Шумел, гудел большой старинный дом
на Миусской площади, неподалеку от главной улицы
столицы Тверской. В тот день, вернее вечер, он был
занят иркутянами, жившими в Москве. Их набирается
здесь несколько сотен. Кто был выдвинут на
руководящую работу и поэтому переселился из
Прибайкалья в Москву, кто приехал сам, кого-то,
особенно это относится к представителям
творческих профессий, поманила среда большого
мегаполиса — здесь показалось легче
самореализоваться. Встреча была приурочена к
приезду иркутского губернатора Бориса Говорина.
Кое-какие и деловые вопросы решались на собрании
землячества. Или, по крайней мере, казалось, что
могут решаться.
Такие встречи в Москве бывают, знаю, у
представителей многих областей и республик:
Екатеринбургской, Воронежской, Тюменской...
Ответственным секретарем иркутского
землячества избрана Перекальская Антонина
Михайловна, а президентом — Власов Александр
Владимирович, бывший еще по советскому времени
Председателем Совета Министров РСФСР. Поэтому и
окрестили злые языки такие сборища
“власовскими”.
Я тоже там присутствовал — встречался со старыми
друзьями, что-то вспоминали — и вдруг увидел
Распутина.
Валентин Григорьевич, одетый в изящный костюм и
выглядевший весьма элегантно, разговаривал с
окружившей его группой земляков. И я вспомнил...
Иркутская молодежка
Он пришел к нам в областную молодежную газету,
где я был редактором, еще учась в Иркутском
университете. Пришел раз, дважды, трижды и стал у
нас как бы своим. Начал участвовать во всех
редакционных мероприятиях. А настроение было у
нас тогда, в 50-е годы, приподнятое. Все искали пути
сделать газету интереснее, веселее, душевнее,
нужнее для человека. Прислушивались, помню,
чутко, что говорил по этому поводу и делал
практически в Москве Алексей Аджубей. Спорили,
учились, вместе с театрами ставили капустники,
проводили рейды, оживили легкую кавалерию.
Вскоре к Распутину присоединился Александр
Вампилов. Они, такие внешне несхожие, —
внутренне, как я понял, были очень созвучны.
Начали нам писать. Мы их с удовольствием
печатали. Тогда, как и сегодня, произведения
Валентина Григорьевича украсили бы и украшали
любую газету. И время было такое, нам казавшееся
счастливым до беспамятства. Молодость. Только
что окончилась Великая война. Мы, а в редакции
почти все сотрудники — мужчины, прошли фронт,
остались живы, были как одержимые. Надо было
хорошо писать, писать, писать... Увы, сделать это
по-настоящему могли не все. А Распутин и Вампилов
могли. Вскоре при редакции организовалась школа
молодых журналистов. А вели ее Распутин и
Вампилов. Со своими питомцами они заседали,
бывало. В дальней комнате — редакционном
“аппендиксе”.
Помню, как я договаривался с редактором
Университета, чтобы наших писателей, уже тогда их
называли так, направили в распоряжение нашей
редакции. Тогда такое не поощрялось — поезжай,
мол, в район, откуда приехал. Распутин приехал из
Усть-Удинского, а Вампилов из Кутуликского
района Иркутской области.
И вот они работают у нас. Но поскольку вакансий не
было, то В. Распутин был зачислен в штат на
должность библиотекатеря, а Вампилов —
стенографом. Конечно, и тот и другой
обязанностей, указанных в книге приказов, не
исполняли, занимались журналистикой и
писательской деятельностью. Ну и оба автора
печатались не только у нас. В Иркутске выходили
альманах, сборники, другие газеты, и наши ребята
постоянно публиковались на их страницах. Но
числились-то они в штате у нас, и мы уже начинали
гордиться творчеством наших новых сотрудников.
Верно, я вскоре покинул с большим, кстати говоря,
сожалением свою работу в Иркутске и перешел к
новому этапу своей биографии — был переведен в
“Правду”. Тогда это считалось высшим, чего мог
добиться в своей жизни российский журналист. Но
за “Советской молодежью” продолжал
приглядывать, еще много лет и поддерживать с ней,
а точнее, с ее сотрудниками постоянную дружескую
и творческую связь.
Особое внимание, естественно, уделял при этом
писателям Валентину Распутину и Александру
Вампилову. А они становились все более
известными. Писателями они были, что называется,
“от Бога”. Уже через год после прихода в нашу
редакцию не нашлось бы в Иркутске человека,
который не признал бы за ними права называться
лучшими сибирскими писателями.
А в редакции с их “легкой руки”, при их помощи и
содействии началась настоящая писательская
эпидемия. Романы и повести стали писать чуть ли
не половина наших сотрудников: Женя Суворов, Толя
Преловский, Леня Красовский, Толя Шастин, Сергей
Иоффе, Дима Милюков, появился Иван Харабаров,
прекрасный поэт. Все они и вступили в Союз
писателей. Наша “молодежка” стала издавать
специальное приложение для юных и не совсем юных
дарований “Привал”. Литературное дело
становилось силой в Восточной Сибири,
образовалась так называемая “Сибирская
стенка”.
Литераторы, а в первую очередь Распутин, вступали
в драку за Байкал. Они вместе с японцами брали под
свое шефство экологию Восточной Сибири, Дальнего
Востока, приморских территорий Японии и Севана.
Вместе с монголами выступали за сохранение
бассейна озера Хубсугула, так называемого малого
монгольского Байкала, и реки Селенга.
“Сибирское и Байкальское сияние”
К этому времени, началу 80-х, относится еще одна
встреча с Распутиным, которая, увы, не состоялась.
Приехав в Иркутск из Монголии, где тогда работал,
я направился к Байкалу, надеясь там увидеть
ставшего знаменитым не только в области и России
земляка, но уже известного на весь мир, чтобы
передать ему материалы по Хубсугулу. К тому
времени вышли его интересные и волнующие всех
книги “Деньги для Марии”, “Последний срок”,
“Прощание с Матерой”... Но на даче при истоке
Ангары его не оказалось. В общем, не нашел его в
сибирской тайге.
К тому времени уже установилась твердая
традиция: каждый год к осени в Иркутск к
Распутину съезжаются писатели, поэты, художники,
маститые журналисты. Каждая такая встреча имеет
свою определенную конкретную “повестку дня”.
Прошлая, к примеру, была посвящена 60-летию со дня
рождения и 25-летию со дня трагической гибели
Александра Вампилова. К этой дате приурочивался
театральный фестиваль, а вообще эти встречи
именовались “днями русской культуры и
духовности”. Проводилось множество встреч,
выпускались книги. Об одной надо обязательно
сказать. Это была конференция в Иркутске
сибирских и японских писателей, на которой
председательствовал В. Распутин и главной темой
обсуждения которой были проблемы Байкала и
японских озер. Собственно, Валентин Григорьевич
явился главным ее организатором. К этому времени
выдающемуся писателю наших дней было присвоено
звание Героя Социалистического Труда.
Широкое признание
Теперь мы сидим за длинным столом, и лежит
перед нами на столе его только что выпущенный и
подаренный мне двухтомник. И, придя домой,
получаю “Комсомолку”, в которой другой, тоже наш
бывший земляк и большой поэт, который тоже имеет
прямое отношение к нашей “Молодежке” и не раз в
ней печатался, Евгений Евтушенко, называет роман
Распутина “Живи и помни” шедевром. Я полностью
согласен с ним и не оговорился, что роман, хотя
автор назвал свою книгу повестью. И не “повестью
о дезертирах”, как я слышал много раз в
разговорах. Считаю “Живи и помни” романом о силе
любви. Много мне довелось прочитать за свою жизнь
— наверное, тысячи и тысячи книг. Но запомнились
те, которые, открыв первые страницы, забывая про
еду, сон, дела, дочитывали до конца. Это
“Приключение Тома Сойера” Марка Твена, “Борьба
за огонь” Рони-старшего, “Жизнь” Ги де
Мопассана, “Вечера на Хуторе” Гоголя, “Тихий
Дон” М. Шолохова, “Воскресение” Л. Толстого,
“Один день Ивана Денисовича” И. Солженицина. К
ним сегодня с полной уверенностью добавлю “Живи
и помни” В. Распутина.
Скажу почему. Сначала о том, чего в нем, казалось
бы, нет. В нем нет войны, хотя действие происходит
в 1944—1945 годах. Той войны, о которой автор говорит
в обращении к читателям: “...люди, пережив великое
бедствие войны, в горе обнялись вместе, чтоб
выстоять. Это был недолгий, но воодушевленный,
психически радостный своим выздоровлением
период подъема. Его не удалось подхватить”.
А что, разве все было не так?!
Все повествование книги держится на силе любви у
основного героя Андрея Гуськова (дизертира,
танкиста, до этого полтора года в боях) есть отец,
мать, но спасает его любимая жена. Скажем больше
— открывается Андрей Гуськов только ей, Настене.
Оба знают, что ему грозит, знают: пощады нет и не
будет, именно строки, где описываются отношения
Андрея и Настены, поднимаются на уровень, а может
быть, даже выше, исхода белых из России, из
“Тихого Дона”, прощания Григория Мелехова с
умирающей Аксиньей, когда ясное солнечное небо
для него стало вдруг аспидно-черным.
Кто это написал или сказал, что простой, не
знающий даже букв человек не может любить столь
глубоко и возвышенно?! Кто?!
Далее. В книге нет столь присущей сегодня многим
произведениям литературы разгромной критики
колхозов.
По признаку такой критики относят ведь некоторые
литературоведы то или иное произведение к так
называемой “деревенской литературе”, ее
“узости”, “ущербности”, “обреченности”, “не
умеющей мыслить масштабно”.
У В. Распутина есть колхоз, но он тоже где-то там
за горизонтом. И похож он больше не на учреждение,
высасывающее все последние соки у крестьянства,
хлеб, молоко, мясо, шкуры, деньги, но и последнюю
возможность существовать. Колхоз у него скорее
какое-то семейное клановое объединение, довольно
добродушное, довольно близкое народной мечте,
сообщество для работы и песен, даже пейзажное. На
самом деле, в Сибири, знаю по собственному опыту,
коллективизация выглядела не так, намного жестче
и беспощаднее. Ну, а важно ли это сегодня, играет
ли такое представление о колхозе на главную тему
романа? Нет, конечно. И главный герой романа
Андрей Гуськов вспоминает о колхозе с
ностальгией но в сравнении с действительностью
сегодняшнего (того) дня колхоз был раем.
Конечно, колхозы в Сибири — это далеко не то, что
колхозы в Центральной России или на Украине.
Здесь гораздо меньше было “кулаков”. Здесь не
было такого зловещего голода, как на Западе, не
было и такого деревенского люмпен-пролетариата,
готового на все, как, скажем, в Поволжье. Но
звериная суть сталинских колхозов от этого не
менялась. Я тоже родился в Сибири в деревне. Но по
возрасту я старше Распутина и Вампилова на 13 лет
и отлично помню сибирскую коллективизацию с ее
значительным мором домашних животных, попавших
под объединения, резкое уменьшение пахотных
земель (они сразу начали зарастать кустарником),
и побегом, другого слова трудно подобрать,
трудоспособного населения в тайгу, на стройки, в
города.
Помню все эти карликовые сельхозартели с
экзотическими названиями (так думалось недавним
руководителям сибирских советских и народных
республик, впоследствии попавших в капкан
репрессий, всех этих “Пробуждений тайги”,
“Земледельцев”, “Зорь свободы” и т.д.
Но Распутин по этому поводу не ругается, даже не
вступает в полемику. И думается, делает
правильно. Колхоз для него, все равно что Матера.
“Прощание с Матерой”. Он тоже исчезает. Его
поглощает другой молох — леспромхоз. А что такое
леспромхоз в Сибири или в Архангельске? Это
все-таки предприятие, базирующееся на денежной
системе, которая намного демократичнее почти
первобытно-общинного колхоза с элементами
феодализма, внеэкономического принуждения (те же
лесозаготовки). Иными словами, это какой ни есть
шаг вперед.
И еще. О сибирском диалекте. Есть ли он у
Распутина? Я, к примеру, не заметил. А это
свидетельство его гармоничного соединения,
образования с жизнью. Где он, например, в таких
вот фразах? “Люди про свое место под Богом забыли
— от че я тебе скажу. Мы не чутчей других, кто до
нас жил...”, “Накладывай на воз столь, сколь
кобыла увезет, и то не на чем возить будет”. “Бог,
он наше место не забыл, нет. Он видит — загордел
человек, ох, загордел... Тот малохольный, что сук
под собой рубил, тоже много чего об себе думал. А
шмякнулся, печенки отбил, — дак он об землю их
отбил, а не об ней...”
Но больше всего меня поразило описание самого
процесса творчества, изложенное в рассказе “Что
передать вороне?” Немного есть таких блестящих
рассказов в современной литературе. Может, в
каком-то роде его можно сравнить с “Голубой
чашкой” Аркадия Гайдара? Но у Распутина
получилось все же много лучше. Как в чеховской
“Степи”.
Я понял, что именно в это время им написано что-то
самое лучшее. На первый взгляд, сюжет рассказа
бесхитростен и прост. Но только на первый. Эта
кажущаяся простота таит в себе глубокую
сложность и талантливость.
Не могу, говоря об этом, не привести отрывка из
рассказа, который поразил меня до глубины души.
“Домишко мой был неказистый: маленькая кухня на
треть занята плитой, и маленькая же передняя
комната, и маленькая горница с двумя окнами через
угол на две стороны, из того и другого окна виден
Байкал... Пока я одевался, солнечное пятно на полу
исчезло совсем, выходит, солнце не приснилось мне
ярким, и на выходе действительно могло быть
ярким, но с той поры его успело затянуть... Я
прислушался — тишина была, как в праздник для
стариков, если бы таковой существовал, и это меня
насторожило, я заторопился на улицу... Байкал
расплескался. На нем еще вздрагивала то здесь, то
там короткая волна, и плеснув, соскальзывала, не
дотянув до берега... и было не прохладно и не
тепло, не солнечно и не пасмурно, а как-то между
тем и другим, как-то неопределенно и тягостно...
И опять я почувствовал такую неприкаянность и
обездоленность в себе, что едва удержался, чтобы,
ни к чему не приступая, снова не лечь...”
И дальше. “Я сидел, не шевелясь, с рассеянной, как
бы ожидающей особенного момента
значительностью, глядя перед собой на темное
зарево Байкала, и слушал поднимающиеся из
глубины, как из опрокинутого, направленного в
небо колокола гудение. Тревога и беспокойство
слышались в нем... И не дано было понять мне, чья
была сила, чья власть — неба над водой или воды
над небом... для чего? Над чем? Где, в какой стороне
высота и в какой глубина? И где меж ними граница?
Где, в каком из этих ровных просторов сознание,
ведающее простую из простых, но недоступную нам
тайну мира, в котором мы остановились?
Конечно, вопросы эти были напрасны. На них не
только нельзя ответить, но их нельзя и
задавать...”
И все эти размышления как следствие угрызений за
то, что не ответил перед отъездом на вопрос
дочурки, почему вороны молчали? Да, совесть и
достоинство бессмертны.
Алексей КРИВЕЛЬ.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.