Геннадий Ходырев специально для «ПРАВДЫ On-line»: ЛЮДИ ГИБНУТ ЗА МЕТАЛЛ

Число хищений цветных металлов в России возросло с 4 тысяч в 1993 году до 74 тысяч в 1999 году. Только на предприятиях электроэнергетики зарегистрировано почти двадцать одна тысяча хищений, украдено более одиннадцати тысяч тонн оборудования, проводов высоковольтных линий, десятки тысяч километров кабелей. Образовался целый криминальный сектор экономики, в котором "трудятся" десятки тысяч человек. Что с этим намерено делать Государство Российское? Об этом - интервью нашего обозревателя Анатолия Баранова с депутатом Государственной думы РФ, председателем рабочей группы по данной проблеме Геннадием ХОДЫРЕВЫМ.

На протяжении последних лет в России растет количество хищений металлосодержащего имущества с целью его реализации в виде металлолома. Такая ситуация возникла после того, как указом Ельцина в 1995 году были сняты ограничения на экспорт многих товаров и услуг, в том числе на экспорт лома цветных металлов. В соответствии с данным указом, частные юридические лица получили право принимать, а граждане и индивидуальные предприниматели - сдавать лом цветных металлов. Экспорт лома меди увеличился с 28,6 тыс. тонн в 1995 году до 356,5 тыс. тонн в 1998 году, а лома алюминия, соответственно, с 11,9 тыс. тонн до 367,3 тыс. тонн. Неограниченный спрос на лом цветных металлов на зарубежных рынках, а, следовательно, коммерческая привлекательность рассматриваемого вида деятельности, привели к его криминализации и значительному росту числа сопутствующих преступлений.
Число зарегистрированных хищений цветных металлов и изделий из них в России возросло с 4 тысяч в 1993 году до 74 тысяч в 1999-м. И тенденция эта продолжает сохраняться в настоящее время.
В 1999 году только на предприятиях электроэнергетики совершено почти двадцать одна тысяча фактов хищений, в том числе украдено более одиннадцати тысяч тонн оборудования, проводов высоковольтных линий, кабелей (десятки тысяч километров) и другого имущества. По фактам хищений правоохранительными органами возбуждено свыше 11 700 уголовных дел. Общая сумма причиненного материального ущерба, включая затраты на восстановительные работы, составила свыше 1,9 млрд. рублей. В процессе этих хищений зарегистрирован 721 несчастный случай, в том числе со смертельным исходом - 544. Особенно неблагоприятное положение наблюдается в Республике Татарстан, Приморском, Красноярском краях, в Пермской, Самарской, Орловской, Ростовской, Ленинградской областях. “Рекордсменами” по числу хищений лома цветных металлов являются Свердловская и Челябинская области и Санкт-Петербург...

- Я могу еще и добавить, - говорит Геннадий Ходырев. - Хищение лома цветных металлов также наносит огромный ущерб функционированию железнодорожного транспорта. Случаи хищения дорогостоящего оборудования, содержащего цветные металлы, на железной дороге в последнее время значительно участились, что создает реальную угрозу безопасности людей и транспорта. Общий ущерб за 1999 год по отрасли от этого вида преступлений превысил 75 млн. рублей.
В свое время принятие федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности” не решило проблемы вывоза цветных металлов, так как действие данного закона не распространяется на внешнеторговую и таможенную деятельность, в связи с чем ограничения на вывоз из страны металлолома и не действуют.
В Указе Президента Российской Федерации от 31 марта 2000 г. № 616 “О дополнительных мерах по обеспечению безопасного функционирования важнейших отраслей экономики”, постановлениях Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. № 822 “Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов” и от 4 апреля 2000 г. “О внесении изменений и дополнений в Положение о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов” также не в полной мере решены вопросы государственного регулирования в области экспорта лома цветных металлов и, как следствие, не происходит снижения числа хищений лома цветных металлов.
- Что же предлагает ваша группа?
- Предлагается проект федерального закона “О государственном регулировании деятельности в области экспорта лома цветных металлов”. Он призван восполнить данный пробел в законодательстве и устанавливать правовые основы деятельности в области экспорта лома цветных металлов в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, сохранения сырьевой обеспеченности отечественной металлургии и возмещения потерь государства, возникающих при неконтролируемом экспорте лома цветных металлов.
- Нельзя ли подробнее остановиться на деталях, чтобы читатели могли понять основные особенности нового законодательного акта.
- Законопроект состоит из 7 статей, включающих общие положения, вопросы ограничений в области экспорта лома цветных металлов с территории Российской Федерации, порядка осуществления деятельности в области экспорта лома цветных металлов, меры государственной поддержки металлургического производства Российской Федерации, международного сотрудничества и ответственности за нарушение законодательства в данной сфере.
В законопроекте в рамках законодательства Российской Федерации решается проблема введения в правовое русло и упорядочения неконтролируемого на сегодняшний день экспорта лома цветных металлов.
Вводится правовая норма, в которой лом цветных металлов признается стратегически важным сырьем Российской Федерации, и, в соответствии с которой, налагается запрет до 1 января 2005 года на экспорт лома цветных металлов с территории Российской Федерации, за исключением экспорта лома цветных металлов, осуществляемого в рамках международных договоров и межправительственных соглашений Российской Федерации.
В соответствии с законопроектом, вводятся временные ограничения действия закона и перечень цветных металлов, содержащихся в ломе цветных металлов, и утверждаемого Правительством Российской Федерации, на которые распространяется действие настоящего закона.
Также вводится порядок осуществления деятельности в области экспорта лома цветных металлов, в соответствии с которым правоустанавливающие документы, выданные субъектам предпринимательской деятельности в данной сфере, подлежат переоформлению с учетом положений настоящего закона и требованиям, предъявляемым к ним законодательством Российской Федерации. Эти меры позволят конкретизировать ряд постановлений Правительства Российской Федерации в части детализации ограничения деятельности хозяйствующих субъектов в области оборота лома цветных металлов. Принятие федерального закона “О государственном регулировании деятельности в области экспорта лома цветных металлов” в нашем варианте позволит несколько выправить существующий перекос.
- То есть, ситуация будет немного подправлена. Но радикального решения, так чтобы с момента вступления закона в силу все сразу наладилось - не произойдет?
- А как иначе? С государственной точки зрения может вообще экспорт лома цветных металлов следовало бы запретить законодательно. Но уже выросла целая индустрия со своей группой давления, которая на этом деле живет. И уже завязана на вполне реальные экономические интересы, которые так просто не разорвать. Когда мне пришлось фактически создавать и затем руководить министерством по антимонопольной политике, которому были вменены в обязанность и некоторые функции по контролю за предпринимательством, некоторая перевернутость нашей экономики стала для меня очевидной во все, как бы это сказать, красе. На каком-то базовом, паразитическом и вредном с общей точки зрения экономическом процессе нередко вырастает целая своя инфраструктура, свое микросообщество. Да и не такое уж "микро" - тысячи людей добросовестно обслуживают нередко патологический экономический процесс. Как в Чечне, где вокруг краж из нефтепроводов возникли целые семейные заводики по переработке и реализации "добытого". Заводик можно взорвать, но потом будешь долго возить туда гуманитарные грузы с хлебом, потому что те, кто кормился вокруг этого криминального, безусловно, бизнеса, остаются без средств к существованию. Можно по такой опухоли пройтись скальпелем, но потом долго и нудно будешь избавляться от социальных последствий решения. С другой стороны - почему при Советской власти, какая она ни была растакая, провода не крали? Я руководил огромной областью, и не помню ни одного случая подобного. Не было двух предпосылок - отсутствовал "черный рынок" металлического лома и легальные заработки граждан позволяли им даже не думать о том, чтобы выдирать медные контакты из трансформаторных будок. Вот на ликвидацию базовых предпосылок незаконного оборота черных и цветных металлов и должен ориентироваться законодатель. Это серьезная работа, но мы ее доведем до ума.

Беседу вел
Анатолий БАРАНОВ.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить