Кто кого вводит в заблуждение

Каспийская нефть в зеркале различных интересов

В последнее время американские и британские СМИ, что называется, “вернулись” к проекту нефтепровода Баку-Джейхан. Мол, эта трасса жизненно необходима для экспорта азербайджанской нефти...

В кампанию включились и официальные лица, в том числе спецсоветник американского президента Ричард Морнингстар.

По его словам (согласно сообщению ЮСИА), ускоряется переговорный процесс по этой проблеме - в рамках протокола, подписанного в апреле правительствами Турции, Азербайджана, Азербайджанской нефтяной компанией и самим консорциумом (АМОКом).

Г-н Морнингстар отметил также, что по окончании этих переговоров будет создан специальный трубопроводный консорциум (“МЕПКО”). То есть американцы намерены, судя по высказываниям этого деятеля, а также сообщениям американских СМИ, создать некий аналог Каспийского Трубопроводного Консорциума (КТК), на днях приступившего к строительству нефтепровода Тенгиз-Новороссийск.

По данным ЮСИА, ограничения на танекерное судоходство в Босфоре-Дарданеллах, скажем так, “сподобили” инофирмы ускорить переговоры по нефтепроводу Баку-Джейхан.

Но почему-то ряд факторов остаются за кадром “новой воды” на мельницу 1600-километрового нефтепровода Баку-Джейхан.

Начнем с того, что Турция, вопреки международным конвециям о свободе судоходства в проливах, подписанным, кстати, и Соединенными Штатами, ограничивает танкерное судоходство с 1994 года, и убытки России от такой политики уже превысили 800 миллионов долларов.

Так что “босфорская проблема” возникла перед американцами не сегодня...

А как быть, например, с недавними заявлениями руководства того же АМОКа о нецелесообразности строительства трубы Баку-Джейхан при современной нефтяной конъюнктуре и высокой стоимости её строительства? Как быть и с интересом ряда американских нефтяных и строительных компаний к сооружению участка транзитного нефтепровода на Северном Кавказе (около 200 км) - но в обход Чечни? Эта трасса как раз и предназначена прежде всего для азербайджанской нефти...

Да, есть проблема Босфора-Дарданелл, причем она имеет значение для транзита каспийской нефти и через Грузию (порты Супса, Батуми), тоже подвязанную к судоходству по этим артериям, как и Россия.

Однако и американские, и западноевропейские компании уже начинают реализацию нефтепроводных проектов на востоке Балкан, а также на Украине - в последнем случае речь идёт о транзитной трассе “Черное море-Балтика” (Одесса-Броды-Гданьск): каспийская же нефть будет поступать в Одессу из Новороссийска и Поти-Батуми - чтобы, скажем так, “миновать” черноморские проливы.

Как быть и с недавними заявлениями министра энергетики США г-на Ричардсона. Согласно которым Соединенные Штаты начинают наращивать запасы нефти, в том числе импортной, а также - расконсервацию нефте (и газо-)скважин в Мексиканском заливе. Ведь они несоизмеримо ближе к США, чем Каспий и турецкий Джейхан...

Ричардсон подчеркнул также, что американская администрация будет стараться поддерживать уровень цен на нефть на уровне 12 долларов за баррель. Но ведь компании АМОКа, в том числе американские, не раз признавали, что рентабельность увеличения экспорта каспийской нефти “начинается” с 17,5-19 долларов за баррель (?).

Впрочем, американцы, похоже, не очень-то “ввергаются” в джейханский - транстурецкий проект: по словам руководителя ПСГ г-на Смита, клубок политических и юридических проблем мешает реализации транскаспийских нефте- и газопроводных проектов.

Заметим, что почти вся трасса к Джейхану проходит через турецкий Курдистан, что отнюдь не добавляет “надежности” этому проекту (кстати, об этом неоднократно заявлял и АМОК).

Более того, - некоторые американские компании еще летом прошлого года начали переговоры с руководством курдских повстанцев о “судьбе” упомянутой трассы. Об этом сообщалось. В частности, в прессе ряда стран СНГ и, к слову, не встречало официальных опровержений со стороны Вашингтона.

Что, американцы “решились” на реализацию приснопамятного Севрского договора (1919 г.) о разделе Турции или - на ее превращение в аналоги титовской Югославии и бывшего СССР (что, в принципе, одно и то же)?..

Ясно, что Анкара не допустит участия каких-то там курдов в дележе “транзитных долларов”. Значит, американцы провоцируют не только сепаратизм в Турции, но и едва ли не “хоронят” проект Баку-Джейхан (?)..

И не в этом же русле лежит недавнее предупреждение Вашингтона Анкаре, что, если Турция будет закупать иранский газ (или обеспечит его транзит в Европу или Сирию), США откажутся от поддержки проекта Баку-Джейхан? Так причем же здесь экономика?

Словом, турецкие политики делают вид, что не замечают столь одиозных действий США - союзников Турции по НАТО. А американцы изображают себя “извечными” друзьями турецкой экономики...

Скорее всего, - чем активнее Турция будет проводить СВОЮ политику в Крыму, на Кавказе и Центральной Азии, в том числе в Прикаспии, тем более вероятно, что ее интересы и сама целостность могут пострадать по самым различным “сценариям”. Уже опробованным не в одной стране...

Алексей БАЛИЕВ,
экономический обозреватель “ПРАВДЫ”-“Интернет”.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить