По оценкам Международного валютного фонда долг 41 страны третьего мира, отнесенных к разряду государств, неспособных самостоятельно расплачиваться с кредиторами, оценивается в 207 млрд. долларов. Если сравнивать эту сумму с долгом нашей страны, то она вовсе не кажется такой огромной, даже если ее не делить на 41.
Проблема долгов беднейших стран третьего мира тянется очень давно. Еще в 1917 году одним из первых заявлений молодой советской власти был односторонний отказ от своих внешних обязательств. Заявление в равной степени относилось как к кредиторам, так и должникам. Впрочем, времена были смутные, люди во всем мире жили трудно, финансовая благотворительность была не в моде, поэтому тогда никто этого странного для тех времен жеста не оценил. С тех пор утекло море времени, многое изменилось. Но не с долгами стран третьего мира. Напротив, несмотря на скупость вложений западных инвесторов в свои бывшие колонии, долговая зависимость последних со временем только увеличивалась.
Впервые, в новейшей истории эта проблема привлекла внимание мировой общественности только в 1982 году. Тогда мексиканское правительство перед лицом очередного финансового кризиса предупредило своих банкиров, что не в состоянии оплачивать внешние долги. Это заявление вызвало волну, потрясшую международную банковскую систему, а страны впервые столкнулись с понятием государственного де-фолта. Отныне проблема способности третьих стран обслуживать внешние заимствования превратилась в фактор мировой стабильности.
По большому счету принципиальных разногласий в понимании необходимости сокращения долгового бремени бедных стран не существует. Все прекрасно понимают, что странам третьего мира в одиночку с этой задачей не справиться. Тем не менее, договориться об окончательной схеме реструктуризации долгов, западные кредиторы не могут. При этом их невозможно обвинить ни в низкопробной жадности (долги между странами распределены неравномерно), ни в нежелании расставаться с таким хорошо зарекомендовавшим инструментом политического влияния. Сейчас дискуссия ведется в совершенно иной плоскости.
Сторонники жесткого подхода, а к их числу относятся МВФ и Всемирный банк, утверждают, что большинство стран с катастрофическими долгами имеют одну общую закономерностью. Они управляется кланами, семьями, и прочими шайками, которые используют иностранные кредиты для укрепления собственной власти и личного обогащения. Спрашивается, какой смысл в финансовых операциях, когда выделенные инвестиции на гуманитарные цели, в конце концов, окажутся на офф-шорных счетах какого-нибудь островного государства. При этом даже если допустить одностороннее сокращение всех долгов беднейших стран это не облегчит их бедственного положения. Наоборот эффект может быть прямо противоположным: богатые страны окончательно перестанут инвестировать в бедные.
С 1996 года МВФ проводит программу сокращения долговой зависимости нуждающихся стран, рассчитанную на 6 лет. Главным условием участия в программе является проведение реформ по оздоровлению экономики под присмотром чиновников Фонда. К нашей стране эта программа никакого отношения не имеет. Поскольку Россию даже при самой богатой фантазии сложно отнести к беднейшим странам, неспособным самостоятельно обслуживать внешние заимствования.
Сторонники полного и безоговорочного прощения долгов странам третьего мира придерживаются совершенно иных позиций. По их мнению, западные страны, которые финансировали диктаторские режимы в угоду своих сиюминутных политических выгод, должны нести за это всю полноту ответственности. И действительно, когда Западу требовалась лояльность местных политических вождей, разве кого-нибудь волновала коррупция продажных чиновников или дальнейшая платежеспособность бывшей колонии.
В отличие от МВФ и Всемирного банка, сторонники прощения долга, а на этом поприще прославилась международная организация под популярным нынче названием «Юбилей – 2000», не имеют физических ресурсов для реализации собственной программы сокращения финансовой зависимости обанкротившихся режимов. Зато в их распоряжении куда более эффективные методы достижения поставленных целей. В ход идут приемы самой настоящей информационной войны. Многочисленная армия, состоящая из звезд эстрады, спорта, священников самых разных вероисповеданий и конфессий взывает к совести добропорядочной буржуазии. Вздувшиеся животы чернокожих рахитов действуют как неотразимая наглядная агитация, с которой просто невозможно спорить.
Но главным объектом атак активистов «Юбилея-2000» стали чиновники МВФ. Мировая общественность вдруг обнаружила, что проблемой долгов занимается одна из самых закрытых международных организация.
Оказалось, что деятельность МВФ никому неподотчетна, а вокруг решений организации стоит непреодолимый забор секретности. Какие-то безликие бюрократы из Вашингтона ведут бесконечные, секретные переговоры с коррумпированными элитами африканских стран. В результате долги бедных стран растут, чиновники МВФ жиреют.
В общем, многочисленные рок концерты, призывы мускулистых атлетов и зажигательные проповеди священников сыграли свою роль. В поддержку радикального сокращения долга было собрано 17 млн. подписей по всему миру, более миллиона человек из 60 стран, взявшись за руки, встали в единую цепочку, чтобы продемонстрировать свою солидарность с голодающими детьми Азии, Африки и Латинской Америки. Такое мощное давление не могло не оказать влияния на позицию сильных мира сего. Дело сдвинулось.
Проблема долгового бремени беднейших стран третьего мира стала главной повесткой дня экономического саммита глав семи индустриально развитых стран мира, собравшихся в Кельне в июне прошлого года. Решения саммита превзошли самые радужные ожидания. Главы «семерки» выступили с инициативой сокращения долгов на 100 млрд. долларов. Это в два раза больше чем планировалось сократить до встречи глав государств. При этом координирующая роль в решении конкретных вопросов по-прежнему остается за МВФ. За основу была взята программа реструктуризации долга, выработанная Фондом еще в 1996 году, однако сроки, по которым странам необходимо было доказать дееспособность своих реформ, сократились вдвое. К тому же МВФ было рекомендовано заканчивать с практикой секретных махинаций и открыть, наконец, миру свое истинное, исполненное исключительно альтруистических соображений, лицо.
Вместе с тем лидеры западных стран, на которые легла основная тяжесть последствий от принятых решений, всегда ясно держали в уме, что такое масштабное сокращение долгов потребует от международных финансовых институтов и крупнейших кредиторов довольно значительных усилий, чтобы удержать ситуацию под контролем. Все это время шел активный поиск действенных механизмов, позволяющих, как можно более безболезненно, преодолеть возможные негативные последствия на мировом финансовом рынке.
Одно время казалось, что один из таких способов найден. МВФ, Всемирный банк, а также Великобритания и ряд других стран начали продавать свои золотые резервы и на вырученные средства заполнить финансовые прорехи, образовавшиеся в результате прощения долгов.
Между тем возможные последствия от этой затеи с самого начала были мало прогнозируемы. Мнения экспертов на данный счет больше противоречат друг другу. Одни считают, что продажа золота в таких масштабах приведет к тому, что международные валюты потеряют привязку к сырьевому эквиваленту. Другие подозревают первых в том, что вся эта затея с прощением долгов странам третьего мира, служит только поводом или ширмой для реализации совершенно иных тщательно скрываемых задач.
Как бы то ни было, а, как следует из последних решений "восьмерки", самый лучший способ решить эту диллему заключается в том, чтобы вообще никому не платить никаких денег, а списать процентов 15 - как раз столько, сколько натекло по процентам за прошедший год. Очень умно - в стиле пресловутых двойных стандартов для "чумазых".
Дамир ЖАМАЛЬДИНОВ
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.