Михаил Делягин: Вызов глобализации. Зачем Россия миру?

На прошлой неделе “ПРАВДА On-line” познакомила своих читателей со статьей нашего нового автора “Владимир Путин — виагра для пожилой государственности”. Сегодня Михаил Делягин размышляет о глобализации…

***

Глобализация - качественно новый этап в развитии человечества. Информационные технологии впервые в истории сделали наиболее выгодным бизнесом преобразование не мертвой материи, а живого сознания. Это подлинная революция, последствия которой еще не осознаны.Другая примета глобализации - т.н. “метатехнологии”, использование которых исключает возможность конкуренции с их разработчиками. В наиболее чистом виде их идеология выражена в проекте “сетевого компьютера”, при котором пользователь имеет лишь монитор и клавиатуру, а его память и все результаты работы находятся у оператора.

Современные системы связи и работы в Интернете также часто предусматривают возможность скрытого использования информации со стороны разработчиков этих систем.Возникновение метатехнологий делает технологический разрыв между более и менее развитыми странами непреодолимым, что исключает для последних возможность успеха в глобальной конкуренции. Это усугубляется изменением важнейших ресурсов развития. В информационном мире это уже не пространство с закрепленными на нем народами и производством, а ставшие мобильными интеллект и финансы.

Созидательное освоение развитыми странами развивающихся при помощи прямых инвестиций стало уступать место разрушительному освоению путем обособления и изъятия финансов и интеллекта.Осмысление реалий этого перехода породило понятие “ловушки глобализации”, обсуждавшееся в Давосе-2000, и теорию “конченых стран”, попавших в эту ловушку и навсегда потерявших ресурсы развития.Для России проблемы выхода из “ловушки глобализации” усугубляются ее спецификой: высоким уровнем монополизации и региональной дифференциации, а также холодным климатом.Несмотря на скомпрометированность последнего тезиса, нельзя отрицать, что Россия является наиболее холодной с точки зрения зоны хозяйственной деятельности страной мира. Это обуславливает, в частности, повышенную энергоемкость производства и повышенную стоимость рабочей силы. Соответственно, такое производство и рабочая сила будут конкурентоспособны только при условии высокой сложности производства и труда.

Поэтому Россия может выжить, только будучи умной и решая сложные задачи. Концентрация на простых задачах означает гибель.

Надо определить, какая Россия и для чего нужна миру, и найти потребность его лидеров, которую мы можем удовлетворить лучше других. От способности ответить на этот вопрос зависит все наше будущее. Россия не только не может, но и не должна быть глобальной конкурентной или военной угрозой. Лишившись своей технологической пирамиды, она должна войти жизненно необходимым звеном в технологическую пирамиду развитых стран. Это должно быть достаточно сложное звено - ибо просто еще один источник сырья Западу уже не нужен.

Ценность России для человечества не в богатстве ее недр, теряющем значение по мере развития информационных технологий. Залогом конкурентоспособности становится особость, а главным фактором рыночной эффективности - культура.

Ценность России все больше заключается в оригинальном взгляде на мир, в нестандартном мироощущении, в интеллекте. С учетом этого ее место в мировом разделении труда - “фабрика мозгов”, конвейер по производству самого дефицитного и самого ценного человеческого сырья: творцов и революционеров, “интеллектуального и эмоционального полуфабриката”, способного к творчеству и генерированию принципиально новых идей.

Не следует ждать, что заметная часть этих людей сможет найти себе применение в России, но лучше что-то, чем совсем ничего. При этом, так как интеллект можно воспроизводить только при высоком уровне образования и, соответственно, благосостояния, мир будет заинтересован в нормализации жизни в России. С точки зрения регионального позиционирования пора признать:

  • — попытки постсоветской интеграции потерпели окончательный крах;
  • — Россия не имеет перспектив при доминировании модели глобальной интеграции и глобальной конкуренции, воплощаемой США.

Поэтому надо отстаивать региональную интеграцию как противовес глобальной. Но и это не безопасно: находящаяся между зоной евро и формирующейся зоной юаня - Россия будет разорвана этими центрами региональной интеграции, если не сможет стать мостом между ними. Инструмент превращения себя в катализатор трансевразийской интеграции - стимулирование всех интеграционных проектов. Ключевой элемент - реконструкция Транссиба и превращение его, в противовес “Великому шелковому пути”, в основную магистраль транзитного сообщения между Европой и Азией, а точнее - между Лондоном и Токио.

Россия должна включиться в создание системы наднационального регулирования наднациональных экономических процессов, поддерживая:- планы японских специалистов о контроле за спекулятивными капиталами (прежде всего хеджевыми фондами США) и возложении на МВФ ответственности за глобальную финансовую стабильность;- идеи бывшего министра финансов Германии Лафонтена о фиксировании максимальных колебаний евро, доллара и иены друг относительно друга подобно тому, как в 70-е годы это делалось для европейских валют.

Описанное позволит России оправиться после катастрофы конца ХХ века и создать себе новое прочное и достойное место в мире, взяв на себя выполнение уникальных и необходимых человечеству функций.

Михаил ДЕЛЯГИН.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить