Число хищений цветных металлов в России возросло с 4 тысяч в 1993 году до 74 тысяч в 1999 году. Только на предприятиях электроэнергетики зарегистрировано почти двадцать одна тысяча хищений, украдено более одиннадцати тысяч тонн оборудования, проводов высоковольтных линий, десятки тысяч километров кабелей. Образовался целый криминальный сектор экономики, в котором "трудятся" десятки тысяч человек. Что с этим намерено делать Государство Российское? Об этом - интервью нашего обозревателя Анатолия Баранова с депутатом Государственной думы РФ, председателем рабочей группы по данной проблеме Геннадием ХОДЫРЕВЫМ.
На протяжении
последних лет в России растет количество хищений
металлосодержащего имущества с целью его
реализации в виде металлолома. Такая ситуация
возникла после того, как указом Ельцина в 1995 году
были сняты ограничения на экспорт многих товаров
и услуг, в том числе на экспорт лома цветных
металлов. В соответствии с данным указом, частные
юридические лица получили право принимать, а
граждане и индивидуальные предприниматели -
сдавать лом цветных металлов. Экспорт лома меди
увеличился с 28,6 тыс. тонн в 1995 году до 356,5 тыс. тонн
в 1998 году, а лома алюминия, соответственно, с 11,9
тыс. тонн до 367,3 тыс. тонн. Неограниченный спрос на
лом цветных металлов на зарубежных рынках, а,
следовательно, коммерческая привлекательность
рассматриваемого вида деятельности, привели к
его криминализации и значительному росту числа
сопутствующих преступлений.
Число зарегистрированных хищений цветных
металлов и изделий из них в России возросло с 4
тысяч в 1993 году до 74 тысяч в 1999-м. И тенденция эта
продолжает сохраняться в настоящее время.
В 1999 году только на предприятиях
электроэнергетики совершено почти двадцать одна
тысяча фактов хищений, в том числе украдено более
одиннадцати тысяч тонн оборудования, проводов
высоковольтных линий, кабелей (десятки тысяч
километров) и другого имущества. По фактам
хищений правоохранительными органами
возбуждено свыше 11 700 уголовных дел. Общая сумма
причиненного материального ущерба, включая
затраты на восстановительные работы, составила
свыше 1,9 млрд. рублей. В процессе этих хищений
зарегистрирован 721 несчастный случай, в том числе
со смертельным исходом - 544. Особенно
неблагоприятное положение наблюдается в
Республике Татарстан, Приморском, Красноярском
краях, в Пермской, Самарской, Орловской,
Ростовской, Ленинградской областях.
“Рекордсменами” по числу хищений лома цветных
металлов являются Свердловская и Челябинская
области и Санкт-Петербург...
- Я могу еще и добавить, -
говорит Геннадий Ходырев. - Хищение лома цветных
металлов также наносит огромный ущерб
функционированию железнодорожного транспорта.
Случаи хищения дорогостоящего оборудования,
содержащего цветные металлы, на железной дороге
в последнее время значительно участились, что
создает реальную угрозу безопасности людей и
транспорта. Общий ущерб за 1999 год по отрасли от
этого вида преступлений превысил 75 млн. рублей.
В свое время принятие федерального закона “О
лицензировании отдельных видов деятельности”
не решило проблемы вывоза цветных металлов, так
как действие данного закона не распространяется
на внешнеторговую и таможенную деятельность, в
связи с чем ограничения на вывоз из страны
металлолома и не действуют.
В Указе Президента Российской Федерации от 31
марта 2000 г. № 616 “О дополнительных мерах по
обеспечению безопасного функционирования
важнейших отраслей экономики”, постановлениях
Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999
г. № 822 “Об утверждении Положения о
лицензировании деятельности по заготовке,
переработке и реализации лома черных и цветных
металлов” и от 4 апреля 2000 г. “О внесении
изменений и дополнений в Положение о
лицензировании деятельности по заготовке,
переработке и реализации лома цветных и черных
металлов” также не в полной мере решены вопросы
государственного регулирования в области
экспорта лома цветных металлов и, как следствие,
не происходит снижения числа хищений лома
цветных металлов.
- Что же предлагает ваша группа?
- Предлагается проект федерального закона “О
государственном регулировании деятельности в
области экспорта лома цветных металлов”. Он
призван восполнить данный пробел в
законодательстве и устанавливать правовые
основы деятельности в области экспорта лома
цветных металлов в целях обеспечения
экономической безопасности Российской
Федерации, сохранения сырьевой обеспеченности
отечественной металлургии и возмещения потерь
государства, возникающих при неконтролируемом
экспорте лома цветных металлов.
- Нельзя ли подробнее остановиться на деталях,
чтобы читатели могли понять основные
особенности нового законодательного акта.
- Законопроект состоит из 7 статей, включающих
общие положения, вопросы ограничений в области
экспорта лома цветных металлов с территории
Российской Федерации, порядка осуществления
деятельности в области экспорта лома цветных
металлов, меры государственной поддержки
металлургического производства Российской
Федерации, международного сотрудничества и
ответственности за нарушение законодательства в
данной сфере.
В законопроекте в рамках законодательства
Российской Федерации решается проблема введения
в правовое русло и упорядочения
неконтролируемого на сегодняшний день экспорта
лома цветных металлов.
Вводится правовая норма, в которой лом цветных
металлов признается стратегически важным сырьем
Российской Федерации, и, в соответствии с
которой, налагается запрет до 1 января 2005 года на
экспорт лома цветных металлов с территории
Российской Федерации, за исключением экспорта
лома цветных металлов, осуществляемого в рамках
международных договоров и межправительственных
соглашений Российской Федерации.
В соответствии с законопроектом, вводятся
временные ограничения действия закона и
перечень цветных металлов, содержащихся в ломе
цветных металлов, и утверждаемого
Правительством Российской Федерации, на которые
распространяется действие настоящего закона.
Также вводится порядок осуществления
деятельности в области экспорта лома цветных
металлов, в соответствии с которым
правоустанавливающие документы, выданные
субъектам предпринимательской деятельности в
данной сфере, подлежат переоформлению с учетом
положений настоящего закона и требованиям,
предъявляемым к ним законодательством
Российской Федерации. Эти меры позволят
конкретизировать ряд постановлений
Правительства Российской Федерации в части
детализации ограничения деятельности
хозяйствующих субъектов в области оборота лома
цветных металлов. Принятие федерального закона
“О государственном регулировании деятельности
в области экспорта лома цветных металлов” в
нашем варианте позволит несколько выправить
существующий перекос.
- То есть, ситуация будет немного подправлена.
Но радикального решения, так чтобы с момента
вступления закона в силу все сразу наладилось -
не произойдет?
- А как иначе? С государственной точки зрения
может вообще экспорт лома цветных металлов
следовало бы запретить законодательно. Но уже
выросла целая индустрия со своей группой
давления, которая на этом деле живет. И уже
завязана на вполне реальные экономические
интересы, которые так просто не разорвать. Когда
мне пришлось фактически создавать и затем
руководить министерством по антимонопольной
политике, которому были вменены в обязанность и
некоторые функции по контролю за
предпринимательством, некоторая перевернутость
нашей экономики стала для меня очевидной во все,
как бы это сказать, красе. На каком-то базовом,
паразитическом и вредном с общей точки зрения
экономическом процессе нередко вырастает целая
своя инфраструктура, свое микросообщество. Да и
не такое уж "микро" - тысячи людей
добросовестно обслуживают нередко
патологический экономический процесс. Как в
Чечне, где вокруг краж из нефтепроводов возникли
целые семейные заводики по переработке и
реализации "добытого". Заводик можно
взорвать, но потом будешь долго возить туда
гуманитарные грузы с хлебом, потому что те, кто
кормился вокруг этого криминального, безусловно,
бизнеса, остаются без средств к существованию.
Можно по такой опухоли пройтись скальпелем, но
потом долго и нудно будешь избавляться от
социальных последствий решения. С другой стороны
- почему при Советской власти, какая она ни была
растакая, провода не крали? Я руководил огромной
областью, и не помню ни одного случая подобного.
Не было двух предпосылок - отсутствовал
"черный рынок" металлического лома и
легальные заработки граждан позволяли им даже не
думать о том, чтобы выдирать медные контакты из
трансформаторных будок. Вот на ликвидацию
базовых предпосылок незаконного оборота черных
и цветных металлов и должен ориентироваться
законодатель. Это серьезная работа, но мы ее
доведем до ума.
Беседу вел
Анатолий БАРАНОВ.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.