Портрет генерал-лейтенанта Майкла Джексона, командующего расстрелом мирных жителей в Лондондерри - Кровавым Воскресеньем Ольстера, - и Косово.
Ферн Лейн, обозреватель Ирландских Республиканских Новостей, именно так назвал свою заметку: чтобы подчеркнуть историческую преемственность этих двух событий.
Напомним немного нашим читателям о событиях Кровавого Воскресенья в Ольстере.
Это случилось 30 января 1972 года в североирландском городе Лондондерри, который сами ирландцы предпочитают называть Дерри. Вот как описывает события этого дня глава Шинн Фейн Джерри Адамс в своей автобиографической книге "Перед рассветом": "Десантники были задействованы против марша в защиту гражданских прав....У меня нет ни малейшего сомнения в том, что убийства мирных граждан были спланированной военной операцией, выработанной с целью посеять страх в сердца всех ирландских националистов, живущих под британским игом, - путем жестокого уничтожения невооруженных людей. Десантники, "шоковые" войска британской армии, натренированные на самые агрессивные военные акции, были брошены против демонстрации в 20.000 человек, по большей части рабочих, требующих гражданских прав.
Некоторые предполагают, что десантники действовали эмоционально, что они вышли из-под контроля командования, но, возможно, самым мерзким в этой истории является как раз тот факт, что события эти были контролируемы, решены и спланированны заранее на самом высоком политическом и военном уровне. Это было хладнокровное, преднамеренное массовое убийство мирных граждан, вышедших на мирную демонстрацию. Демонстрация была остановлена войсками, началось небольшое брожение, было брошено несколько камней молодыми ребятами; но большинство собравшихся спокойно слушали произносившиеся речи, когда десантники вдруг неожиданно открыли огонь - хладнокровно, размеренно и определенно, они целились в "законную мишень" - "любых мужчин призывного возраста" в толпе. Они продолжали стрелять и когда люди побежали, и по тем, кто поспешил на помощь раненым. 13 невинных жизней оборвалось в тот день, еще один тяжелораненый скончался позже; 29 человек было ранено....
Ирландия была в конвульсиях от Кровавого Воскресенья, которое произошло, - в отличие от других событий, - публично, при свете дня и в присутствии журналистов. Телерепортажи, вызвавшие у аудитории леденящую душу тишину, не могли быть проигнорированы. У всех возникло чувство, что на этот раз британское правительство действительно зашло слишком далеко. Десятки тысяч рабочих в Ирландской республике, в Дублине, остановили работу. Даже церковники и дублинское правительство не смогли молчать. В Дублине 3 дня маршей и бунтов закончились апогеем - поджогом здания британского посольства перед толпой в 30.000 человек. В Ольстере начали воздвигаться баррикады... В британском парламенте Бернадетт Девлин дала публично пощечину британскому министру по делам Северной Ирландии... Деньги, оружие и рекруты хлынули к ИРА потоком...."
Не тогда ли начало НАТО отрабатывать технику массовых убийств "законных целей" в лице мирных граждан?
Не тогда ли оно уже делало это, не краснея, перед лицом журналистов и всего мира?
Ферн Лейн пишет: "... и как неудивительно оказалось, что этот "наш человек в Косово" - человек, с необозримым количеством кличек, "Мачо Джексон", "Акшен Джексон", "Принц Тьмы", оказался ветераном Кровавого Воскресенья, в котором он участвовал в ранге адьютанта 1-го десантного полка.
Хотя он никогда не был призван к даче свидетельских показаний перед трибуналом, как отмечает итальянский фотограф - журналист Фульвио Грималди (в книге 1972 года "Кровь на улицах"), Джексон "нес в большой степени ответственность за то, что произошло". В своем описании Кровавого Воскресенья в Дерри Грималди - чьи фотографии вместе со звукозаписями, сделанными его коллегой Сьюзан Норт, являются сегодня важнейшим доказательсвом того, что произошло в тот день - так характеризует английских десантников: "бездушные механические инструменты, маленькие тупые люди, неспособные к разговору, к тому, чтобы посмотреть вам в лицо и увидеть ваши глаза, неспособные слушать; и слышать, неспособные понимать и знать ... Маленькие роботы, запрограммированные на использование оружия".
Неясно, появится ли генерал Джексон перед Расследованием Савилля, но он, по его собственным словам, решительно намерен "защищать достоинство" британских десантников, описывая последние 30 лет в Ольстере как "этнический конфликт".
Пояснение: Расследование (Трибунал) Савилля только сейчас, спустя более чем четверть века после Кровавого Воскресенья взялся за выяснение событий. И даже сейчас, спустя все эти годы, ходу расследования мешают - британская пресса и британское правительство. Председатель трибунала, лорд Савилль, постановил, что должны быть публично названы имена солдат, участвовавших в расстреле (им пока не грозит даже тюремное заключение - их всего-навсего хотят вызвать в суд, чтобы они "объяснили свои действия"!).
Английский Верховный Суд в Лондоне на днях отменил это решение и потребовал, чтобы солдатам была гарантирована анонимность. Британское министерство обороны потратило на обжалование решения лорда Севилля в суде более 1 миллиона английских фунтов. Но оно готово пойти и на большее - лишь бы не всплыла правда о его грязных делах: министр обороны Джордж Робертсон заявил, что его ведомство не только покроет все судебные расходы, но и, если надо, готово заплатить за охрану в течение всей жизни и создание "новой жизни под другим именем", как это делается в Америке, для каждого из солдат.
Тони Блэр тоже заметил, что "это было бы неэтично - не поддержать наши собственные войска перед лицом любого расследования и не заступиться за них...", хотя и продолжает настаивать что его правительство соблюдает нейтралитет в расследовании Севилля. И вот это все говорят люди, которые с пеной у рта кричат о "зверствах сербских спецсил в Косово"!
Семьи погибших и раненых в Кровавое Воскресенье потребовали от трибунала подать на апелляцию. Одновременно они вынуждены вести процесс против 2 британских газет: Дейли Мейл и Дейли Телеграф, - которые стремятся опорочить память погибших и честь их семей. Газеты тоже выступили в защиту "наших доблестных британских воинов" и заявили, что лишить тех, кто стрелял по безоружной толпе в 1972 году, права на анонимность - значит подписать их сметный приговор для исполнения его ИРА. С целью "моральной поддержки" десантников в обеих газетах была опубликована истеричная клевета в адрес семей погибших...
Но вернемся к статье Ферна Лейна.
"Маленькая деталь об участии Джексона в Кровавом Воскресенье, кажется, была не замечена английской прессой в ее восторженном описании его карьеры; в частности: в тех его частях, в которых авторы лезут из кожи вон, пытаясь найти ложные "благородные" преемственные связи между посылкой английских десантников в Косово и их деятельностью в 6 графствах Ольстера. Они предпочитают сконцентрировать внимание на его более общей репутации "крутого парня" с монашеским образом жизни - монашеским, если не считать того факта, что он женат и за ним водится слабость к длинным вечеринкам с виски…
5 июня Би-Би-Си заявило, что "сербские военные, возможно, найдут его более приятным, чем других командиров, т.к. его роль пока позволяет ему не иметь на своих руках сербской крови" - и это было сказано при том, что его вояки уже через несколько часов после вступления в Косово застрелили серба!
А уже к 14 июня, несмотря на его предполагаемую роль "миротворца", Би-Би-Си поменяла тон, говоря о нем, что "перед лицом врага нам нужен офицер, который выглядит активным...".
Джексон провел в Ольстере в общей сложности 6 лет, на 3 разных этапах своей службы, во второй раз - как командующий кампанией 1978-1980 и в третий - в 1989-1992 году, когда он был командиром 39 пехотной бригады. Он потомственны военный и поступил на службу в возрасте 19 лет, до того, как в конце 60 годов он получил университетский диплом по русскому языку в Бирмингеме - что могло ему быть полезным в его разведывательной деятельности в Берлине в самый разгар холодной войны. В 1970 он пришел на службу в Британский Десантный полк; и его другие "военные подвиги" включают роль командующего британским корпусом в Боснии. Согласно некоторым источником, героем "Принца Тьмы" является герцог Эллингтон; и, как и Маргарет Тэтчер, он известен тем, что спит менее 4 часов в сутки.
Джексон также описывается как "серьезно поврежденный в уме" офицер - профессором истории в Кембридже, где он провел 6 месяцев в 1989 году. Нельзя с этим не согласиться, если послушать его пресс-конференции, которые отличает больше грубость и нетерпимость, чем качество его интеллекта".
И такому вот человеку должны будут рапортовать российские ребята!
Ирина МАЛЕНКО.
Дублин.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.