, чтобы решить тайваньскую проблему поскорей, "не оставляя ее потомкам", однако, если верить слухам, пекинским студентам, вознамерившимся было протестовать в воскресенье против избрания Чэнь Шуйбяня, власти порекомендовали от демонстрации воздержаться. Да и реакция Пекина, оглашенная еще в субботу агентством Синьхуа, оказалась весьма спокойной.
Зато буря разыгралась там, где ее вовсе не предвидели: на Тайване. Ночные шествия восторженных приверженцев претендента от оппозиции напомнили атмосферу "бархатных революций" в Праге и Софии (каковые автору этих строк довелось лично лицезреть и на страницах "Правды" освещать). А что творится уже пятые сутки в эпицентре - близ резиденции Ли Дэнхоя, ныне действующего президента Тайваня и председателя партии Гоминьдан! Западные агентства истолковали это как недовольство приверженцев Гоминьдана результатами только выборов: мол, разочаровались в "слабаке" - вожде. Наивность версии очевидна каждому, кто видел по "Си-эн-эн" кадры, запечатлевшие крайнюю озлобленность толпы. В ней явно преобладают те, что осмелели в результате поражения Гоминьдана и спешат дать разрядку долго сдерживавшейся ненависти...
Итак, кто же он, этот загадочный "возмутитель спокойствия" Чэнь Шуйбянь?
Выдвиженец Миньцзиньдана выделялся среди своих конкурентов молодостью: ему 49 лет - то-есть, родился уже после того, когда разгромленные Народно-освободительной армией Китая гоминьдановцы бежали с материка, окопавшись под защитой американских авианосцев на Тайване.
Во-вторых, он - выходец из низов.
В-третьих, в отличие от своих конкурентов, не учился в США, будучи выпускником Тайбэйского университета.
В-четвертых, не только не состоял в Гоминьдане, но именно на борьбе с чанкайшистской диктатурой построил свою карьеру.
Юрист по специальности, он в 80-х годах выступал защитником тайваньских диссидентов, протестовавших против гоминьдановской диктатуры, сам подвергался репрессиям. В ту пору жена его пострадала в автокатастрофе, подстроенной, как многие убеждены, агентами гоминьдановской охранки. Будучи избран мэром Тайбэя, приложил силы к созданию музея жертв гоминьдановских репрессий (в резне, устроенной ими в 1947 году было убито и замучено 30 тысяч тайваньцев).
Голоса избирателей Чэнь снискал в значительной мере благодаря обещанию навести порядок в стране, привлечь к ответственности коррупционеров из прогнившей гоминьдановской верхушки, искоренить гоминьдановский деспотизм. К этому, однако, примешивается постулат, для Пекина нежелательный: отрицание принципа "одна страна - два строя", согласно которому уже осуществилось воссоединение Китая с Гонконгом и Макао.
Впрочем, навряд ли на Тайване возможно выиграть выборы под лозунгом воссоединения - несмотря на то, что тайваньцы к "материку" (как там принято именовать КНР) настроены, как правило, благожелательно, заинтересованы в активном развитии всестороннего сотрудничества "через пролив". Тайвань уже основательно интегрирован с КНР экономически: свыше 40 тыс. его предприятий вплотную сотрудничают с "материком", торговый оборот составил в 1999 году 23,5 млрд. ам. долларов (т. е. вчетверо больше, чем между КНР и РФ), тайваньские капиталы, инвестированные в КНР, превысили уже 40 млрд. ам. долларов. Если артерии с материком оборвутся, этот островок неминуемо зачахнет. Но тайваньцев, кажется, страшит эгоистичное, назойливо им внушаемое опасение: а вдруг придется делиться плодами благосостояния с миллиардом соотечетвенников? Тем более, что в искусстве "промывания мозгов" гоминьдановские СМИ (плоть от плоти американских) ничем не уступают российским телеканалам НТВ или ОРТ. Более того, тайваньского политика, с открытым забралом проповедующего идеи воссоединения, неминуемо осадили бы сами же американцы, которым этот остров, как справедливо подчеркнул на пресс-конференции Чжу Жунцзи, нужен прежде всего как "непотопляемый авианосец", как форпост "дальневосточного НАТО", каковое они ныне стремятся сколотить.
Нельзя не отметить, что свои речи о "независимости" Чэнь Шуйбянь сочетал с призывами формировать всесторонние связи с КНР (которые гоминьдановской властью столь усердно сдерживались, что вышеупомянутое объемное экономическое сотрудничество идет пока что не напрямую , а через посредников- почти нелегально). В канун выборов он продемонстрировал гибкость, публично отвергнув свое же раннее оглашенное намерение устроить на Тайване "референдум о независимости" (существенно усугубивший бы взаимоотношения с Пекином). Наконец, в субботу вечером, едва его поздравили с победой, Чэнь Шуйбянь заявил о готовности еще до своей, на май намеченной официальной инагуарации (т.е. в качестве "неофициального", так сказать, лица) встретиться в любой точке Земли с кем-либо из высших руководителей КНР.
Выходит, что западные агентства поторопились истолковывать результаты выборов как тайваньское "нет" Пекину. На мой взгляд, было бы правомерней воспринимать 18-е марта как День крушения самого замшелого из существовавших на Земле проамериканских режимов. Крушения, увы, не полного пока что, но болезненного. На гоминьдановцев Америка сделала ставку с середины 40-х годов, пытаясь их руками установить свое господство над самой многонаселенной страной мира. Она же оберегала и подкармливала "тайваньский бастион", искуственно образованный после их изгнания с материка. Именно гоминьдновский режим служил козырной картой Соединенных Штатов в рассчетах навеки сохранить Тайвань в роли "непотопляемого авианосца".
В своих предвыборных речах Лянь Чань (нынешний вице-президент, выступивший соискателем президентского поста от Гоминьдана, и оказавшийся лишь третьим с 23 процентами голосов) был по проблеме "независимости" не столь радикален, как Чэнь Шуйбянь: "Не нужно, - говорил он, - нервировать материк", достаточно, мол, "сохранить статус-кво". А что это такое в данном случае - статус-кво, как не консервирование разделенности Китая? Со сойственном для них лицемерием США утверждают, что блюдут будто бы принцип "одного Китая" и что с Тайванем поддерживают "лишь неофициальные отношения". Но в результате "неофициальной" накачки американским оружием этот островок едва ли не превзошел КНР по современным самолетам и боевым кораблям! К тому же США вполне официально грозят оборонять Тайвань от "агрессии" КНР...
Какой бы терминологией ни пользовались Ли Дэнхой и Лянь Чань, пока власть в их руках, Тайвань оставается "непотопляемым авианосцем" США, и его воссоединение с КНР практически неосуществимо. С переходом президентского поста к "сепартисту" Чэнь Шуйбяню Пекин, следовательно, ничего не теряет, но шансы может обрести, поскольку тот никоим образом не связан с гражданской войной 40-х годов и последующим полувековым противостоянием, сам же - во вражде с режимом, который китайские коммунисты свергли полвека назад на материке. Штурвал "авианосца" переходит теперь к иной команде, а это позволяет надеяться на то, что изменится со временем и его курс, на компромиссы двух берегов Тайваньского пролива, на поступательное смягчение напряженности и будущее воссоединение. Впрочем, даже при самом благоприятном стечении обстоятельств это произойдет не скоро, ибо главной препоной был и остается не столько Тайбэй, как Вашингтон.
Андрей КРУШИНСКИЙ.
Пекин.
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру
*