Критики говорят, что это непонятный фильм о непонятной войне, а я считаю, что это понятный фильм о непонятной войне, говорит режиссер картины Блокпост А. Рогожкин.
Лента была снята раньше Особенностей национальной рыбалки и готова к выходу уже в октябре прошлого года. Однако из-за запутанности вопроса с правами премьеру вынужденно перенесли на весну. И выбирая, какую из 2-х работ представить в конкурс Кинотавра, режиссер предпочел Блокпост. До этого картина поучаствовала в конкурсной программе МКФ Стран Балтии Евразия, где удостоилась диплома и общественного приза За гуманистический пафос авторской позиции, а в феврале 1999 г. на Берлинском МКФ, в Панораме.
Жанр фильма хроника возможного существования. Лучше всего это может пояснить режиссер: Мы хотели рассказать о войне без атак, о войне без героев, о бессюжетной войне. Это попытка представить себя на месте солдата, оказавшегося волею судеб на перекрестке военных дорог. Он не хотел, чтобы картина ассоциировалась с определенной географией (тем более, с Чечней), поэтому съемки проводились в Адыгее самом спокойном месте на Кавказе.
В эпизодической роли очередного генерала выступил любимый актер режиссера Алексей Булдаков, но этот мой генерал совсем другой генерал, объясняет артист. А главные роли в картине исполнили дебютанты: я специально пригласил на съемки вчерашних школьников, актеров любительских театров, потому что наши солдаты это те же мальчишки. Мне важна естественность поведения, ведь Блокпост это не героический боевик, говорит Александр Рогожкин. Соединив в картине военную романтику с юмором, режиссер и на этот раз не изменил себе, наполнив диалоги шутками, которые, правда, иногда оказываются ну очень солдатскими. Повествование ведется от лица одного из героев, и большую часть происходящего мы видим его глазами, поэтому порой оно кажется не слишком гладким и связным, типа, что вижу, о том и пою.
...Когда мальчишка-калека с остервенением колотит молотком по противопехотной мине, как бы наказывая ее за оторванную ногу, двум молодым солдатам, которые с дежурным рейдом обходят окрестные дома, едва хватило секунды, чтобы выскочить из взлетевшей на воздух постройки. Мальчик погибает от взрыва, а его мать, в исступлении, выхватывает автомат у одного из солдат и стреляет в стоящего рядом милиционера. Кто-то открывает ответный огонь, ранив женщину. Военная прокуратура начинает расследование, и, до выяснения всех обстоятельств, молодых солдат посылают на 45 суток служить на отдаленном блокпосту. Где-то там, в очень красивой местности, лежит вроде бы мирный аул. Селяне пасут овец, ходят друг к другу в гости, и каждый день приходит на пост милая, скромная девушка (которая симпатизирует одному из героев), предлагая солдатам за 25 патронов в час свою глухонемую сестру. Но также регулярно стреляет по нашим солдатам невидимый и неуловимый снайпер, создавая напряжение и особую интригу фильма...
Здесь не война, но все как на войне: кто виноват и зачем, не переставая, льется кровь, взрываются гранаты и гибнут люди, наверное, уже ХХ век нам не ответит...
Ирина МАЙОРОВА
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.