Китай: “Год саранчи”
В 1998 и 1999 гг. на Китай обрушились рекордные наводнения, нынешний год ознаменовался самым массовым за последние четверть века налетом саранчи, передает наш пекинский корреспондент Андрей Крушинский.
Территориальный охват бедствия: 3,66 млн. га, из коих 2 млн. приходится на крайний запад КНР - ее Синьцзян-уйгурский автономный район (преимущественно необрабатываемая целина). Зато в провинциях Шаньдун, Хэбэй, Шаньси поражены плодородные, тщательно возделанные поля. Плотность саранчовых десантов, как подсчитано - до 5 тыс. особей на 1 кв. м.
На борьбу с прожорливой нечистью подняты многотысячные «истребительные отряды», авиация (самолетов, увы, используется немного). Как «вооружены»? Годами отработанной методикой: во-первых, травят саранчу химией, во- вторых, применяют «биологическое оружие»: препарат, включающий особую разновидность паразитов под названием «metarhizium-flavoride» - безжалостных губителей саранчи. В-третьих, напустили на саранчу…полчища уток.
Для уток, оказывается, саранча - столь же лакомый деликатес, как для людей - утка по-пекински. Их даже как-то по особому «тренируют» для этой почетной миссии. Если верить газетам, число уток, сражающихся на анти-саранчовых фронтах, достигло…700 тысяч!
И еще нечто о масштабах бедствия и борьбы с ним: на только что проведенном по этой проблеме совещании министерства сельского хозяйства КНР выдвинута задачу удвоить годичную квоту расходов на борьбу с саранчой- до 60 млн. юаней (т.е., свыше 7 млн. долларов США).
Очередную вспышку саранчовой популяции специалисты объясняют ранним весенним потеплением и затяжной засухой. Однако консервативная гонконгская газета «Саут Чайна морнинг пост» попыталась устами своего корреспондента Вивьен Пик-Кван Чан подмешать сюда политику: мол, главные причины таких бедствий - не «природоестественные», а «гомогенные» (то есть, человеком причиненные). А коли так- то обвинения выдвигаются против пресловутых «большого скачка» 1958-59 гг., «культурной революции» 1966-66 г.г. («нарушивших экологическое равновесие»). И приводит научные выкладки, якобы подтверждающие «взаимосвязь» саранчи с былыми социалистическими преобразованиями деревни. А именно: если прежде «взрывы» популяции саранчи в зоне Желтой реки и Северного Китая происходили по пятилетнему циклу, то с середины 80-х циклы стали трехлетними, а в 90-х - едва ли не ежегодными. Помилуйте, уважаемая Вивьен, неужто Вы запамятовали, что как раз с 80-го года в китайской деревне началось повсеместное внедрение семейного подряда, и переход саранчи на «трехлетние» и «ежегодные» циклы сопутствовал переходу крестьян на единоличное хозяйствование (при соответственном ослаблении роли государства в делах земледельческих)…
В заключение отмечу, что паники в Китае не наблюдается. Цены на зерно - стабильные, признаков голода нет. К саранче здесь привыкли относиться как к неизбежной игре стихий, стараются совершенствовать методику сопротивления. В частности, личный состав «антисаранчовых утиных сил быстрого реагирования» китайцы запланировали в будущем году удвоить.
Андрей КРУШИНСКИЙ.
Пекин.
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру
*