Информационный бюллетень № 6
Посольство Союзной Республики Югославии
г. Москва, 17 апреля 2000 года
__________________________________________________________
М Е М О Р А Н Д У М
ПРАВИТЕЛЬСТВА СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКИ ЮГОСЛАВИИ О ВЫПОЛНЕНИИ РЕЗОЛЮЦИИ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ООН 1244 (1999)
I ОБРАЩЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА СР ЮГОСЛАВИИ В СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН, ГЕНЕРАЛЬНОМУ СЕКРЕТАРЮ ООН, СДК (КФОР), МООНВАК И В ДРУГИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
1. Постоянные предупреждения о нарушениях
резолюции СБ 1244 (1999)
Спустя десять месяцев с момента ее принятия,
нет никаких изменений в смысле соблюдения
резолюции СБ 1244 (1999) и Военно-технического
соглашения международными силами СДК(КФОР) и
МООНВАК в южном сербском крае Косово и Метохии.
Постоянные предупреждения Правительства СР
Югославии в СБ ООН, Генеральному Секретарю ООН,
СДК(КФОР) и МООНВАК, а также в другие
соответствующие международные организации и
факторы о вопиющем нарушении ключевых положений
резолюции, документа Черномырдин-Ахтисаари и
Военно-технического соглашения, остались без
любой реакции. Одновременно, процессы в южном
сербском крае идут полностью вразрез со словом и
сутью резолюции и сопровождающих ее документов,
угрожая безопасности всего региона.
- Меморандумы Правительства СР Югославии: Только
месяц спустя после последнего, третьего по счету,
меморандума Правительства СР Югославии (от 1
марта 2000 года), несмотря на яркие примеры прямого
нарушения ключевых положений Резолюции и
сопровождающих ее документов со стороны КФОР и
МООНВАК, и однозначные требования Правительства
СР Югославии от СБ ООН, как первичного
ответственного органа, принять наконец-то
энергичные и неотложные меры для прекращения
драматичного ухудшения общей ситуации в южном
сербском Крае, СБ ООН продолжает закрывать глаза
пред лицом фактов и терпеть грубое нарушение
основополагающих принципов Устава, ключевых
положений резолюции и сопровождающих ее
документов, а также всех других общепринятых
международных стандартов в области прав
человека и гражданина.
- Правительство СР Югославии в своих более чем 60
обращениях в СБ ООН, постоянно указывало на яркие
примеры невыполнения или грубого нарушения
мандата СДК и МООНВАК, в частности в отношении
нарушения суверенитета и территориальной
целостности СР Югославии в Косово и Метохии.
Особенно аргументированы и оправданы
предупреждения о продолжении террора,
этнической чистки и геноцида, проводимых
албанскими террористами и сепаратистами в
отношении сербов, черногорцев, цыган, турок,
горанцев и другого неалбанского населения Края.
- Через свой Комитет по сотрудничеству с Миссией
ООН в Приштине, югослаское Правительство в
ежедневном режиме обращает внимание главе
МООНВАК и командующему СДК(КФОР) на яркие примеры
нарушения положений резолюции и сопровождающих
ее документов. Своими протестами Правительство
СР Югославии предупреждает КФОР и МООНВАК о
вопиющих нарушениях полномочий и невыполнении
доверенного им мандата, четко установленного
Резолюцией СБ 1244.
2. Пассивное отношение СБ ООН и других органов
международного сообщества
- В связи с постоянным драматичным ухудшением
ситуации, вопиющего нарушения элементарных прав
человека и уничтожения памятников истории и
культуры, являющихся неотъемлемой частью
мирового культурного наследия, Правительство СР
Югославии своевременно и документально
информировало также другие международные
организации, которые в той или иной степени
вовлечены в Косово и Метохии (УВКБ ООН, УВКПЧ ООН,
ЮНЕСКО, МККК, ОБСЕ, Совет Европы и др.). Несмотря на
требования выполнения ими своей доли
ответственности в соответствии с резолюцией СБ
1244 и другими соответствующими
международно-правовыми инструментами в сфере их
компетенции, все еще нет признаков подлинной
готовности серьезно заняться делом для того,
чтобы остановить нынешние жуткие тенденции в
Крае, чем серьезно подрывается авторитет ООН и
слабится доверие в настоящую готовность
Всемирной организации ответить своим
обязательствам и оказать защиту государствам ее
членам в соответствии с Уставом ООН.
II СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ РЕЗОЛЮЦИИ СБ 1244 (1999) И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОГЛАШЕНИЯ
1. Систематическое нарушение суверенитета и территориальной целостности СР Югославии и мандата Совета Безопасности ООН
а) Резолюция СБ 1244 (1999) однозначно
подтверждает территориальную целостность и
суверенитет СР Югославии над Косово и Метохией
(ст.10 преамбулы, п.8 Приложения 2).
- Решения МООНВАК и СДК (КФОР): Распоряжения
специального представителя Генерального
Секретаря ООН и главы МООНВАК Б.Кушнера не имеют
основы в Резолюции и они рассчитаны на разрыв
всех уз Косово и Метохии с Республикой Сербией и
Союзной Республикой Югославией, т.е. на полный
выход Края из конституционно-правовой,
экономической монетарно-финансовой, банковской,
таможенной, визовой,
административно-управленческой и других систем
СР Югославии и Республики Сербии.
Распоряжениями и решениями Специального
представителя Генерального Секретаря ООН по
Косово и Метохии Б.Кушнера систематически и
напрямую подрывается государственный
суверенитет СРЮ и Республики Сербии над Косово и
Метохией, как основополагающий принцип,
гарантированный резолюцией СБ 1244, и ставятся под
вопрос правовые основы и атрибуты
государственности государства Сербии и СР
Югославии в южном сербском Крае, как
неотъемлемой части суверенной территории
Республики Сербии и СР Югославии.
Специальный представитель Б.Кушнер продолжает
свою нелегальную деятельность, направленную на
создание предпосылок для отделения Края от
Республики Сербии и СР Югославии,
покровительствуя политическим и другим
интересам албанских сепаратистов и террористов,
что не имеет прецедента в истории миссиий ООН.
Установление им, не имеющим на это полномочий,
так назв. Временного административного совета,
де-факто краевого “правительства”, в состав
которого входят исключительно албанцы, главным
образом из рядов террористической так назв. ОАК и
албанских сепаратистских политических партий,
до того, как созданы хоть минимальные условия
безопасности и жизни для граждан неалбанской
национальности является попыткой легализации
этнического превосходства албанцев в целях
создания этнически чистого Космета (Косово и
Метохия, сокр.).
Упорные настаивания на включение в этот орган
сербов, которых выбирает по своим критериям сам
Б.Кушнер и, которым он отвел функции по сути
маргинального политического значения и влияния,
являются лишь частью стремлений Б.Кушнера
легализовать статус-кво в ущерб интересам сербов
и другого неалбанского населения.
Развитие событий в Крае ежедневно подтверждает
обоснованность утверждений Правительства СР
Югославии (письмо председателю СБ от 22 сентября
1999 года) в том, что решение МООНВАК о мнимой
трансформации террористической ОАК якобы в
гражданскую организацию – “Корпус для защиты
Косово” является не только нелегальным, так как
не имеет никакого основания в резолюции СБ 1244 (1999)
и сопровождающих ее документах, но оно стало
одной из движущих сил напряженности и обострения
кризиса в Крае.
Нападение хорошо вооруженных членов так назв.
Корпуса для защиты Косово на служебный патруль
сербского МВД возле Буяноваца, а это вне
административной территории Косово и Метохии,
недвусмысленно подтверждает то, что так назв.
Корпус для защиты Косово является не какой-то
“гражданской” структурой, а ее члены – это лишь
переодетые террористы так назв. ОАК, боевая
структура и командный кадр которой полностью
сохранены, как ядро некоей будущей албанской
армии в Косово и Метохии, о чем публично заявляет
ее “командующий”, известный террорист А.Чеку.
- Строительство военных баз: Правительство СР
Югославии самым энергичным образом возражает
против строительства военных баз СДК на части
своей суверенной территории, без ее на это
согласия. Это – грубейшее нарушение ее
суверенитета и положений Резолюции СБ 1244, а также
действующего законодательства Республики
Сербии и СР Югославии. Строительство иностранных
баз без согласия принимающего государства
несовместимо с характером и духом
миротворческих миссий под эгидой ООН и
представляет собой опасный прецедент,
противоречащий основным принципам и целям ООН.
- Проведение военных маневров НАТО/СДК:
Правительство СР Югославии решительно возражает
против проведения военных учений КФОР (НАТО) в
Крае под любым предлогом, поскольку это является
грубейшей угрозой территориальной целостности и
суверенитету СР Югославии. Бряцание оружием в
Крае, которое явно не служит созданию условий
безопасности для всех его граждан, а только новым
поощрением албанских террористов в их
стремлениях провести этническую гомогенизацию и
создать однонациональную структуру Края, как
основу для ее полного вывода из
конституционно-правой системы Республики Сербии
и СРЮ. Такое провоцирующее поведение КФОР
является серьезным фактором дестабилизации
региона и напрямую угрожает миру и стабильности
в Европе.
Несмотря на свое обязательство предотвратить
любой акт нарушения резолюции СБ 1244 и устранить
все источники нестабильности в регионе, СБ ООН
ничего не предпринял в целях защиты суверенитета
и территориальной целостности СР Югославии, чем
напрямую нарушаются не только существенные
положения резолюции, но и основополагающие
положения Устава ООН.
- Представительства некоторых стран:
несмотря на предупреждения и протесты
правительства СР Югославии, МООНВАК продолжает
терпимо относиться к факту открытия иностранных
представительств в Крае, без консультаций и
согласия правительства СР Югославии, что
представляет собой грубейший вид нарушения
принципа суверенитета и территориальной
целостности СР Югославии. Попытка Кушнера
регламентировать это и в правовом отношении
(проект распоряжения “Об иммунитетах и
привилегиях офисов для связи с иностранными
правительствами в Косово”, является прямой
атакой на суверенитет и территориальную
целостность СР Югославии, которой грубо
нарушаются принципы Устава ООН, положения
Венских конвенций о дипломатических и
консульских сношениях и Конвенции о привилегиях
и иммунитетах ООН, а также сложившаяся
международная практика.
Правительство СРЮ вновь подчеркивает, что
никогда никому не уступало, и не намерено
уступать, суверенитет над любой частью своей
территории, и оно решительно отвергает тактику
обмана и отвода внимания с союзничества МООНВАК
и СДК с террористической так назв. ОАК. Оно в
частности отвергает все шаги, преследующие линию
совершившегося факта.
Суверенитет и территориальная целостность СР
Югославии являются неприкосновенными и
окончательными: Все шаги и решения СДК и
МООНВАК, в частности Спецпредставителя
Генерального секретаря ООН и главы МООНВАК, в том
числе и решение об установлении “Временного
административного совета Косово”, которые не
уважают или нарушают принцип суверенитета и
территориальной целостности СР Югославии, а
также все меры, действия или бездействия, которые
противоречат резолюции Совета Безопасности или
Военно-техническому соглашению от 9 июня 1999 года,
либо представляют попытку их ревизии, СРЮ
считает нелегальными и недействительными; они не
могут производить правовые действия или
каким-либо образом обязывать СР Югославию и ее
органы.
2. Массовые нарушения прав человека
- Террор и насилие: Албанский террор и насилие,
этническая чистка и геноцид против неалбанского
населения, в первую очередь сербов и черногорцев,
но и цыган, мусульман, турок, горанцев и других,
разрушение их домов, узурпация и уничтожение
частного и государственного имущества, всеобщая
преступность и хаос в крае не прекращаются,
несмотря на присутствие нескольких десяток
тысяч вооруженных представителей СДК и более 2000
полицейских МООНВАК. Это же убедительно
свидетельствует о том, что СДК и МООНВАК не
выполняют основные обязательства, истекающие из
их мандата, в частности в отношении
гарантирования полной личной и имущественной
безопасности всех граждан Края, в первую очередь
сербов и черногорцев, подвергнутых
систематической этнической чистке, террору,
убийствам и похищениям.
- Правительство СР Югославии настаивает на
безотлагательном выполнении СДК и МООНВАК всех
своих обязательств и скорейшем ими создании
условий для безопасного возвращения всех
изгнанных в Косово и Метохию.
- Этническая чистка: с момента размещения
КФОР и МООНВАК из Края насильственно изгнано
более 350 тысяч сербов, черногорцев, цыган, турок,
горанцев и другого неалбанского населения. Под
прицелом террористов все чаще оказываются и
албанцы, лояльные граждане Республики Сербии и
СР Югославии, отказавшиеся подчиниться
требованиям албанских террористов и
преступников.
- Весьма тревожным является тот факт, что
недавними обысками сербов в
Косовоской-Митровице со стороны КФОФ, албанские
террористы воспользовались для дополнительного
изгнания из Края более 16 тысяч сербов и
черногорцев. Очевидно, что этот вид запугивания
сербов в Косовской-Митровице, в чем напрямую
участвовали и представители СДК, является лишь
очередным примером проверенной политики
давления на сербов в целях окончательной
этнической зачистки Края.
- Терроризм: в период 10 июня 1999 – 30 марта 2000 гг.
совершено всего 4564 терактов (4314 на сербов и
черногорцев), убито 936 человек (835 сербов и
черногорцев), ранено 876 (824 серба и черногорца) и
похищено 867 (824 серба и черногорца). Уничтожено,
сожжено или серьезно повреждено свыше 50 тысяч
домов, в основном сербов, черногорцев и цыган.
- Новейшие тяжкие преступления: В течение
марта албанские террористы продолжали совершать
преступления, мотивированы намерением запугать
оставшееся сербское и другое неалбанское
население и подтолкнуть их к выселению. Способы
их совершения являются лишним доказательством
того, что албанские террористы не разоружены и не
демилитаризованы. По своей жестокости
выделяются: заминированный дом мусульманина
Джафери Азема в Призрене (01 марта); обстрел
гранатами села Грабовац и бомбовая атака на
здание школьного центра в Обиличе (03 марта);
брутальные нападения на сербов в селах Бостане и
Трничевце (06 марта); бомбовые террористические
атаки на сербскую часть Косовской-Митровицы, в
которых ранения получили 19 сербов (07 марта);
обстрел гранатами сербского села Гораждевац (10
марта); жестокое убийство Срджана Перича, ударами
топором в голову, в то время, как террористы из
автоматического стрелкового оружия обстреляли
группу сербов, работающей на ниве (11 марта);
минирование и взрыв железнодорожной эстакады,
чем прекращено сообщение между
Косовской-Митровицы и Лесака в районе Лепосавича
(23 марта).
- Новы виды преступлений против сербов: вместо
оказания полной защиты сербам, представители
КФОР прибегают использованию грубой силы,
издевательствам, физическому насилию, а также
нанесению повреждений их имуществу, что является
новым видом недопустимого поведения
международных сил с ясным сигналом сербам.
Особо драматичными являются примеры из
Косовской-Митровицы (20-25 февраля), а также села
Могила (25-26 февраля), когда обыски сербских домов
проводились с применением грубейшего
физического насилия; в селах Драгановац (района
Гнилане), Миолице (района Лепосавича), Мали-Звечан
(27 февраля), Горне-Кусце (1 марта) и сербских селах
Рударе и Грабовац (1 марта) характерно было
участие в обысках наряду с представителями КФОР
и албанских террористов так назв. “ОАК” в форме
международных сил по безопасности, что
свидетельствует о крепкой связи КФОР с
террористической т. н. ОАК.
Нелегальность данных действий и грубость, с
которой представители КФОР их проводили были
осуждены и ОБСЕ в своем докладе от 21 февраля с.г.;
там же было указано, что силами КФОР нарушены
положения международного пакта о гражданских и
политических правах, и данные действия были
признаны нелегальными, о чем был предупрежден и
глава МООНВАК Б.Кушнер.
- Теракты за пределами Края: С уверенностью,
что дестабилизация ситуации на более широком
пространстве благоприятствует реализации их
сепаратистских целей, албанские террористы
пытаются террор, хаос и беззаконие вылить из Края
в другие части Республики Сербии и СР Югославии,
что не представлялось бы возможным без поддержки
и прямого содействия представителей КФОР и
МООНВАК, на которых лежит обязательство
пресекать любые попытки нарушения безопасности
внутри административной территории Края. Тот
факт, что в терактах за пределами Края участвуют
и члены так назв. Корпуса для защиты Косово четко
свидетельствует о том, что албанские террористы
так назв. ОАК не разоружены, и не
демилитаризованы, тем более, что так назв. Корпус
для защиты Косово не является никаким
гражданским органом.
- “Трудовые лагеря” для сербов: В тюрьмах
террористической так назв. ОАК в Косово и Метохии
находятся несколько сотен похищенных сербских
мирных граждан, размещенных в “трудовые лагеря”
под контролем так назв. ОАК. В этих “трудовых
лагерях”, расположенных в селе Матичане, в 15 км
от Приштины, селе Душаново близ Призрена и в
Дренице, отношение к похищенным людям крайне
суровое и негуманное. Доступ к этим людям строго
запрещен даже представителям МККК.
Помимо этого, в Республике Албания находятся еще
около 350 человек сербской национальности,
которых похитили в Косово и Метохии.
Международным силам в Косово и Метохии известен
факт наличия этих тюрем для похищенных сербов.
Несмотря на то, что речь идет о самом негуманном
нарушении прав человека и индивидуальных прав и
свобод, ими до сих пор не было сделано ничего для
освобождения похищенных.
И другие представители международного
сообщества (Генеральный секретарь ООН, СБ, МККК, а
также С.Огата, И.Динстбир и др.) подробно
ознакомлены со списками похищенных сербов, но
это до ныне не произвело эффекта в смысле
освобождения тех, кто тем временем не был
ликвидирован.
- Нападения на гуманитарные конвои:
участившиеся нападения на гуманитарные конвои и
создания помех в доставке основных продуктов
питания, медицинских средств для больниц и др.,
назначаемых для сербского населения,
находившегося под многомесячной блокадой,
представляют собой особый вид геноцида в
отношении сербов, рассчитанный на их физическое
истребление. В этом отношении весьма
характерными следующие случаи: нападения на
конвой сербов у села Радивойце (22 и 29 февраля),
направляющийся в Штрпце, нападение на конвой
сербов у села Дорбчане (28 февраля),
направляющийся в Коретиште, нападение на
автобус, который перевозил сербских детей,
возвращающихся из школы по дороге Горне Кусце –
Коретиште (29 февраля), нападения на сербский
конвой в селе Добровце (27 марта).
КФОР не предотвращает такие террористические
нападения и прямо отказывает предоставить
безопасный эскорт (лейтенант КФОР Питер Рамстел
в районе Косовской-Митровицы запретил давать
эскорт автобусам, перевозящим сербских детей и
больных в Грачаницу (1 марта), и не готов
обеспечить эскорт конвоя из Мердаре в
Косово-Поле), что свидетельствует о невыполнении
КФОР своих обязательств из Резолюции, чем
поощряет албанских террористов
беспрепятственно продолжать повседневное
насилие над сербами в целях их выселения из
Косово-Поле и других мест.
- Уничтожение памятников истории и культуры:
Продолжается уничтожение памятников культуры и
ценнейших символов многовековых корней сербской
государственности и духовности на просторах
Косово и Метохии. Всего уничтожено, сожжено или
серьезно повреждено 85 церквей и средневековых
монастырей.
- Дискриминация в отношении сербов и духовный
геноцид сербов: МООНВАК продолжает терпимо
относиться и своими актами поощрять
дискриминацию сербов, что в частности
проявляется в плане образования (закрытие вузов,
школ) культуры и СМИ на сербском языке,
проводимой чаще всего под предлогом стараний
якобы сохранить многоэтническую,
многокультурную и многоконфессиональную
структуру Края. Тот факт, что это проводится там,
где сербы сумели продержаться в более
значительном числе, явно говорит о том, что СДК и
МООНВАК напрямую поощряют аспирации албанских
террористов разбить прочные сербские общины и
оказывать непосредственное давление на сербов,
чтобы те оставили свои вековые домовые очаги.
Применением политики двойных стандартов и
пристрастных критериев, МООНВАК, с одной стороны,
ограничивает трудоустройство сербам, да и
цыганам, мусульманам, туркам и горанцам, не делая
ничего для обеспечения им свободного
возвращения на их рабочие места, откуда их
насильственно выгнали. С другой стороны,
предпочтение дается албанцам, несмотря на
уровень их подготовки, чем грубо нарушаются
принципы межнационального равноправия и
многонациональности.
- СДК и МООНВАК несут исключительную
ответственность за нарушение прав человека в
Крае, за безвластие, хаос и нарушение положений
Резолюции СБ 1244 о сохранении многоэтнического,
многоконфессионального и многокультурного
характера Края, поскольку они стали прямыми
соучастниками в этнической чистке и геноциде.
3. Разоружение террористической так назв.
ОАК
- Повседневный террор, насилие, убийства и
разрушения сербских домов и поселков,
ресторанных объектов и других мест массового
собирания сербов, в оставшихся сербских
анклавах, а также нападения на мирных граждан и
представителей сил безопасности за пределами
Края с применением даже тяжелого вооружения,
свидетельствуют о том, что террористы так назв.
ОАК не разоружены.
Главари этих террористическо-сепаратистских
формирований, Хашим Тачи, Агим Чеку и другие
продолжают открыто пропагандировать идею о
независимости Края, причем так назв. Корпус для
защиты Косово, а это не что иное как
“трансформированная” террористическая так
назв. ОАК, представлял бы зародыш албанской армии.
- Правительство СР Югославии и на этот раз
напоминает о своей позиции, изложенной в
письме Председателю СБ от 22 сентября 1999 года о
том, что мнимая трансформация террористической
так назв. ОАК в “Корпус для защиты Косово” была
лишь фарсом и манипуляцией, с целью избежания
настоящей демилитаризации и разоружения этого
нелегального террористического формирования. Об
этом явно свидетельствует ситуация в Крае, и это
все меньше скрывается даже пристрастными СМИ и
политическими кругами на Западе.
СДК и МООНВАК, в частности Бернар Кушнер, несут
исключительную ответственность за то, что так
назв. ОАК все еще не разоружена и за то, что с их
благословения, в Крае создается нелегальное
албанское вооруженное формирование,
составленное главным образом из отпетых
албанских, но и международных террористов,
рекрутированных в соседних и других
государствах, известных своей поддержкой
международного терроризма. Есть информация о
том, что исламские экстремисты из Чечни в большом
количестве укрываются в Косово и Метохии, где они
пользуются защитой КФОР и МООНВАК.
- Криминализация Края – Прямым
подтверждением избежания СДК и МООНВАК строго
выполнять свой мандат, прежде всего в сфере
обеспечения международной границы СР Югославии
с Албанией и Македонией, является их
покровительствующее отношение к албанским
террористам и сепаратистам, беспрепятственно
въезжающим в СР Югославию, и это существенная
причина общей криминализации и хаоса в Крае.
В результате необеспеченной границе, чем грубо
нарушают Резолюцию СБ 1244, СДК и МООНВАК позволили
нелегальный въезд на территорию Края нескольких
сотен тысяч уголовников и грабителей из Албании,
с целью перенести хаос из Албании в Косово и
Метохию. Этим же Косово и Метохия превращены в
опорный пункт организованной международной
преступности, терроризма, наркомафии,
нелегальной торговли оружия, работорговли,
преступности несовершеннолетних и проституции в
Центральной и Западной Европе, в целях
криминиализации и дестабилизации Европы, и
создания помех текущим интеграционным
процессам.
4. Перепись населения и местные выборы в
Косово и Метохии
На основании резолюции СБ 1244 МООНВАК не
располагает полномочиями проводить регистрацию
и выдавать личные документы гражданам СР
Югославии в Косово и Метохии. Этим правом
согласно принципу суверенитета и
территориальной целостности СР Югославии
располагают только компетентные
государственные органы Республики Сербии и СР
Югославии в соответствии с действующими
законами.
МООНВАК не уполномочена проводить местные
выборы в Крае, в частности без категорического
согласия и участия компетентных органов
Республики Сербии и СР Югославии, а она может
лишь наблюдать за ними.
Правительство СР Югославии подтверждает свою
приверженность честным и демократическим
выборам в Крае. Однако, оно вновь предупреждает,
что такие выборы будет возможно организовать
только после того, как будут обеспечены
соответствующие условия и установлена структура
местных властей (существенной автономии), выборы
в которые и проводятся, а это должно стать
результатом всеобъемлющего политического
процесса при активном и полноправном участии
официальных органов и институтов Республики
Сербии и СР Югославии, и представителей всех
национальных общин Края.
В условиях непрекращающегося террора, окончания
этнической чистки от сербов и другого
неалбанского населения из Края, отсутствия
условий для возвращения более чем 350 тысяч
изгнанных людей и нелегального присутствия
нескольких сотен тысяч иностранных граждан в
Косово и Метохии, очевидно не имеются
элементарные условия для проведения переписи
населения в контексте подготовок ближайших
выборов. Игнорирование указанных фактов и
настаивание ОБСЕ и МООНВАК на проведении
переписи в таких обстоятельствах – это попытка
применения политики совершившегося факта, т.е.
легализации парагосударственных институтов,
созданных террористической так назв. ОАК после
размещения КФОР и МООНВАК на территории Края, и
этим же поощрения дальнейшей дестабилизации
Края на линии реализации сепаратистских целей
албанских экстремистов. Правительство СР
Югославии решительно отвергает любую попытку
проведения вскоре выборов в Крае, пока не
создадутся элементарные условия – прочный мир и
стабильность на основе резолюции СБ 1244.
Это в первую очередь подразумевает свободное и
безопасное возвращение всех изгнанных сербов и
другого неалбанского населения, выдворение
более 200 тысяч неграждан СР Югославии, нелегально
въехавших в Край после прихода КФОР и МООНВАК, и
согласование вместе с правительством СР
Югославии основных параметров политического
решения по Косово и Метохии, в соответствии с
резолюцией СБ 1244.
5. Параметры “существенной автономии” Края
Нелегальными являются все попытки утверждать
параметры “существенной автономии” вне
конституционно-правовых рамок СР Югославии и
Республики Сербии, в частности без активного
участия их компетентных органов.
Правительство СР Югославии весьма решительно
возражает против всех попыток разными проектами
о будущем статусе автономии и самоуправления,
вывести Край из предыдущего
конституционно-правового устройства Республики
Сербии и СР Югославии, за что нет оснований в
резолюции СБ 1244, ни в действующем
конституционном устройстве СР Югославии,
которое является неприкосновенным.
СР Югославия не примет, и никоим образом ее не
могут обязать любые акты навязываемых извне
решений, несмотря на то от кого они исходят.
Согласно с этим, СРЮ абсолютно выступает против
легализации со стороны СБ любого документа с
параметрами будущего статуса автономии в Косово
и Метохии, в формулировании которого напрямую не
участвовали официальные представители
Республики Сербии и СР Югославии.
Демократическое и честное решение предполагает
политический договор, при полном и равноправном
участии представителей Республики Сербии и СР
Югославии, и представителей всех национальных
общин Края, когда для этого создадутся
соответствующие предварительные условия:
- обеспечение полной безопасности всех граждан;
- безопасное возвращение всех беженцев и
перемещенных лиц сербской и других неалбанских
национальностей;
- разоружение всех террористов и демонтаж боевой
структуры террористической так назв. ОАК, т.е.
упразднение нелегального Корпуса для защиты
Косово;
- отмена всех нелегальных решений “временного
администратора” и на их основе установленных
местных парагосударственных и параполитических
образований;
- обеспечение полного соблюдения и применения
Конституции и законов СРЮ и Республики Сербии;
- нормальное функционирование компетентных
государственных органов и институтов;
- обеспечение условий для установления
демократической, многопартийной структуры Края,
и др.
Правительство СР Югославии напоминает, что
государственная делегация Республики Сербии в
ходе переговоров в Париже, 15 марта 1999 года
подписала соглашение с представителями всех
национальных общин в Косово и Метохии о
самоуправлении Края. Этим однозначно была
подтверждена ее приверженность урегулированию
вопроса автономии и самоуправления
исключительно политическим путем, на основах
гарантий полного равноправия всех граждан и
этнических общин, проживающих в Крае. Соглашение,
однако, отказали подписать только представители
тех албанских политических партий, основной
политической платформой которых сепаратизм, а
терроризм средство достижения этой цели. Этим же
они ясно дали понять, что их интересует только
полная “независимость” Края от “Белграда”,
иначе говоря – только проект, подразумевающий
перекраивание государственных границ СР
Югославии и Республики Сербии. Что напрямую
противоречит Уставу ООН, хельсинкским принципам
КБСЕ/ОБСЕ и основным положениям и сути резолюции
СБ 1244 и сопровождающих ее документов.
6. Возвращение Войска Югославии (ВЮ) и МВД
Неоправданно и абсолютно неприемлемо дальнейшее
невыполнение четкого положения резолюции и
Военно-технического соглашения (опер.ст.4, п.п. 6
и 10 Приложения 2 к Резолюции и ст.4
Военно-технического соглашения) о возвращении
представителей ВЮ и МВД в Край, особенно в
условиях полной неэффективности КФОР и МООНВАК в
установлении безопасности для всех граждан,
порядка, мира и господства права в Крае, в
частности гарантирования полной личной и
имущественной безопасности, беспрепятственного
и безопасного возвращения всех изгнанных сербов
и другого неалбанского населения. Такое
поведение СДК и МООНВАК – это прямое
попустительство интересам албанских
террористов и сепаратистов и оно их поощряет
продолжать повседневный террор против сербов и
другого неалбанского населения в целях
завершения этнической чистки Края от сербов и
другого неалбанского населения.
Югославское Правительство настаивает на
безотлагательном и безусловном выполнении
данного обязательства в интересах всех граждан
Края и защиты суверенитета и территориальной
целостности СР Югославии и Республики Сербии.
7. Ответственность Совета Безопасности
ООН
Совет Безопасности ООН в качестве гаранта
резолюции 1244 (1999) несет полную ответственность за
невыполнение и грубое нарушение ее ключевых
положений, в первую очередь тех, которыми
подтверждается суверенитет и территориальная
целостность СР Югославии на всей ее территории.
Непрекращающееся грубое нарушение положений
Резолюции и сопровождающих ее документов со
стороны СДК и МООНВАК, ведущее к постоянному
ухудшению ситуации в Крае, с потенциальными
далекоидущими вредными последствиями для
региона шире, не встречают адекватные меры СБ по
прекращению такого опасного развития. Этим СБ
подтверждает свою неготовность ответить своим
обязательствам на основании Устава, в связи с чем
он напрямую несет ответственность за имеющие до
сих пор место вредные последствия, возникающие в
результате такого отношения, а также за все, что
может последовать, если СБ и впредь останется
пассивным.
Правительство СР Югославии настаивает на том,
чтобы СБ в соответствии со своими
обязательствами принял срочные и неотложные
меры в целях строгого выполнения резолюции и
сопровождающих ее документов и этим
предотвратил дальнейший подрыв суверенитета и
территориальной целостности СР Югославии.
Исходя из первоочередной ответственности СБ за
последовательное выполнение резолюции и
сопровождающих ее документов, правительство СР
Югославии решительно отвергает попытки передать
компетенции СБ в отношении резолюции в любой ее
части узким группам интересов вне СБ, таким как
Г-8 ("большая восьмерка"), контактные группы и
т.п. Решения таких ad hoc органов, мандат которых
утверждается вне компетенций и контроля
широкого международного сообщества, и в
частности СБ, абсолютно неприемлемы и не могут
иметь никакое обязывающее действие для
правительства СР Югославии.
III ОЦЕНКИ АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СИТУАЦИИ В КОСОВО И МЕТОХИИ
1. Общие результаты действий СДК и МООНВАК
Результаты десятимесячного международного
присутствия по безопасности (СДК) и гражданского
присутствия (МООНВАК) в южном сербском крае
просто ужасающие. Крайне тревожную ситуацию
характеризуют криминализация, хаос и беззаконие,
массовый террор, геноцид и этническая чистка в
отношении сербского и другого неалбанского
населения, разрушение их частного имущества,
грабеж и узурпация государственной
собственности и имущества частных фирм,
проводимые вооруженными албанскими
экстремистами, в частности членами
террористической так назв. ОАК.
- Многоэтническое Косово и Метохия – лицемерие
СДК и МООНВАК: Развитие ситуации в Крае в
результате невыполнения резолюции 1244 и ее
грубого нарушения со стороны СДК и МООНВАК
полностью раскрывает, что их выступление на
словах за сохранение многоэтнической структуры
Края, представляет лишь фарс. Полный провал
международной миссии под эгидой ООН является
сильным ударом по авторитету и доверию к
Всемирной организации. В частности недопустимо,
чтобы КФОР и МООНВАК, в той ситуации, когда они
ничего не делают для обеспечения возвращения
более 350 тысяч сербов и другого неалбанского
населения, свою приверженность якобы
многоэтнической структуре пытались выполнить
только в оставшихся сербских анклавах, и это
ясный сигнал сербам, что не хотят их там видеть.
- Этническая чистка сербов и черногорцев в
большей части Края уже завершена.
Сосредоточенные удары албанских террористов, но
и неразумные шаги СДК и МООНВАК к оставшимся
немногочисленным сербским анклавам, прежде
всего в отношении города Косовска-Митровица, как
крупнейшему из них, подтверждают прямую связь
албанских террористов с международными силами в
Косово и Метохии в процессе этнической чистки
Края от неалбанского населения, в первую очередь
от сербов.
Вполне очевидным и циничным представляется
настаивание СДК и МООНВАК на установлении
многоэтнических общин, и в частности зон
безопасности, именно в оставшихся сербских
анклавах, в то время как никто не упоминает,
например, о Приштине, где до прихода СДК и МООНВАК
проживало 40 тысяч сербов и черногорцев, а в
настоящее время их осталось едва лишь 100 человек.
Особенно примечательным является тот факт, что
из прежних 25 тысяч сербских детей и студентов,
учащихся в Приштине, в настоящее время их всего 35,
и они ходят в школу вне Приштины (Лапле село).
Одновременно, и в помине нет восстановления
многоэтнической структуры в Призрене, Печи,
Ораховаце, Джаковице, Глоговаце и многих других
городах и районах Косово и Метохии, таких как
Косовское Поморавле (область по реке Морава),
которые полностью очищены от сербов и
черногорцев. Более того, самый ответственный
представитель Всемирной организации,
Генеральный секретарь ООН К.Аннан в своем
последнем докладе СБ (S/2000/177 от 3 марта с.г.) лишь
констатирует, что нет условий для возвращения
изгнанных сербов и другого неалбанского
населения, но там даже в намеке нет намерения
принять меры для создания таких условий, на что
категорически обязывает резолюция СБ 1244.
Новейшие “игры” КФОР и МООНВАК вокруг
Косовской-Митровицы – это лишнее подтверждение
проверенной на практиаке политики демонизации
сербов для оправдания настоящих целей –
завершения этнической чистки Края от сербов и
прикрытия того факта, что члены террористической
так назв. ОАК не демилитаризованы и не
разоружены. Статьи, появляющиеся во французской
печати последние недели полностью раскрывают
коварную тактику Б.Кушнера и тех, кто за ним
стоит, рассчитанную на разжигании и любой ценой
сохранении искусственно созданной картины о
сербах, как дежурных виновников. Этим Б.Кушнер
пытается прикрыть то, что он напрямую действует в
интересах сепаратистского движения Х.Тачи и
А.Чеку, а в ущерб жизненно важным интересам
сербов и другого неалбанского населения,
Республики Сербии и СР Югославии.
- Невыполнение и грубое нарушение основных
положений резолюции СБ 1244 (1999) и сопровождающих
ее документов со стороны СДК и МООНВАК
являются непосредственной причиной драматичной
общей ситуации и в сфере безопасности в Крае, в
первую очередь не прекращения албанского
терроризма, насилия, этнической чистки сербов и
другого неалбанского населения, массовой
криминализации и беззакония в Крае. Этим же СДК и
МООНВАК стали соучастниками в совершении самых
тяжких преступлениях против сербов и другого
неалбанского населения, они несут наибольшую
ответственность за отсутствие элементарной
безопасности сербов и неалбанского населения
Края.
И дальше, однако, применяется испытанная тактика
обмана мировой общественности и отвлекания
внимания с полного провала международной миссии
под эгидой ООН, а виновных любой ценой ищут среди
немногочисленных оставшихся сербов. Это не
только своего рода цинизм, но и доказательство
прямой защиты албанских террористов и
сепаратистов, организованной международной
преступности и продолжения в новой форме
агрессии против СР Югославии через союзничество
НАТО и террористической так назв. ОАК. Такие
действия явно направлены на расширение
дестабилизации по всему региону Юго-Восточной
Европы и превращения Косово и Метохии в очаг
долгосрочной дестабилизации Европы, а всего
региона в центр по концентрации и расширению
международного терроризма по всей Европе, в
целях создания помех интеграционным процессам.
Постоянное ухудшение общего положения в Крае
преследует линию стремлений искусственно
продлевать дестабилизацию в регионе для
оправдания пребывания НАТО и реабилитации ее
престижа и авторитета, серьезно подмоченных
нелегальной агрессией против СР Югославии.
Оттуда продолжаются манипуляции крайне
тенденциозными утверждениями официальных
представителей СДК и МООНВАК о якобы успехах
международной миссии в Крае, о чем говорится и в
последнем докладе Генсека в Совет безопасности.
Утверждения официальных представителей о якобы
успехах международной миссии абсолютно
неприемлемы, так как они не имеют под собой
фундамента в реальной ситуации в Крае и
неминуемо приводят к выводу, что они базируются
на оценке каких-то других целей, различных от
установленных резолюцией СБ 1244 и сопровождающих
ее документов. Неприемлемы, также, злонамеренные
показатели КФОР и МООНВАК о сокращении числа
преступлений в Крае, поскольку это результат
лишь постоянно сокращающегося общего числа
сербов и другого неалбанского населения, которые
являются жертвами албанских террористов.
Открытое взаимодействие СДК и МООНВАК с
сепаратистско-террористическим движением в
угрозе суверенитету и территориальной
целостности суверенного государства, члена ООН,
является беспрецедентным в истории
миротворческих миссий ООН, чем ее репутация и
авторитет серьезно подорваны. Особенно
дискредитирующим для авторитета Всемирной
организации является поведение ее эмиссара
Б.Кушнера, о чем свидетельствуют и открытые
критики во Франции (статьи в “Le Point”, “Окованном
селезне” и других СМИ).
2. Строгое выполнение Резолюции и
сопровождающих ее документов – императив
нормализации ситуации в Косово и Метохии
Все показатели однозначно подтверждают, что
развитие ситуации в Крае движется в сторону
дальнейшего ухудшения общего положения, его
дальнейшего еще более опасного усугубления и
усиления угрозы общей стабильности региона.
Грубым нарушением положений Резолюции и всем
своим поведением, СДК и МООНВАК недвусмысленно
подтвердили, что присутствие международных сил
под эгидой ООН в Косово и Метохии до сих пор
является полным фиаско. Первоочередную
ответственность за трагические последствия,
вызванные этим несет СБ ООН, который не
предпринял соответствующие и энергичные меры, а
к чему он, согласно Резолюции, был обязан в целях
обеспечения строгого выполнения положений
Резолюций и сопровождающих ее документов.
Очевидно, что оправданий для дальнейшего
существования миссии так назв. международного
сообщества в Крае больше нет, ибо очевидно, что
она не была в состоянии или не хотела выполнить
доверенный ей резолюцией СБ 1244 мандат. Поэтому необходимо,
чтобы эта постыдная миссия как можно скорее
закончилась, и уступила дорогу компетентным
органам СР Югославии в Республики Сербии, чтобы
они установили в Крае:
- мир и порядок, господство права и применение
законов,
- полную личную и имущественную защиту всех своих
граждан, несмотря на их этническое или
религиозное происхождение,
- обеспечение нормального функционирования всех
хозяйственных субъектов и местных органов
управления,
- создание всех необходимых предпосылок для
начала политического диалога между
представителями государства и этнических общин
в Косово и Метохии о параметрах автономии и
самоуправления в Крае, в рамках
конституционно-правовой системы Республики
Сербии и СР Югославии.
Строгое выполнение положений Резолюций и
сопровождающих ее документов является основным
предварительным условием для нормализации общей
ситуации в Крае и все обязаны это безусловно
соблюдать. В этом контексте, Правительство СР
Югославии ожидает, что в скором времени будут
реализованы ее прежние инициативы о визите
миссией СБ СР Югославии и непосредственном
ознакомлении с драматичным развитием ситуации в
южном сербском Крае.
IV ТРЕБОВАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА СР ЮГОСЛАВИИ
Исходя из своих суверенных прав,
гарантированных резолюцией СБ 1244 (1999), документом
Черномырдин-Ахтисаари и Военно-техническим
соглашением, Правительство СР Югославии
решительно требует:
- от Совета Безопасности обеспечения срочными и
энергичными мерами строгого соблюдения всех
положений Резолюции и сопровождающих ее
документов, в первую очередь тех, которыми
подтверждается суверенитет и территориальная
целостность СР Югославии на всей ее территории.
В соответствии с этим, югославское Правительство
настаивает:
- на безусловном и безотлагательном соблюдении и
выполнении со стороны СДК и МООНВАК своего
мандата, четко утвержденного Резолюцией и
сопровождающими ее документами;
- на строгом уважении суверенитета и
территориальной целостности СР Югославии и
Республики Сербии со стороны КФОР и МООНВАК и
немедленном прекращении всех действий и
поступков, нарушающих их, и на возвращении
ситуации в Крае в прежнее состояние.
Это, прежде всего, подразумевает:
- обеспечение полной нормализации
функционирования таможенного и пограничного
режима, при неотложном возвращении югославских
пограничных органов, таможни и паспортного
контроля на государственную границу СР
Югославии с Албанией и Македонией;
- нормализацию работы общественных служб (ПТТ,
Электрораспределительное предприятие, железная
дорога, банковская система) в соответствии с
законодательством Республики Сербии и СР
Югославии и принципами рыночной экономики, в
целях восстановления искусственно разорванных
связей между Краем и Республикой Сербией и СР
Югославией;
- немедленное упразднение всех распоряжений и
других решений МООНВАК и СДК, нарушающих
территориальную целостность и суверенитет СР
Югославии и Республики Сербии, обеспечении
соблюдения действующего законодательства СР
Югославии и Республики Сербии на всей
территории; в этом контексте недопустима
узурпация полномочий со стороны
спецпредставителя Б.Кушнера по проведению
регистрации и выборов в местные органы власти в
Крае, а также планированной процедуре по
утверждению параметров “существенной
автономии” без прямого участия компетентных
органов СР Югославии и Республики Сербии в
соответствии с действующим югославским
законодательством;
- принятие энергичных мер по прекращению террора,
запугивания и издевательства над сербами,
цыганами, мусульманами, горанцами, турками и
представителями других неалбанских этнических
общин, а также злоупотребления силой,
приводящего к нарушению их основных прав
человека, и по эффективному предотвращению
дальнейшей этнической чистки Края от
неалбанского населения;
- возвращение всей узурпированной и бесправно
изъятой государственной и общественной
собственности, в первую очередь ПТТ,
Электрораспределительного предприятия,
железной дороги, банков, шахт, фабрик и
предприятий, а также частной собственности
граждан Края их законным владельцам;
- срочное обеспечение безопасного окружения для
всех граждан, их полную личную и имущественную
безопасность;
- безотлагательное обеспечение выполнения
свободного и безопасного возвращения в Край
более 350 тысяч сербов, черногорцев, мусульман,
цыган, горанцев, турок, египтян и других граждан,
изгнанных в кампании этнической чистки после
прихода МООНВАК и СДК в Край;
- немедленное выдворение нескольких сотен тысяч
граждан Албании, нелегально въехавших в Край,
пересекав необеспеченную государственную
границу СР Югославии;
- расформирование, без дальнейших манипуляций и
отлагательств, боевых структур террористической
так назв. ОАК и разоружение всех ее боевиков, а
также других албанских вооруженных
бандформирований, уничтожение всего их
вооружения, которое является главой причиной
отсутствия безопасности в Крае и его общей
криминализации, и в частности отмену документа
“о трансформации” так назв. ОАК;
- обеспечение срочного и беспрепятственного
возвращения представителей Войска Югославии и
МВД в Косово и Метохию в соответствии с
Военно-техническим соглашением, в интересах
нормализации общей безопасности и
предотвращения дальнейшего массового изгнания
оставшихся сербов и другого неалбанского
населения из Края;
- обеспечение полной свободы передвижения по
всей территории Края и устранение всех имеющихся
гетто, концлагерей, блокад городов и сел, таких
как Косовска-Митровица, Ораховац, Гнилане и
других, в которых проживают преимущественно
оставшиеся там сербы;
- обеспечение беспрепятственной доставки
гуманитарной помощи, в частности сербам,
оказавшимся в окружении, как наиболее уязвимой
категории населения Края;
- обеспечение нормального функционирования
образования, уважения автономии университета и
других образовательных, культурных заведений и
СМИ, особенно на сербском языке и там, где в
большинстве проживает сербское население
(Косовска-Митровица и др.);
- обеспечение полной и постоянной охраны
оставшихся памятников истории и культуры,
средневековых монастырей, церквей, кладбищ и
принятие мер по их постепенному восстановлению;
- безотлагательное привлечение к
ответственности и к примерному наказанию вождей
террористической так назв. ОАК, прежде всего Х.
Тачи, А. Чеку и всех других виновников тяжких
преступлений геноцида, этнической чистки,
террористических актов против неалбанского
населения, их частного, а также государственного
и общественного имущества, памятников истории и
культуры, образовательных, медицинских,
хозяйственных и других институтов и объектов;
- немедленное заключение всеобъемлющего
соглашения между СР Югославией и ООН по
урегулированию статуса международного
присутствия под эгидой ООН в Косово и Метохии, и
других существенных вопросов.
Белград, 3 апреля 2000 года
ОБЗОРНАЯ ТАБЛИЦА
террористических и других актов насилия и
отдельных видов нарушения резолюции СБ 1244 (1999) в
Крае Косово и Метохия с момента прихода КФОР (СДК)
и МООНВАК в период 10 июня 1999 - 30 марта 2000 гг.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.