Менторский
тон, который взяли США в своем общении с другими
государствами, становится все более явным.
Сегодня это проявляется в отношении бывшей
Югославии, стран Восточной Европы, России.
Американское агентство ЮСИА распространило
сегодня текст выступления перед Комитетом
Сената по вооруженным силам заместителя
министра обороны по политическим вопросам
Уолтера Б. Слокомба (в США, в отличие от России, в
армии есть и такая должность!).
Так вот, выступая в сенате, Уолтер Б. Слокомб
отчитывался о действиях Америки в Ираке. В
частности, еще раз остановился на озвученной
Биллом Клинтоном стратегии США в отношении
Ирака, которая заключается в следующем:
сохранении санкций; настаивании на соблюдении
Ираком обязательств по сокращению вооружений и
проверке этого соблюдения; поддержании
готовности к использованию силы в случае
необходимости; и — смене правительства в Ираке.
“Мы продолжим усиливать оппозицию, с тем чтобы
она могла добиться эффективных изменений в
Ираке”, — заявил Уолтер Б. Слокомб. И все это — в
рамках американского закона об освобождении
Ирака.
Сложно усомниться, что подобные же меры могут
быть приняты Соединенными Штатами по отношению к
России в достаточно скором времени. Ведь если
судить только по опросу Росбизнесконсалтинга
российских пользователей Интернета о
территориальных претензиях нашей страны на
Севастополь, их поддерживают 72 процента
опрошенных. Только 22 процента заявили, что
претендовать на форпост России на Черном море
нам не надо.
Итак, все условия для подобного же отношения США
к России имеются. Первое — в российском обществе
имеются территориальные претензии к
государству, которое активно хочет стать членом
НАТО. Второе — мы бедны. И, наконец, третье — у нас
сохраняется достаточно много оружия, в том числе
и того, от которого у американцев очень сильно
болит голова. Какие же будем делать выводы?
Полный текст выступления перед Комитетом Сената
по вооруженным силам заместителя министра
обороны по политическим вопросам Уолтера Б.
Слокомба, переданный ЮСИА, читайте здесь...
БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ УЛУЧШЕНА БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ ИРАКСКОГО РЕЖИМА
(По словам
Слокомба, США не питают иллюзий относительно
изменения поведения Ирака)
Вашингтон. Выступая 29 января перед Комитетом
Сената по вооруженным силам, заместитель
министра обороны по политическим вопросам
Уолтер Б. Слокомб заявил о том, что Соединенные
Штаты “не питают иллюзий относительно того, что
режим Саддама Хусейна когда-либо будет полностью
выполнять свои обязательства или радикально
изменит свое поведение на международной арене”.
Ниже следует текст заявления Слокомба:
ОБОРОННЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИКИ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ ПО ОТНОШЕНИЮ К ИРАКУ
Как всегда, для
меня честь присутствовать здесь для освещения
роли Министерства обороны в нашей политике по
отношению к Ираку.
Поскольку это открытое заседание, то действуют
значительные ограничения, не позволяющие нам
углубляться в детали, и я хотел бы высказать
одобрение желанию комитета провести после этого
закрытое заседание. В этой аудитории нет
необходимости долго распространяться об угрозе,
которую режим Саддама Хусейна несет району
Персидского залива, всему мировому порядку и
усилиям по ограничению распространения
химического, биологического и ядерного оружия, а
также средств его доставки. Соединенные Штаты
твердо настроены противодействовать совместно с
нашими партнерами по коалиции угрозе, которую он
представляет нашим интересам, а также интересам
наших союзников и друзей в регионе и в целом по
всему миру.
Исходя из этого, наши усилия состоят из
дипломатического, экономического,
разведывательного и военного компонентов.
Сегодня мы в основном сосредоточимся на военных
аспектах.
Присутствующий здесь генерал Зинни сможет дать
вам информацию о том, что произошло в ходе
операции “Лиса в пустыне”, о том, что происходит
сейчас, в то время как подчиненные ему силы и силы
европейского командования продолжают
обеспечивать режим зон, запретных для полетов, и
о том, что мы готовы в случае необходимости к
дополнительным операциям ударного характера.
Возможно, для определения исходной точки будет
полезно дать краткий обзор событий,
предшествовавших операции “Лиса в пустыне”, и
ее результаты.
Воздушные удары, нанесенные в декабре, были
необходимы, поскольку было исключительно важно
уменьшить возможности Ирака создавать угрозу
региону, жизненно важному для Соединенных Штатов
и международного сообщества, а также
безнаказанно подрывать престиж Соединенных
Штатов и Совета Безопасности ООН.
Целью ударов являлось нанесение значительного
ущерба иракской программе оружия массового
уничтожения и соответствующих систем его
доставки, а также значительное снижение
возможностей Ирака по ведению войны против
соседей. Мы сосредоточили наши усилия на военных
целях, относившихся к ОМУ: объектах, куда был
запрещен доступ персонала наблюдательной миссии
СБ ООН; организациях, занятых осуществлением,
управлением и сокрытием программ ОМУ; объектах
по производству незаконных оружейных
материалов; а также на системах противовоздушной
обороны, которые защищали эти цели.
По нашей оценке, операция была успешной. Нет
никаких сомнений в том, что удары были нанесены
исключительно точно и эффективно и что
сопутствующий ущерб, нанесенный иракскому
гражданскому населению, был сведен к абсолютному
минимуму. Более того, наши вооруженные силы
смогли выполнить свои задачи, не потеряв ни
одного члена экипажа или самолета из сил
коалиции. Реальным мерилом успеха, однако,
является достижение цели операции.
Как следует из усилившейся багдадской
пропаганды и ряда недавних нарушений зон,
запретных для полетов, эти удары нанесли Саддаму
Хусейну серьезный ущерб. Мы отбросили иракскую
программу баллистических ракет на 1—2 года и
уменьшили их возможности по производству ракет.
Мы нанесли значительные разрушения
инфраструктуре, используемой Саддамом для
сокрытия своего оружия массового уничтожения,
которая совпадает с инфраструктурой,
используемой им для обеспечения стабильности
режима. Мы существенно подорвали возможности
режима по командованию и управлению его
системами обороны и безопасности, а также
возможности по незаконному экспорту
нефтегазопродуктов в качестве оплаты за
программы по созданию оружия массового
уничтожения. Мы дали Саддаму понять, что у нас
есть воля и твердость для подкрепления наших
требований соблюдения международных норм. После
операции Ирак почувствовал еще большую
дипломатическую изоляцию и сейчас имеет все
меньше и меньше перспектив разрешения проблемы,
в которую он себя загнал.
Что следует делать далее? Даже за короткий
период, прошедший со времени операции “Лиса в
пустыне”, мы слышали заявления режима, включая
слова самого Саддама Хусейна, которые
противоречат обязательству Ирака жить в мире со
своими соседями. “Послужной список” иракского
режима переполнен клочками нарушенных
соглашений и невыполненных обязательств. Теперь
он добавил к этому новые вызовы операциям
коалиции в зонах, запретных для полета, и в других
местах, делал новые прямые угрозы своим арабским
соседям, повторил свое твердое намерение
освободиться от санкций без соблюдения
соответствующих резолюций ООН и дошел даже до
критики членов СБ ООН, проявлявших сочувствие к
его позиции.
Нам необходимо продолжать реагировать на вызовы
Ирака, и у нас есть стратегия. Как уже сказал на
прошлой неделе президент, эта стратегия состоит
из четырех частей: сохранение санкций;
настаивание на соблюдении Ираком обязательств
по сокращению вооружений и проверка этого
соблюдения; поддержание готовности к
использованию силы в случае необходимости; и, в
конце концов, смена правительства в Ираке.
Мы будем работать над тем, чтобы, пока Ирак не
выполнит все соответствующие резолюции Совета
Безопасности, включая относящиеся к оружию
массового уничтожения при соответствующей
проверке выполнения этих резолюций, иракский
режим оставался в изоляции под действием жестких
экономических санкций.
Продолжение изоляции напрямую зависит от
поддержки, оказываемой странами Совета по
сотрудничеству в регионе Персидского залива
(ССПЗ). Хотя Саддам продолжает сохранять
некоторую популярность среди арабского
населения, правительства стран ССПЗ
поддерживают нашу политику, поскольку осознают
опасность, которую Саддам представляет для их
интересов и в целом для арабского мира.
Недавнее заявление Лиги арабских стран,
повторяющее требование о выполнении Ираком
резолюции СБ ООН, еще раз продемонстрировало это.
Для того чтобы сохранить нашу коалицию, а также
по гуманитарным соображениям, мы продолжим
поддерживать программу “Нефть в обмен за
продовольствие” и программы гуманитарной
помощи ООН, для того чтобы уменьшить страдания,
навлеченные Саддамом Хусейном на иракский народ,
и для того, чтобы подчеркнуть, что мы находимся в
конфликте с ним, а не с его народом.
Организациями, ответственными за проверку и
мониторинг выполнения положений резолюций,
относящихся к ОМУ, являются наблюдательная
миссия СБ ООН и МАГАТЭ. Мы хотели бы, чтобы они
вернулись к работе как можно скорее, но только в
том случае, если Ирак докажет, что он будет честно
содействовать в выполнении их мандата. Вообще
говоря, поверхностные инспекции будут хуже, чем
отсутствие инспекций вообще. Мы будем продолжать
отвергать предложения, которые если не на словах,
то на деле приведут к переходу от “разоружения”
к “мониторингу” без соблюдения требований по
разоружению. В то же время мы будем продолжать
настаивать на том, чтобы любая программа
мониторинга была организована таким образом,
чтобы установить проведение инспекций и
наблюдение за деятельностью Ирака технически
квалифицированными экспертами.
Параллельно мы будем работать над тем, чтобы
предотвратить восстановление Багдадом своих
программ по ОМУ. Мы продолжим сосредоточивать
усилия наших разведывательных органов на
наблюдении за Ираком, и особенно за его
программами ОМУ. Как мы продемонстрировали в
прошлом месяце, мы хотим и способны использовать
вооруженную силу в ответ на несоблюдение Ираком
этих обязательств. Мы остаемся в полной
готовности к повторному использованию военной
силы в случае необходимости, если мы увидим, что
Ирак восстанавливает свои возможности в области
ОМУ.
Являясь ключевым элементом нашей стратегии,
вооруженные силы США сохраняют и будут сохранять
значительные силы в регионе с целью:
— отражения иракских угроз по отношению к
персоналу ООН, силам коалиции и соседям Ирака в
регионе;
— организации энергичного и жесткого ответа,
если Багдад предпримет действия против курдов
или попытается восстановить свои программы ОМУ;
— силового обеспечения ограничений, таких, как
санкции, зоны, запретные для полетов на севере и
юге, и зону с замороженным уровнем сил на юге,
наложенных на Ирак в соответствии с резолюциями
Совета Безопасности.
Предпринимая эти и другие меры, мы можем и будем
продолжать справляться с проблемой, которую Ирак
представляет для наших интересов и для
безопасности этого региона. Мы, однако, не питаем
иллюзий относительно того, что режим Саддама
Хусейна когда-либо будет выполнять эти
обязательства или радикально изменит свое
поведение на международной арене. Исходя из
этого, мы пришли к выводу, что не может быть
фундаментального, долгосрочного улучшения
безопасности в регионе Персидского залива, пока
не произойдет смена режима в Ираке.
Соответственно мы ведем работу по нескольким
направлениям для достижения цели, определенной в
законе об освобождении Ирака и в заявлениях
президента и президентской администрации,
которая ускорит переход к новому режиму в
Багдаде. Наши усилия включают увеличение
сотрудничества с иракцами, оппозиционными
режиму, внутри и вне Ирака. С этой целью
государственный секретарь недавно назначила
специального представителя по изменению режима
в Ираке.
Мы также начали выполнение закона об
освобождении Ирака. Президент уведомил Конгресс
о своем намерении определить семь иракских
оппозиционных групп как имеющих право на
получение американской помощи в соответствии с
этим законом. Это важные шаги вперед, и мы
продолжим усиливать оппозицию, с тем чтобы она
могла добиться эффективных изменений в Ираке.
Мы будем выполнять закон об освобождении Ирака,
но мы будем это делать, принимая во внимание
действительное положение дел. Не следует
недооценивать трудности задачи внесения
изменений в этот режим или время, которое на это
может потребоваться. Это не может быть сделано
посредством навязывания нового режима извне с
помощью военной силы, даже принимая во внимание,
что это может быть возможно, что крайне
сомнительно. По нашему мнению, это также не может
быть сделано путем поощрения внутреннего
выступления до создания условий, при которых
возможен успех такого восстания. Мы не можем
безрассудно играть жизнями как американцев, так
и иракцев, которые должны работать совместно для
достижения нашей цели. Мы также не можем
поддерживать курс, который приведет или сможет
привести к разделу Ирака; Соединенные Штаты
продолжают поддерживать территориальную
целостность Ирака как необходимое условие для
стабильности в регионе, а также как условие
сохранения поддержки наших усилий со стороны
ключевых региональных союзников.
Мы работаем над тем, чтобы помочь создать
политические и военные условия, которые приведут
к успешному изменению режима и приходу к власти в
Ираке такого правительства, которое готово
выполнять свои обязательства перед
международным сообществом и жить в мире со
своими соседями, а также со своим собственным
народом. Мы готовы помочь такому новому
правительству восстановить Ирак как
полноправного члена такого сообщества и помочь
народу Ирака залечить внутренние раны страны
путем вовлечения всех разнообразных элементов
их общества в объединенный Ирак.
Такова общая стратегия, которая, как мы полагаем,
послужит как краткосрочной необходимости
продолжать сдерживание Ирака, так и долгосрочной
цели возникновения нового режима в Багдаде,
который будет использовать действительно другой
подход к своей внешней политике и к отношениям со
своим народом.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.