Люди в ближайшем окружении Путина формулируют стратегическую цель президента России так: "Управляемая демократия и рыночная экономика".
При этом упор делается на "управляемую демократию" - сохранение формально демократических институтов, которые полностью контролируются и манипулируются государством. Считается, что формирование жесткой системы государственной власти, замкнутой исключительно на президента, позволит держать под полным контролем как общественное мнение (через формирующие его СМИ - в частности, очередной "наезд" на НТВ ожидается в ближайшие 10 дней), так и экономику (через прямое давление на важнейших субъектов экономики).
Поставлена задача сформировать такую систему и установить этот контроль до середины октября 2000 года. Она должна опираться на массовую партию, пронизывающую общество и формирующую его элиту по образцу КПСС (сейчас в "Единстве" 130 тыс, членов, ближайшим окружением Путина поставлена задача к концу года увеличить ее численность еще на 1 млн.чел, - до 1,13 млн.).
При наличии такой жесткой и всеобъемлющей системы государственной власти все три части окружения Путина ("чубайсовцьг, "волошинцы" и "питерцы") полагают необходимым полностью устранить государство от регулирования в экономике.
Считается, что, предоставленная самой себе, экономика сама решит все свои проблемы. Эта калька с режима Пиночета, ориентированная на сочетание суперлиберальной экономической политики и жесткого политического режима - признак простой неграмотности, так как не учитывает особенностей как Чили (финансовая поддержка США), так и России (неспособность энергетики, газовой и нефтя-ной промышленности сохраниться в условиях нарастающего инвестиционного кризиса без поддержки государства).
Однако, так как практически вся администрация президента действует в режиме "исполнения указаний" без какого-либо их осмысления, описанная самоубийственная для России политика может проводиться в течение долгого времени (до полного исчерпания политического ресурса Путина) с величайшей жесткостью, последовательностью и агрессивностью.
В последнюю декаду июня, по словам членов ближайшего окружения Путина, "следует вспомнить опыт кампании по борьбе с "врачами-вредителями" и добиться послушания общества кампанией по борьбе с "губернаторами-вредителями". Они позволят "пропихнуть" через Госдуму и Совет Федерации проект путинских законов с минимальными поправками.
При принятии закона о бюджете на 2001 год предполагается наделить представителей президента в округах не только силовыми, но и экономическими функциями. Они должны получить право контролировать исполнение региональных бюджетов, осуществляя, "при необходимости", "внешнее управление "региональными финансами. То, что такой порядок противоречит не только духу, но и букве Конституции РФ, никого в администрации президента не волнует. Правительство пронизано внутренними распрями более интенсивно, чем обычно.
Это отражает противоречия групп Березовского и "ленинградцев", с одной стороны, и постоянные трения между "чубайсовскими" ленинградцами, и выходцами из КГБ, считающиеся наиболее близкими к Путину. Все это делает вероятным осенью 2000 г. новую реструктуризацию правительства и, соответственно, "передел портфелей", но уже скорее не главных (скандалы маловероятны, и никто не захочет признавать сделанные при назначениях ошибки), а менее значимых. Кудрин не хотел становиться вице-премьером, трезво оценивая свою неспособность к стратегической деятельности, но главное - стремясь сохранить контроль за Минфином. Он надеялся, что вице-премьером станет Греф, который будет заниматься масштабными проектами и оставит полную свободу рук Кудрину. В результате Кудрин физически не сможет сохранить контроль за Минфином.
С другой стороны, появление конкурирующей с программой Грефа программы Маслюкова позволило Касьянову не принять ее к исполнению, что низводило его на роль простого исполнителя чужих замыслов, а отдать на рассмотрение правительству. Фактически мера вполне бессмысленная, так как правительство же в центре Грефа ее и писало, однако она превратила Касьянова в окончательного автора и арбитра, в вершителя судеб экономики, сделала его из "технического" премьера - премьером внешне почти полноправным.
При формировании правительства было допущено крайне нерациональное распределение полномочий, в результате чего сокращение числа ведомств не повысило, а сократило его эффективность. Греф получил одновременно функции стратегического планирования и оперативного управления (экспортный контроль, торговля, проблемы Севера) и напоминает Курчатова, вынужденного одновременно разрабатывать атомную бомбу и работать регулировщиком уличного движения.
Объединение управления промышленностью и наукой является абсолютно искусственным (наука ближе к образованию, а отраслевая наука и так не контролировалась Миннауки; впрочем, состояние последнего было таково, что его можно было присоединять хоть к Минсельхозу). Управление бюджетом было разорвано между целым рядом ведомств (до 8), однако единство его исполнения обеспечивалось курированием всех этих ведомств одним вице-премьером. Сегодня управление бюджетом разорвано между 3 высшими чиновниками правительства: ГТК курирует Касьянов, Минфин и МНС - Кудрин, межбюджетные отношения - Христенко. МВФ и Мировой банк - две разные организации, однако они традиционно выступают на переговорах с Россией единой командой.
Правительство России - единая организация, однако переговоры с ним впервые были разорваны между двумя вице-премьерами: Кудрин занялся МВФ, Христенко - Мировым банком. Столь нерациональным распределением полномочий правительство обречено на постоянные внутренние институциональные конфликты и потому в принципе неработоспособно, что делает вероятным его существенное обновление и реструктуризацию (наиболее вероятны с конца октября).
Непосредственной причиной такого организационного хаоса представляется стремление окружения Путина сохранить определяющую роль президентских структур в системе государственного управления. Для этого правительство должно быть дезорганизовано и парализовано внутренними склоками, которые не сможет разрешать самостоятельно, постоянно привлекая в качестве арбитра президентские структуры. Волошин выступает еще и в роли опытного кладовщика, который, стремясь не допустить своего увольнения, запутывает учет на складе (в данном случае - работу правительства) так, чтобы без него разобраться в ней было нельзя. Однако организационный хаос в правительстве даже с учетом этих факторов смог возникнуть только из-за полного невнимания к этой важнейшей проблеме со стороны самого президента.
Причина состоит в том, что Путин, по-видимому, рассматривал формирование правительства как своего рода «операцию прикрытия» для проведения значительно более важного для него мероприятия - реформа административного устройства Федерации. Разделение страны на 7 федеральных округов и введение постов наместников, координирующих и контролирующих деятельность правоохранительных органов и спецслужб, привело к «перехвату контроля» за последними федеральным центром у региональных властей.
Лишение губернаторов контроля за правоохранительной сферой впервые за последние годы создало принципиальную возможность борьбы с преступностью (не говоря уже о коррупции) на важнейшем - региональном уровне. Соответственно, ослабление унии с бандитами даст возможность проводить более рациональную экономическую политику и многим губернаторам. Это создаст угрозу примерно через год, когда наместники сформируют устойчивые отношения с губернаторами и станут фактически руководителями федеральных округов (этот процесс многократно усилит наличие у наместников экономических функций).
Однако до того реформа административного устройства Федерации будет полностью полезным мероприятием.
В отличие от предшествующих преобразований, она проводилась без всякого оповещения и рекламной подготовки, скрытно, «одним ударом». Путин понимал масштаб потенциального сопротивления и сделало все для его минимизации. Соответственно, скрытность и внезапность были дополнены отвлечением усилий потенциальных противников «ложной целью», в роли которой выступило формирование правительства. Все лоббистские силы, все олигархи и региональные бароны были поглощены борьбой за кресла и полномочия, и Путин в полной мере использовал отвлечение их внимания. Однако цена, заплаченная за успех административной реформы - неработоспособность правительства, объективно ведущая к перегрузке президентских структур (в первую очередь Совбеза) - представляется чрезмерной.
Опубликованные в четверг 25 мая в газете "Известия" тезисы советника В.Путина по экономике А.Илларионова были существенно переработаны им, в том числе с учетом замечаний руководства газеты. В оригинале "программа Илларионова", полученной из Вашингтона, сводится к следующему (курсивом выделены места, исключенные из публикации "Известий"):
Объективно данные тезисы являются выражением самого крайнего либерализма и способны привести к быстрой дезорганизации и распаду страны. Соавтором А.Илларионова при подготовке тезисов стал сотрудник российской дирекции в Мировом банке Б.Львин (также крайний либерал). Утешает одно: публикация программных тезисов официальным лицом - явный признак их невостребованности.
Тем не менее, тезисы достаточно ярко показывают степень адекватности советника Путина по экономике. В России поднимается инфляционная волна, вызванная фактической капитуляцией государства перед естественными монополиями.
Первый шаг был сделан 1 мая, когда были повышены тарифы на электроэнергию, отпускаемую с ФОРЭМ, - на 35 и на газ - на 25%. Второй этап сделало МПС, повысившее с 1 августа тарифы за грузовые перевозки на 30% (учитывая, что грузовые перевозки дотируют пассажирские, это означает усиление перекрестного субсидирования, что противоречит курсу правительства). Транснефть передала в ФЭК просьбу о повышении платы за прокачку нефти, мотивируя это необходимостью компенсировать расходы на строительство нефтепровода в обход Чечни (около 50 млн.долл,), а также на строительство БТС. Решение будет принято ФЭК в июне.
При этом необходимость подготовки к зиме вынуждают РАО «ЕЭС России» начать подготовку ко второму витку повышения тарифов; если это произойдет, повысит свои тарифы и «Газпром» (чтобы изъять часть дополнительных доходов энергетиков). На это наложится шестикратное повышение акцизов на бензин, которое даже по оценке Грефа приведет к 25-30% росту цен на бензин.
Ограничение повышения акцизов высокооктановым бензином сократит фискальный эффект меры и потребует найти дополнительные источники увеличения доходов бюджета, которые также усилят инфляцию. В условиях полной пассивности государства (а оно будет занято международными переговорами), инфляционная волна проявится в конце осени и приобретет самоусиливающийся характер.
30 июня состоится Собрание акционеров ОАО «Газпром», вскоре после которого на Совете директоров будет предпринята новая попытка заменить Вяхирева (скорее всего, Волошиным). Подготовка к этой замене ведется активно. В частности, принято несколько судебных решений по изменению устава «Газпрома», включая статьи, защищающие Вяхирева от замены. Субъекты экономики не доверяют российскому государству и боятся его. Это выражается не столько в том, что фондовый рынок не реагировал на «хорошие новости» (сыграли роль внешние факторы), сколько в:
В последние месяцы (примерно с января 2000 г.) под воздействием личности В.Путина разница в отношении аналитических структур республиканской и демократической партий США (и, соответственно, самих этих партий) к России практически исчезла.
Утрата США контроля за управляющими системами России - страны с ядерным арсеналом, а также уверенность в отсутствии у В.Путина государственного мышления и способности удержать страну от сползания к катастрофе, создающей в условии сохранения у России ядерных ракет угрозу интересам США, - все это привело к возникновению своего рода "водяного перемирия" между республиканцами и демократами, объединяющими усилия своих антикризисных команд (и, соответственно, свои собственные усилия) ради замены В.Путина.
Различие между республиканцами и демократами состоит в том, что первые заинтересованы в дезинтеграции России. Однако их равно пугает такая дезинтеграция ДО разрушения российского ядерного потенциала (то есть до 2005-07 годов), которую они считают непременным следствием всевластия Путина. Новый символ России (после слов sputnik и реrestroyka им все в большей степени становится крылатое выражение тосhit' v sortire) постепенно обращается против своего автора. Наиболее приемлемой заменой Путина уже не видится Примаков, но в целом США интересует не кандидатура, а механизм, так как они уверены в своей способности достаточно быстро - за год - произвести отбор и "раскрутку" соответствующего политического лидера.
В настоящее время они ориентированы на создания "мягкой" слабоструктурированной оппозиции по типу польской "Солидарности". В США доминируют крайне скептические настроения по отношению к Путину.
Олбрайт заявила, выступая в одном из американских университетов: «Путин декларирует приверженность к экономическим реформам". То же самое мы слышали и от прежнего президента. Это производит впечатление, что вы читаете старый роман в новой обложке». Вероятно, выражением этой позиции стала демонстративная защита Клинтоном знатного журналиста и диссидента Ф.Д.Бобкова от нападок ГБ, равно как и откровенно пренебрежительное выступление в Госдуме (он говорил о том, что интересно ему, а не аудитории, и не допустил никаких вопросов зала; фактически это было не выступление и не лекция, а заявление о намерениях сильнейшей стороны в переговорах, причем она не стеснялась показать, что мнение слабейшей стороны ее не интересует).
По информации из президентских структур, насторожившая многих невнятность сообщений о смерти Собчака и данных вскрытия (некоторые источники настойчиво отрицали сам факт его проведения) вызвана тем, что Собчак умер от употребления виагры (она иногда дает такой эффект для пожилых мужчин - сердце не выдерживает). В этом смысле слезы президента Путина на похоронах своего бывшего руководителя приобретают особое, раблезианское содержание.
Михаил ДЕЛЯГИН.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.