Глава вторая. РУССКАЯ КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ
В период между
избранием Горбачева на пост Генерального
секретаря ЦК КПСС в 1985 году и расстрелом
"Белого дома” по приказу Ельцина в 1993 году
произошла совокупность событий, в результате
которых был разгромлен коммунистический
социальный строй, сложившийся в Советском Союзе
благодаря Великой Октябрьской революции 1917 года.
Поэтому я считаю себя вправе называть эти
события словами "советская (или русская)
контрреволюция”.
В западной идеологии и пропаганде советская
контрреволюция изображается обычно так, будто
советский социальный строй (коммунизм) рухнул в
силу своей внутренней несостоятельности, будто
он изжил себя сам по себе, будто советские люди
сами (на своем жизненном опыте) пришли к мысли о
необходимости отказа от коммунизма и перехода к
капитализму. В России эта концепция принята как
нечто само собой разумеющееся. И это не просто по
недомыслию (хотя и недомыслие тут имеет место).
Разгром советского коммунизма еще не завершился
полностью. У западных организаторов и российских
исполнителей советской контрреволюции еще нет
стопроцентной уверенности в том, что с
коммунизмом в России покончено навсегда...
Сокрытие истины относительно сущности советской
контрреволюции еще остается важнейшей задачей
ее идеологов и апологетов. А советским (и затем
российским) исполнителям контрреволюции к тому
же хочется выглядеть благородными
освободителями советских людей и прочего
человечества от гнета и ужасов некоего
коммунистического зла, а не послушными
марионетками западных хозяев и не добровольными
предателями великих исторических завоеваний,
достигнутых их соотечественниками и
предшественниками ценой колоссальных усилий и
жертв.
Детальное научное исследование советской
контрреволюции есть задача для ученых будущего,
когда остынут страсти, и кому-то будет позволено
приоткрыть завесу идеологической лжи,
скрывающую социальную сущность этого
исторического явления. Я здесь ограничусь лишь
некоторыми соображениями относительно того
направления, по какому должна (с моей точки
зрения) двигаться стремящаяся к истине мысль.
СУЩНОСТЬ И ВРЕМЯ
КОНТРРЕВОЛЮЦИИ
Чтобы установить, в чем конкретно заключалась
социальная сущность советской (русской)
контрреволюции, надо указать множество
образующих ее действий людей и установить, что
именно связало эти действия в единое целое, в
одно сложное совместное действие множества
различных людей. Общим для всех этих действий
было то, что они так или иначе разрушали
социальный строй страны, - разрушали реальный
советский коммунизм. И именно эта их
антикоммунистическая направленность объединяла
их в огромное единое историческое действие,
имевшее результатом разгром советского
коммунизма. А для этого надо знать, в чем именно
заключалась коммунистическая социальная
организация (социальный строй) советского
общества. Знать научно объективно, а не в том
виде, как его изображали и изображают в идеологии
и пропаганде (как в советской, так и в
антисоветской). У тех людей, которые разрушали
советский коммунизм, не было, конечно, научного
его понимания. Но для разрушения это и не
требовалось, было вполне достаточно
идеологических представлений. Научный подход
нужен для того, чтобы понять социальную сущность
того, что сотворили эти люди совместными
усилиями, мотивируемые и манипулируемые отнюдь
не интересами научного познания.
Основу советского общества составляла
организация системы власти и управления (а не
экономика!) и ее положение в социальной
организации общества в целом. Эта система
пронизывала все общество во всех жизненно важных
измерениях и на всех уровнях социальной
иерархии, начиная с ее вершины и кончая
первичными деловыми коллективами. Можно сказать,
что коммунистическое общество в Советском Союзе
было государственно организованное
человеческое объединение. Более того, тут
следует говорить даже не просто о
государственности, а о свехгосударственности. А
основу, ядро, стержень, скелет и голову этой
сверхгосударственности образовал социальный
феномен, который называли словом "партия",
но который на самом деле не был партией в смысле
привычных политических партий Запада. Он лишь
имел подобие партии, имел какие-то генетические
источники в партии. Но фактически он был явлением
качественно иного рода. Партийный аппарат был
частью системы государственности, причем -
частью особой. Во-первых, он был стержнем, остовом
всей системы власти. Во-вторых, он был такой
частью власти, которая управляла всей остальной
властью, т.е. властью над самой властью, властью
второго уровня. Вся система власти и управления
обществом находилась под контролем партийного
аппарата, являлась фактически продолжением и
разветвлением его. В обратном направлении она
так или иначе сходилась в партийном аппарате и
отражалась в нем.
Если исходить из реальной, а не из воображаемой
коммунистической социальной организации
советского общества, если исходить из научного
понимания ее, а не из идеологических ложных догм,
то начало советской контрреволюции следует
отнести к тому моменту советской истории, когда
начали сознательно разрушать советскую систему
власти и управления, и еще точнее говоря - когда
начали разрушать аппарат КПСС. И началось это
вскоре после избрания Горбачева Генеральным
секретарем ЦК КПСС. Началось по инициативе
Горбачева и было поддержано высшим партийным
руководством и его идеологическими холуями.
Началось с вершины власти. Началось изнутри
системы власти, т.е. из самых глубин базиса
коммунистической социальной организации. А
завершение советской контрреволюции произошло
уже при Ельцине, когда была ликвидирована КПСС и
по приказу Ельцина были расстреляны жалкие
остатки советской государственности. Советская
контрреволюция хронологически и по составу
образующих ее событий заключена в эти рамки.
Относить ее начало в более отдаленное прошлое (а
ее относят даже к временам Хрущева), а окончание -
в годы после расстрела "Белого дома", значит,
растворять ее в более обширном историческом
потоке и искажать тем самым ее социальную
сущность. События, предшествовавшие началу
деятельности Горбачева по разрушению КПСС и так
или иначе связанные с этим, сыграли роль условий
и предпосылок контрреволюции, а все события,
произошедшие после прихода Ельцина к высшей
власти в России и расстрела "Белого дома",
явились неизбежными следствиями уже
совершившейся контрреволюции. Здание советского
общества как общества коммунистического рухнуло
как следствие того, что был разрушен его
социальный фундамент.
УСЛОВИЯ И ПРИЧИНЫ
КОНТРРЕВОЛЮЦИИ
Советская (русская) контрреволюция была
порождена комплексом многочисленных факторов.
Этот комплекс является многомерным. В одном из
этих измерений (аспектов) различаются факторы
внутренние и внешние. К внутренним относится все
то в рамках Советского Союза, что так или иначе
способствовало контрреволюции. К внешним
относится все то за пределами Советского Союза,
что так или иначе было связано с подготовкой и
осуществлением контрреволюции в Советском
Союзе. В другом измерении различаются факторы
объективные и субъективные. К субъективным
относится идеологическое, моральное,
психологическое и интеллектуальное состояние
людей, которые как-то были вовлечены в подготовку
и осуществление контрреволюции и от которых
зависел ее успех. К объективным факторам
относятся такие, которые были объективно даны
людям в качестве условий их жизнедеятельности и
которые были неподвластны их сознанию и воле при
подготовке и осуществлении контрреволюции. Эти
факторы были тесно связаны между собой. Их роль и
взаимоотношения менялись со временем.
Советская контрреволюция есть явление
внутренней жизни советского общества, а после
распада Советского Союза - российского.
Естественно, она имела на то основания в самом
советском обществе. Но эти основания сами по себе
не вели ни к какому социального переворота в
нашей стране. Они сыграли роль условий этого
переворота лишь в сочетании с факторами
внешними, исходящими из западного мира. Ниже я
рассмотрю с этой точки зрения три основных (на
мой взгляд) внутренних фактора русской
контрреволюции — социальное расслоение
населения, назревание кризиса и перелом в
состоянии менталитета советских людей.
СОЦИАЛЬНОЕ
РАССЛОЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
Вопреки марксистскому учению о бесклассовости
коммунистического общества, в реальном
советском обществе с самого начала наметилось
расслоение населения на социальные классы,
занимающие различное положение в структуре
общества и, соответственно, обладающие
различными возможностями в распределении
жизненных благ. Неравенство в этом отношении
было не каким-то уклонением от неких
"правильных" норм, предписанных классиками
марксизма, а проявлением объективных законов
социального бытия. К концу брежневского периода
классовое расслоение советского общества
достигло высокого уровня. Стала очевидной
тенденция к снижению вертикальной динамики
населения, т.е. сокращались возможности перехода
из одних слоев в слои более высокого уровня.
Представители высших слоев редко стали
опускаться в низшие слои. Они имели
разнообразные привилегии по сравнению с низшими
слоями и возможности приобретать жизненные
блага благодаря своему положению в обществе. Они
были хозяевами общества. Ничто не угрожало их
привилегированному положению. Они имели такие
гарантии своего положения, каким могли
завидовать привилегированные слои западных
стран. Они имели блага без риска потери, без
особых усилий и забот.
А между тем произошло нечто такое, что находится
в явном несоответствии с социальными законами и
даже со здравым смыслом. Те же советские люди,
которые стали активными идеологами и деятелями
контрреволюции, как правило, были выходцами из
высших слоев общества, принадлежали к его
привилегированной части, занимали в нем высокие
посты (достаточно назвать самих Горбачева и
Ельцина), принадлежали к идеологической и
культурной элите. Они поднялись в высшие слои за
счет советской системы, в ней добились успехов,
сделали карьеру. Согласно социальным законам,
они по своему положению в обществе должны были
быть опорой этого общества, его апологетами и
защитниками. А они ринулись разрушать его,
превзойдя на этом пути диссидентов, критиков
режима, самых отъявленных антикоммунистов
Запада. Они начали с остервенением рубить сук, на
котором сидели. Почему?! Никаких объективных
факторов в социальной организации советского
общества не было. Очевидно, вступили в силу
факторы, действовавшие извне советского
общества, причем - действовавшие как факторы,
породившие в нем определенное идейное, моральное
и психологическое состояние населения, т.е. как
факторы субъективные.
Не следует забывать о том, что сразу после
окончания Второй Мировой войны началась
Холодная война западного мира, возглавляемого
США, против советского блока, возглавляемого
Советским Союзом. Теперь общеизвестно, что
основным оружием в ней были средства воздействия
на идейное, моральное и психическое состояние
советских людей. И надо признать, что это
воздействие было весьма эффективным. Особенно
сильным оно было в отношении самой социально
активной части высших и средних слоев советского
общества, включая правящую и идеологическую
элиту. Холодная война длилась сорок лет до начала
советской контрреволюции - срок более чем
достаточный для того, чтобы эта часть советского
населения, которой предстояло сыграть основной
силой и опорой контрреволюции, подверглась
моральному и идейному разложению. Она стала
прозападно настроенной и возжаждала иметь для
себя западные жизненные блага, сохраняя то, что
уже имела. Этот фактор послужил одним из
важнейших условий успеха контрреволюции. Но сам
по себе он не порождал никаких намерений и планов
осуществить контрреволюцию на деле. Для этого не
было других условий. Чтобы это условие вступило в
силу, контрреволюция должна была быть
развязанной каким-то образом, причем - безопасным
для этой категории граждан. Каким - об этом еще не
знал никто вплоть до того момента, когда
контрреволюция уже достигла стадии очевидности,
- когда было дано разрешение на нее с вершины
власти. И даже более того, последовал призыв к ней
и поданы примеры не только ненаказуемого
антикоммунистического поведения, но даже
поощряемого.
НАЗРЕВАНИЕ КРИЗИСА
К концу шестидесятых годов в советской экономике
сложилась ситуация, получившее название
“застой”. В сравнении с процветающей в те годы
экономикой западных стран этот фактор вносил
свой вклад в умонастроения советских людей,
подогреваемые западной пропагандой. Советские
люди, разуверившиеся в скором приходе
коммунистического изобилия (по потребности"),
стали видеть земной коммунистический рай на
Западе. Этот фактор стал одним из условий успеха
будущей (для тех лет) контрреволюции.
Коммунистическое общество считалось
бескризисным не только лидерами и идеологами
коммунистических стран, но и лидерами и
идеологами стран западных, т.е. и
антикоммунистами и антисоветчиками. И это
убеждение было бы верным, если бы никаких других
кризисов, кроме кризисов капиталистических/ в
природе не происходило. Советское общество было
бескризисным в том смысле, что в нем были
исключены капиталистические экономические
кризисы, ибо оно было обществом не
капиталистическим, а иного типа. Но это не
избавляло его от кризисов иного рода. Всякое
общество так или иначе переживает кризисные
ситуации, соответствующие его природе. В
советском обществе назревал кризис, но кризис
специфически коммунистический, - первый в
истории кризис такого рода. В силу того, что
отсутствовало, и даже фактически было запрещено
научное понимание советского общества, согласно
которому складывавшееся положение можно было бы
оценить как предкризисное, приближение кризиса
просто проглядели, не заметили и не захотели
замечать. Это положение стали рассматривать как
показатель несостоятельности коммунистической
экономики. Процветание же экономики на Западе
стали приписывать исключительно капитализму.
Причем, такое понимание возникло вовсе не
спонтанно, а было навязано извне советского
общества, западной идеологией и пропагандой.
Последняя имела в Советском Союзе колоссальный
успех, поскольку начисто отсутствовало научное
понимание не только своего, советского
социального строя, включая экономику, но и
западного социального строя (западнизма, по моей
терминологии), а также поскольку к этому времени
западнистская система ценностей почти полностью
вытеснила систему коммунистических ценностей в
массах советского населения, в особенности и в
первую очередь в его высших и близких к высшим
слоях.
Что на самом деле имело место в Советском Союзе в
эти годы? Советский Союз превратился во вторую
сверхдержаву планеты отнюдь не за счет
экономической несостоятельности коммунизма и
застоя, а, наоборот, за счет необычайно
интенсивного развития. Только одни проглядели
его вследствие самоослепления, а другие
умышленно сфальсифицировали, изобразив как
провал. В послевоенные годы население Советского
Союза выросло на сто миллионов человек!
Повысился жизненный уровень. Выросли
потребности людей. Теперь речь шла не просто о
хлебе и какой-то крыше над головой, а о комнатах,
квартирах, телевизорах, холодильниках,
мотоциклах, автомашинах и т.д. И страна так или
иначе делала колоссально много, чтобы жить на
достаточно высоком уровне.
В послевоенные годы (в особенности - в
"застойные"!) буквально в десятки раз
увеличилось число предприятий, учреждений,
организаций, - произошло усложнение общества в
таких масштабах и с такой скоростью, какой
никогда до этого не было в истории человечества
для объединения таких огромных размеров, каким
был Советский Союз. Усложнились все аспекты
жизни общества, образование, культура,
коммуникации, международные отношения и т.д.
Естественно, назрели проблемы и 'возникли
трудности, с которыми уже нельзя было должным
образом справляться прежними средствами. В
стране стала назревать кризисная ситуация. Но
какой именно кризис назревал? И как осознавалась
эта угроза советскими лидерами и идеологами?
Сущность надвигавшегося кризиса заключалась в
том, что сложившаяся и нормально
функционировавшая до этого система власти и
управления советского общества стала
неадекватна новым условиям. И по мере прогресса
общества степень неадекватности все более
возрастала. Этот процесс можно было остановить,
т.е. предотвратить кризисный взрыв или смягчить
его. Его можно было преодолеть теми средствами,
какими советское общество располагало, т.е.
средствами коммунистическими. При этом не
требовалась никакая перестройка социальной
системы. Наоборот, необходимо и достаточно было
усовершенствование именно коммунистической
социальной организации. Необходимо было
увеличить аппарат власти и управления особенно -
партийный аппарат. Он был уже слишком мал для
возросшего числа объектов, подлежащих
управлению, и усложнившейся структуре общества,
а также усложнившимся условиям управления.
Необходимо было усилить систему планирования и
ввести более строгий контроль за выполнением
планов. Необходимо было повысить квалификацию
работников системы власти и управления именно
как работников коммунистической системы,
разрабатывать экономическую теорию именно для
этой системы, усилить централизацию экономики и
управления ею и т.д. Короче говоря, надо было идти
по пути усиления и усовершенствования всего
того, что в западной идеологии и пропаганде
подвергалось критике и осмеянию именно потому,
что это фактически работало и могло позволить
Советскому Союзу преодолеть трудности.
Но советские руководители и их идеологические
холуи поступили как раз наоборот. Они ринулись в
"перестройку", гибельность которой была
очевидна заранее. "Перестройка" развязала
кризис, который стал всеобъемлющим, охватив и
сферу экономики. К чему это привело, известно. Нет
надобности еще раз говорить об этом.
Почему высшее советское руководство во главе с
Горбачевым поступило так? Можно ли это объяснить
только глупостью, тем, что не ведали, что творили,
руководствуясь добрыми намерениями? Думаю, что
нет. Объяснить этот феномен, игнорируя внешние
факторы, невозможно. При всех недостатках того
состояния советского общества накануне
контрреволюции, в нем самом по себе не назрела
никакая потребность в ослаблении и разрушении
государственности, в разрушении экономической
системы и прочих жизненно важных сфер общества. И
идеи такого рода не владели умами и чувствами
достаточно значительных и влиятельных слоев
общества. Все это пришло и охватило страну, как
внезапная эпидемия или природная катастрофа,
линь на основе свершившейся контрреволюции, как
ее следствия.
ПЕРЕЛОМ В ИДЕЙНОМ
СОСТОЯНИИ НАСЕЛЕНИЯ
Ослабление “железного занавеса”, расширение
связей с Западом, усиление западной пропаганды и
другие факторы способствовали перелому во
взглядах советских людей на западное общество, в
брежневские годы Запад по многочисленным
каналам ворвался во внутреннюю жизнь советского
общества. Западная пропаганда нанесла
сильнейший удар по фундаментальным принципам
советской идеологии насчет преимуществ
советского общественного строя и образа жизни
перед западным. Под влиянием Запада произошло
смещение интересов людей в сторону чисто
материальных интересов и соблазнов. Негативные
явления советского коммунизма стали объектом
грандиозной антикоммунистической пропаганды на
самом Западе и в Советском Союзе со стороны
Запада. Капитализм не сошел со сцены истории, как
предрекали Маркс и Ленин, а укрепился и вроде бы
(в обывательском представлении и пропаганде)
выиграл соревнование с коммунизмом именно в
экономическом отношении. В Советском Союзе
наметилась тенденция к экономическому спаду,
тогда как на капиталистическом Западе наступило
неслыханное процветание. Советские люди стали
видеть обещанный коммунистами земной рай на
Западе, идеализируя ситуацию на Западе и сверх
всякой меры преувеличивая в своем воображении
западное изобилие.
Хочу обратить внимание еще на два фактора,
сыгравших важную роль в описанном переломе во
взглядах советских людей на Запад. Первый из них -
убожество профессиональной информации о Западе
и неспособность советского идеологического
аппарата противопоставить западной пропаганде
достаточно эффективную контрпропаганду.
Советский Союз имел на Западе десятки тысяч
своих профессионально подготовленных
представителей в лице дипломатов, журналистов,
шпионов, ученых и т.п. В самом Советском Союзе
были бесчисленные учреждения и организации,
занятые изучением Запада. Но эта гигантская
армия "специалистов", за редким исключением,
оказалась сбродом халтурщиков, паразитов, невежд
и хапуг. А гигантский идеологический аппарат,
занятый пережевыванием потерявших даже
идеологический смысл марксистских догм, не смог
даже в ничтожной мере использовать в
контрпропаганде материалы, которыми изобиловали
средства массовой информации самого Запада и
которые буквально вопили о преимуществах
советской экономики перед западной.
Второй из упомянутых выше факторов заключается в
том, что советские люди, допущенные властями до
непосредственного знакомства с Западом,
отбирались как представители привилегированных
слоев и оказывались на Западе в исключительных
условиях. Им не надо было добывать средства
существования на Западе, искать работу,
конкурировать с западными специалистами,
приобретать жилье, платить налоги, беспокоиться
о медицинском обслуживании, думать об
образовании и будущем детей, трудиться в
условиях западных предприятий, испытывать
негативные следствия общения с соседями и
коллегами по работе и т.д., т.е. они фактически не
погружались в реальную жизнь западного общества
со всеми его реальными кошмарами, о которых
писали тысячи честных западных писателей и
которые показывались в тысячах более или менее
реалистичных фильмов, которые советские люди
просто не могли и даже не хотели замечать. У этих
советских людей было гарантированное положение
у себя дома (жилье, зарплата, медицинское
обслуживание и т.д.). Они имели какие-то деньги от
своего государства, а также в виде подачек от
западных учреждений. Они эти деньги могли
тратить, не думая о том, что на них надо жить в
будущем. А если они тратили свои деньги, они их с
лихвой окупали, приобретая в западных магазинах
вещи, дефицитные в Советском Союзе. Они на Западе
были в положении гостей и зевак, паразитов и
спекулянтов. Для них пребывание на Западе было
привилегией как для людей советских. Они видели
тут то, что могли, что им позволяли видеть и что
они хотели видеть в том качестве, о котором я
только что сказал, а именно - изобилие вещей в
магазинах, комфорт, прекрасное обслуживание и
т.п., т.е. витрину, рекламу и поверхностные
проявления западной экономики, а не ее основы,
глубины, скрытую сущность. Они все это сравнивали
с тем состоянием, в каком с этой точки зрения
находились их соотечественники в Советском
Союзе. И все (почти без исключения!) делали вывод,
будто рай земной, обещанный марксистами, на самом
деле построен на Западе, а в Советском Союзе имел
место “черный провал”. Поразительно то, что
такой вывод делали не какие-то плохо
образованные представители низших слоев
населения, а образованные профессора, академики,
дипломаты и даже лица из
партийно-государственной номенклатуры.
Этот процесс захватил прежде всего высшие слои
советского общества, высшее руководство и
интеллектуально-идеологическую элиту. Кризис
советского общества начал созревать на высотах
идеологии и власти, а не в сфере экономики. И в
числе его симптомов следует упомянуть потерю
чувства и сознания гражданской ответственности
перед своей страной и своим народом, а также
потерю способности объективного понимания как
советской, так и западной экономики даже на
уровне обыкновенного здравого смысла, не говоря
уж о высотах науки. Эти слои (а не низшие!)
оказались прозападно настроенными. Они
возжаждали иметь для себя западные блага,
надеясь сохранить и то, что имели в советском
обществе. И каким бы ни было недовольство
населения.
Несмотря на то, о чем я говорил выше, внутренние
объективные факторы доминировали. И каким бы ни
было недовольство населения отдельными
явлениями советской жизни (нет такого общества, в
котором все и всегда довольны всем!), даже мысли
не возникало о ликвидации советской социальной
организации. Ее достоинства еще ощущались
старшими поколениями на своем опыте, а молодежь
не имела источников для другой идеологии, чтобы
можно было говорить о внутреннем переломе. Даже
диссиденты и критики советского строя не
выдвигали лозунгов свержения коммунизма. И
организации, способные возбудить массы на это,
были немыслимы, - всякие намеки на это
искоренялись, и поддержки в массах не могло быть
никакой. Умонастроения высших слоев и
интеллигенции сами по себе он не порождали
никаких намерений и планов осуществить
контрреволюцию на деле. Для этого не было других
условий. Чтобы это условие вступило в силу,
контрреволюция должна была быть развязанной
каким-то образом, причем - безопасным для этой
категории граждан. Каким - об этом еще не знал
никто вплоть до того момента, когда
контрреволюция уже достигла стадии очевидности,
- когда было дано разрешение на нее с вершины
власти. И даже более того, последовал призыв к ней
и поданы примеры не только ненаказуемого
антикоммунистического поведения, но даже
поощряемого.
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ
Советская контрреволюция не может быть научно
объяснена, если не принимать во внимание внешние
факторы, ибо она была задумана и спланирована на
Западе и навязана советским людям со стороны
Запада. Ее совершили советские люди. Но их
побудили на это силы Запада. Ими манипулировали
силы Запада. Это была эпохального и глобального
масштаба операция, лишь принявшая форму
локально-советского социального переворота.
Разумеется, это произошло не сразу. С начала
ставилась задача лишь ограничивать Советский
Союз, сдерживать его мировые претензии, всячески
дискредитировать и ослаблять. В ходе ее были
испробованы самые разнообразные средства.
Убедившись в том, что
идеологически-пропагандистское воздействие на
советское население не имеет желаемого
результата, стратеги Холодной войны
использовали подходящий случай и осуществили
диверсионную операцию, принявшую форму
контрреволюции.
Советская контрреволюция явилась завершающей
операцией Запада в Холодной войне против
Советского Союза. Именно эта сознательная и
заранее запланированная операция объединила
различные факторы воедино и направила их
совокупное действие в одну "точку".
Я выше упомянул о случае, сыгравшем переломную
роль в ходе Холодной войны. Что это за случай? Имя
ему — Горбачев. Горбачев просто как конкретная
личность, а как символ начала запланированной
диверсионной операции, закончившейся разгромом
основы советского общества - советской
государственности. Деятели Холодной войны с
самого начала изучали советскую систему власти и
управления, особенно - высшее руководство,
обозначаемое словом "Кремль". В составе
советологии возникла особая ее отрасль -
кремленология. Она самым педантичным образом
изучала структуру советской государственности,
партийный аппарат, центральный партийный
аппарат, ЦК КПСС, Политбюро и лично работников
аппарата власти. Изучали, не брезгуя даже
анализом мочи и кала высших руководителей
власти. Но основное внимание в течение
длительного времени (пожалуй, до конца
семидесятых годов) было направлено на
идеологическую и психологическую обработку
широких слоев населения и создание прозападно
ориентированной массы советских граждан,
фактически игравших роль пятой колонны Запада и
занимавшихся (вольно или невольно)
идейно-моральным разложением советского
населения (не говоря уж о прочих функциях). Так
было создано диссидентское движение. Одним
словом, основная работа велась по линии
разрушения советского общества "снизу". Тут
были достигнуты серьезные успехи, ставшие одним
из факторов будущей контрреволюции. Но они были
не настолько значительными/ чтобы привести
советское общество к краху.
К концу семидесятых годов западные деятели
Холодной войны поняли это. И поняли, что основу
советского коммунизма образует его система
власти, а в ней - партийный аппарат. Изучив
досконально структуру партийного аппарата,
характер отношений—сотрудников в нем, их
психологию и квалификацию, способ отбора и
прочие его черты, деятели Холодной войны пришли к
выводу, что разрушить советское общество можно
только сверху, разрушив его государственность, а
для разрушения последней необходимо и
достаточно разрушить партийный аппарат, начав
это разрушение с самого высшего уровня. Такая
возможность представилась, когда начался кризис
высшего уровня власти в связи с запредельным
постарением (можно сказать, одряхлением)
Политбюро ЦК КПСС (последние годы Брежнева, годы
Андропова и Черненко). В это время командование
западных сил Холодной войны выработало
совершенно определенный план завершения войны:
захватить высшую власть Советского Союза в свои
руки, проведя на пост Генерального секретаря ЦК
КПСС "своего" человека, вынудить его
разрушить аппарат КПСС и осуществить
преобразования, которые должны породить цепную
реакцию распада всего советского общества. Такой
план стал реальным лишь постольку, поскольку
такой "свой” человек на эту роль уже имелся:
Горбачев. Проведение Горбачева на пост
Генерального секретаря ЦК КПСС было фактически
первой операцией в составе грандиозной операции
по осуществлению советской контрреволюции.
Горбачев вполне оправдал расчеты своих западных
манипуляторов. И даже превзошел их.
Если припомнить все, что конкретно делал
Горбачев, то без особых усилий станет очевидно,
что вся его деятельность была планомерным и
преднамеренным разрушением партийного аппарата
КПСС. В те годы шутили по этому поводу: в
Советском Союзе осуществляется разгром КПСС под
руководством... КПСС. И это было на самом деле так.
Но это было не шуточное развлечение, а великая
историческая трагедия. Эту деятельность высшего
руководства КПСС по разрушению основы
советского общества советские люди завершили
уже под руководством Ельцина, который просто
запретил КПСС. А глава партии Горбачев покорно
подписал бумагу о самоликвидации ЦК партии, хотя
по всем законам поведения обязан был призвать
партию к сопротивлению. После этого процесс
разрушения всей системы советской
государственности пошел с поразительной
быстротой. И молниеносно рухнуло все общество, -
первичные коллективы, экономика, идеология,
культура и т.д. Такое никак не могло случиться
неким естественным путем. Такое стало возможно
лишь постольку, поскольку разгром советской
государственности был осуществлен самими ее
руководителями под диктовку западных
манипуляторов.
У советского коммунизма не оказалось
серьезных защитников. Он был разрушен почти без
всякого сопротивления со стороны широких слоев
населения, членов партии (а их было около 20
миллионов!) и партийных функционеров. Имели место
два открытых выступления - так называемый
"путч" в августе 1991 года и "бунт"
депутатов Верховного Совета в октябре 1993 года. Но
и они имели место не как попытки защитить
коммунизм, а совсем иное оформление. Большинство
вождей и участников "бунта" 1993 года были
люди, участвовавшие в разгроме КПСС и в
ликвидации "путча" 1991 года, а "путчисты"
были сами участниками горбачевского переворота
в партии и системе власти в целом. Некоторые
западные авторы называли советскую
контрреволюцию бархатной. В западной и
российской прозападной пропаганде
"объясняли" (и до сих пор "объясняют")
этот феномен отсутствия у советского коммунизма
массовых и серьезных защитников некой
ненавистью советских людей к коммунизму, якобы
страдавших под игом этого чудовищного
тоталитаризма, стремлением к освобождению от
этого гнета и т.п. Это "объяснение" не имеет
ничего общего с реальностью. Чтобы дать научное
объяснение этого феномена, необходимо научное
понимание сущности коммунистической
организации советского общества и характера
самой контрреволюции как военной (в смысле
Холодной войны) операции.
Если даже допустить, что Горбачев был ранее
как-то вовлечен в деятельность западных
секретных служб, занимавшихся подрывной
деятельностью в Советском Союзе, и что какие-то
лица из советского руководства и идеологической
элиты были агентурой этих служб, советское
политическое и идеологическое руководство
просто не отдавало себе отчета в том, на какой
путь оно направляло страну и к каким
последствиям должна была привести их
деятельность. Многие были уверены в незыблемости
социального строя страны. Даже сам Горбачев
сначала публично заявлял лишь об
усовершенствовании этого строя (о "социализме
с человеческим лицом"). Многие активные
участники процесса сделали карьеру вместе с
горбачевским руководством и благодаря участию в
его политическом курсе. Они воспринимали
горбачевскую "перестройку" просто как
условие своего личного успеха, наплевав на
всякую гражданскую ответственность за это, - по
самим условиям образования, воспитания, отбора в
систему власти и функционирования в ней, они
поступали как обычные карьеристы. Прочая масса
чиновников всех сортов осуществляла разрушение
коммунизма как исполнение "своих рутинных
функций, внося в свою работу корректив в духе
новых установок. Контрреволюция не сразу
обнаружила свою социальную натуру. Каждое
мероприятие по отдельности не выглядело как
контрреволюция, а их связь не обнаруживала себя
очевидным образом. Контрреволюция сначала
происходила как совокупность сравнительно
мелких преобразований внутри партийного
аппарата, причем - на высшем уровне. Если при этом
и имела место какая-то борьба, она не выходила за
рамки партийного аппарата. Мероприятия, в
совокупности осуществлявшие контрреволюцию,
постепенно сверху спускались в партийный
аппарат низших инстанций и постепенно
охватывали всю систему власти.
Инициаторы и активные деятели контрреволюции не
сразу открыто заявили о своих намерениях.
Сначала они еще клялись в верности коммунизму,
обещая лишь улучшения. Потом заговорили о
"перестройке" социально-политической
системы, наконец - о решительном отказе от
коммунизма. Добавим к этому фактор западного
идеологического давления. Что касается масс
населения, они по своему положению в обществе
воспринимали действия своей власти как новый
курс, не ведущий к краху общества. Когда до этого
процесс дошел, и массы стали что-то осознавать,
контрреволюция уже совершилась. Они ее просто
проглядели. И опять-таки не надо забывать о том,
что почти полвека шла мощнейшая
антикоммунистическая пропаганда со стороны
Запада, подхваченная и усиленная внутренними
силами контрреволюции. В течение многих лет
осуществлялось идеологическое оглупление
советского населения и преднамеренное моральное
разложение всех слоев общества путем
навязывания западной системы ценностей,
органически чуждой советскому обществу как
обществу коммунистическому. Широкие слои
населения были деморализованы, впали в состояние
идейной и психологической растерянности и стали
в высшей степени подверженными современным
средствам манипулирование ими.
Разгром советской экономики, идеологии,
культуры, системы образования и прочих сфер
советского общества явился следствием
контрреволюции. И осуществила его
антикоммунистическая власть под диктовку
западных хозяев.
О том, что советская контрреволюция была
спланирована на Западе и осуществлена силами
самих советских правителей и их идеологических
слуг как диверсионная операция Холодной войны,
свидетельствует и то, какой социальный строй
установился в стране вследствие ее. Если даже
допустить, будто коммунистический социальный
строй в Советском Союзе рухнул в силу своей
внутренней несостоятельности (что, повторяю,
есть идеологическая ложь!), из этого никак не
следует, что в результате его краха на его место
должен был прийти социальный строй западного
образца. Последний стал навязываться советскому
населению сверху и искусственно, причем - вопреки
интересам народа и с очевидными
катастрофическими последствиями для страны.
КАК
“ОБУСТРОИЛАСЬ” РОССИЯ
В начале контрреволюции была опубликована
статья Солженицына “Как обустроить Россию?”.
Она произвела много шума. Потом Солженицын
возмущался, что в России вместо рая, который
думал учредить своей программой, получился ад.
Тут мы имеем еще одно подтверждение тому, что
дорога в ад вымощена благими намерениями.
Проблема “как обустроить Россию после
коммунизма” была задолго до бредовой статьи
Солженицына решена в учреждениях и организациях
США, занятых в Холодной войне.
Оставим этот эпизод российской трагедии.
Обратимся к сути проблемы. Проблема не в том, как
нужно или желательно "обустроить" Россию. На
этот счет можно выдумывать самые различные
проекты. Тем более тут неизбежен субъективизм.
Интересы различных категорий людей различны,
порою - противоположны. Желательно - для кого?!
Нужно - кому?! Реальная проблема заключается в
том, как на самом деле уже "обустраивается"
Россия и как она будет с необходимостью
"обустраиваться" в ближайшие десятилетия
(если не столетия!) в силу объективных
исторических условий, наличных сил и объективных
социальных законов организации больших
человеческих объединений. При решении этой
проблемы должен быть исключен всякий
субъективизм, всякое стремление выдать желаемое
за действительное или реально возможное. Нужна
истина, вся истина и только истина, какой бы
неприглядной она не была. Исторический поток
нельзя уговорить течь в желательном направлении
ни прекрасными обещаниями, ни страшными
угрозами, ни предписаниями политиков и
идеологов. С ним надо считаться как с
реальностью.
Социальная организация человеческого
объединения создается сознательно, волевой
деятельностью самой активной части членов
общества. Но для этого они должны иметь какие-то
идеи, теории, концепции, планы! Что получилось у
нас после краха коммунистической социальной
организации? Марксистская концепция,
претендовавшая на самое высшее научное
объяснение законов формирования социальной
организации, была просто отброшена без какой бы
то ни было научной аргументации. В ход пошли
социологические концепции западных идеологов,
ранее громившиеся как псевдонаучные, а ныне
превозносимые как вершины науки.
В результате вместо научно обдуманной теории и
научно обоснованного проекта практические
исполнители намерения преобразовать социальную
организацию России взяли готовые образцы на
Западе, причем - в идеологически препарированном
виде, предназначенном для одурачивания
незападных народов, особенно - их правящей элиты
и т.д. При этом советские и российские
реформаторы полностью игнорировали азбучную
(банальную) истину социологии, что западные
образцы формировались веками, в конкретных
условиях западного мира, в ожесточенной
социальной борьбе, в опустошительных войнах,
путем огромных усилий, ценой жертв и потерь. Они
не являются универсальными, пригодными в
одинаковой мере для всех эпох и народов. Одни и те
же образцы в различных условиях дают различные
результаты, порою – прямо противоположные. Даже
в тех случаях, когда они в какой-то мере применимы
в незападных странах, их нельзя переносить в эти
страны без учета всей совокупности конкретных
условий этих стран. Такой бездумный перенос
неизбежно ведет к разрушительным, порою - к
катастрофическим последствиям в
западнизируемых странах. Примеров тому история
дает в изобилии. Не случайно западнизация стран
незападного мира стала мощнейшим орудием Запада
в борьбе за мировое господство.
Российские реформаторы навязали России не
реальную социальную организацию западных стран,
а ее идеологический образ. Различия тут подобно
различию между реальным советским коммунизмом и
его описанием советской (марксистской)
идеологией. Например, раздувается поверхностный
демократический аспект власти, а основная
недемократическая часть власти обходится
молчанием. И демократия идеализируется,
приукрашивается. В описании экономики
раздувается и приукрашивается “свободный”
рынок и частное предпринимательство. А денежный
тоталитаризм, командно-диктаторский аспект,
некапиталистические явления и т.п.
замалчиваются. В идеологии проповедуется некая
свобода от идеологии, а факт тотального
идеологического оболванивания, неизмеримо
превосходящее все советское, опять-таки
замалчивается.
И плюс к тому — российские условия. Воображаемый
западный образец насаждается не в западных, а в
российских условиях. Советские и российские
реформаторы полностью игнорировали этот фактор.
Они действовали по принципу: а почему бы и нам не
жить, как на Западе?! Вспоминаю попытку идиота
Хрущева построить полный коммунизм в Советском
Союзе уже к восьмидесятым годам с помощью
американской кукурузы. Кукуруза в российских
условиях не росла совсем или не достигала
зрелости. Так и теперь: западная социальная
система не прививается в российских условиях
совсем или не достигает степени зрелости.
Плюс к тому, вступил в силу закон
социально-исторической преемственности: если
разрушается социальная организация
человеческого объединения, но при этом
сохраняется человеческий материал, основы его
материальной культуры и другие необходимые
факторы выживания, то из обломков разрушенной
социальной организации образуется новое, по
многим важным признакам близкое к прежней. Грубо
говоря, из обломков сарая не построишь небоскреб.
Построишь лишь сарай хуже прежнего. Нынешняя
социальная организация во многом напоминает
советскую. Большое число людей живет так, будто
никакой контрреволюции не было. Только хуже, чем
в советские годы.
Одним словом, сложился социальный урод, по одним
чертам похожий на западный образец, по другим —
на советский. Своего рода социальная дворняжка.
Возьмем основные компоненты социальной
организации. Реальная западная система власти и
управления имеет мощный недемократический
остов. В Советском Союзе такой была вся система
власти. Постсоветская власть имитирует западную
демократию, допустив многопартийность и
парламентские спектакли, а по закону социальной
преемственности стремится к советскому
диктаторскому образцу. Западная власть обладает
огромными финансовыми средствами. Советская
власть распоряжалась всеми финансами страны. А
постсоветская власть — нищая. Она распоряжается
мизерными средствами, тратя их в основном на
себя. Она не способна на серьезные дела в
масштабах страны. Она не способна сохранять
целостность и суверенитет страны. Она зависит от
западных подачек и фактически сохраняется
благодаря поддержке со стороны Запада, включая
военные силы Запада и потенциальную угрозу
пустить их в ход, чтобы не допустить реставрацию
коммунизма. И вместе с тем, президентская власть
захватила все основные рычаги исполнительной
власти: министерства внутренних дел, иностранных
дел, обороны, юстиции, службы безопасности,
налоговой полиции, охраны, пограничной охраны,
связи, информации и другие. Так что российская
власть, выполняя функции колониальной
администрации, внутри страны во многом
воспроизводит власть советскую. Вам всем хорошо
известно, что российский парламент (Дума) играет
роль второстепенную сравнительно с
президентской властью. Такую же роль играл в
советской системе Верховный Совет (аналог Думы)
по отношению к ЦК КПСС. Считается, что российская
власть имитирует американский образец. Это верно
лишь отчасти. Она имитирует и советский образец.
То же самое с экономикой и другими сферами.
Задачи экономики страны западно-социального
типа — обеспечить население всем необходимым
для сохранения жизни. Постсоветская экономика на
это не способна. Россия почти полностью зависит
от Запада. Положение в России в этом отношении, а
также в прочих сферах, всем хорошо известно.
Советская контрреволюция завершилась, успешно
определив судьбу России и русского народа на
много поколений вперед. Теперь о ней стараются не
вспоминать как о чем-то давно минувшем и
утратившем актуальность. Повседневная суета
сует посткоммунистической
(постконтрреволюционной) России овладела умами и
чувствами россиян. Много говорится и пишется о
спасении и возрождении России. Но при этом почти
полностью игнорируется или фальсифицируется
главная причина того, почему и как Россия
оказалась в положении, в котором встала проблема
ее спасения и возрождения. А без объективно
беспощадного понимания сущности советской
контрреволюции ни о каком спасении и возрождении
России и речи быть не может.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.