Это письмо было адресовано в редакцию газеты “Правда”. К сожалению, не простым оказался к нам его путь. Юрию Дульгиеру не суждено было увидеть на страницах газеты свои заметки. Смерть оборвала жизнь. Письмо покойного переслали в редакцию его родственники.
Любой житель
нашей страны не представляет себе Москву без ее
символа — Кремля и расположенной рядом с ним
Красной площади, на которой возведен Мавзолей
В.И.Ленина, великого мыслителя и великого
человека, вождя пролетарской революции.
И вот сейчас вновь возникают предложения не
только убрать тело Ленина из Мавзолея и
перезахоронить его в могилу матери в Петербурге,
но и снести Мавзолей.
Мне особенно горестно слушать такое предложение,
поскольку я являюсь одним из сотрудников Щусева,
принимавшим участие в проектировании Мавзолея в
1929-30 гг.
Мы, его сотрудники, дружно и с энтузиазмом
работали над составлением этого проекта в
мастерской, помещавшейся в кооперативном жилом
доме, возведенном для работников
Художественного театра в Брюсовском переулке
(ныне ул. Неждановой), в котором проживали такие
великие артисты, корифеи русского театра, как
Качалов, Москвин, Леонидов, Тарханов и другие.
Здесь, в течение года , мы не считаясь со временем,
создавали все основные чертежи Мавзолея, которые
затем непосредственно передавались на
строительную площадку.
Большое мастерство, весь предыдущий опыт зодчего
монументалиста, а также умение овладевать
проблемами планировки и градостроительства дали
возможность Щусеву блестяще справиться с
поставленной перед ним задачей и быстро
разрешить сложнейшую проблему сооружения рядом
с высотными композициями Кремля и Красной
площади Мавзолея В.И.Ленина, что обогатило собой
прекраснейший в мире архитектурный ансамбль. Это
особенное историческое значение обусловило его
необычную популярность.
Сила и особенность таланта Щусева заключалось в
ярком образном мышлении. Композиция Мавзолея в
его самом первоначальном виде была найдена им в
течении одной ночи. На Красной площади в
считанные часы январских дней 1924 года был
возведен первый временный деревянный Мавзолей.
Затем с весны началось сооружение гранитного
Мавзолея, с двумя трибунами для правительства и
военачальников. Позднее на одном из его уступов
была размещена большая центральная трибуна, с
которой впервые принимался парад Победы.
Мавзолей, размещенный на самой высокой точке
площади, на поперечной ее оси, образуемой
Сенатской башней Кремля, куполом здания бывшего
Верховного Совета и центральной аркой ГУМа,
явился центром прекрасного ансамбля Красной
площади, вдохнул в ее архитектуру глубокое
идейное содержание, придал ей композиционную
завершенность.
Гениальное по простоте и выразительности,
известное всему миру сооружение Мавзолея
отражает героику и величие нашей эпохи и несет
своим поэтическим воспроизведением бессмертие и
непобедимость свободных народов России.
Так неужели же мы позволим нанести непоправимый
удар в ее сердце?
Юрий ДУЛЬГИЕР,
член Союза архитекторов России с 1934 года.
Москва.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.