В Латвии, по
примеру западных стран, разрешается человеку за
рулем принять немного “на грудь”.
Если вы приедете в латвийскую столицу на личном
либо служебном авто, то смело можете идти в кафе
или бар и там выпить пива, шампанского,
попробовать другой не очень крепкий алкогольный
напиток. И после такой дегустации смело садитесь
за руль, не боясь каких-либо неприятностей со
стороны дорожной полиции. Надо только помнить
одну важную деталь: доза вашего опьянения не
должна превышать 0,5 промилле.
А что это такое, спросите вы? Не берусь сейчас
оперировать точными цифрами, чтобы не ввести в
заблуждение читателей, среди которых найдутся и
автолюбители. Могу лишь сказать, что, выпив
стопку водочки или коньячка, придется подышать
свежим воздухом часа два. И только после прогулки
садиться за руль.
Именно так я и сделал, возвращаясь однажды с
какой-то встречи. Сев за руль своего старенького
“опеля”, чувствовал себя вполне уверенно.
Конечно, точно не знал, перебрал или нет? Выбрал
самый “безопасный” маршрут, на котором раньше
никогда не встречал полицейских. В тот поздний
час меня и остановила патрульная машина.
Внимательно изучив документы, сержант посмотрел
на меня. По его поведению я понял, что он не
собирается мне их возвращать. И тогда спросил
полицейского, дескать, в чем причина задержки?
— Что и сколько выпили? — спросил сержант.
— Пил легкий коктейль, вино, — стараясь не
“лезть в бутылку”, ответил я.
— Когда это было? — уточнил мой собеседник.
— Часа два назад.
После таких наводящих вопросов полицейский
попросил меня выйти из машины и подойти к стоящей
рядом патрульной машине. Здесь нас поджидал
какой-то офицерский чин, тоже из дорожной
полиции. Я знал, что за мелкие нарушения
дорожного движения с местными постовыми можно
договориться, что называется, по-хорошему:
разойтись так, чтобы довольными остались обе
стороны. Скажем, за тот же непристегнутый ремень
безопасности вас могут оштрафовать на 5 латов
(чуть более 8 долл. США). Это официально, с
вручением квитанции за штраф. А если так, без
всяких бумаг, то можно договориться и на меньшую
сумму. Но я решил действовать строго по закону.
Тем временем сержант достал измерительный
прибор, предложил мне дунуть в трубку. Я
отказался.
— Кто будет отвечать, если от вашего прибора
подхвачу заразу? — обосновал я свой отказ. По
опыту общения со стражами дорожного порядка
знаю: если вы держитесь уверенно, а тем более —
правы, — стойте до конца на своем.
Полицейские не стали сильно настаивать. Они,
видимо, догадались, что по части “дутья” я
подкован. (По инструкции: полицейский обязан
предложить вам “мундштук” измерительного
прибора только одноразового пользования.)
— Хорошо, — сказал сержант. — Значит, вы
отказываетесь от контроля? Тогда вам придется
проехать с нами в полицейский участок и там
эксперт определит степень вашего опьянения.
А кто будет охранять мою машину: не могу же я ее
ночью бросать на дороге? Офицер успокоил, мол,
вашу иномарку рядом со штрафной площадкой.
Через 10—15 минут мы были в полицейском участке.
Эксперт с помощью особо чувствительного прибора
определил: мое промилле на тот период было в
пределах нормы. Полицейским ничего не оставалось
делать, как отвезти меня к моей машине. Что они и
сделали, извинившись за причиненные неудобства и
заметив при этом, что такая у них работа.
В знак “компенсации” (за моральные неудобства) я
попросил сержанта подробнее ответить на
интересующие меня вопросы. Итак, что было бы,
случись моя доза алкоголя выше нормы? Прежде
всего автомобиль “хмельного” владельца
ставится на штрафную площадку, откуда хозяин
сможет забрать его только на следующий день.
После того, как протрезвеет и, разумеется,
заплатит за охранные услуги. Но это не самые
большие финансовые потери для любителя езды под
хмельком. На такого водителя полицейские
составляют протокол и выносится “приговор”
нарушителю.
Пьянство за рулем в Латвии карается 200-латовым
штрафом. (Примерно 2 тыс. новых рублей.) Такие
большие деньги, заметим, не каждый автолюбитель
может выложить. Эта сумма равна примерно двум
средним месячным зарплатам. Если с деньгами у
нарушителя напряженка, то он может не платить
штраф.
Но наказания за пьянство ему все равно не
избежать. Вместо денег придется расстаться с
водительскими правами на год. Выбирайте: кошелек
или документ. Такое наказание светит тем, кто
попался первый раз. За повторную пьянку
наказание строже. А если “по пьяной лавочке”
автолюбитель совершил еще и аварию — тут уж
готовь 30 минимальных окладов, в придачу лишат
водительского удостоверения на срок до 3 лет.
— Как тогда объяснить, что в Латвии для человека
“за баранкой” разрешается определенная доза
алкоголя? Не провоцирует ли это человека на
нарушение правил дорожного движения? —
поинтересовался я в милиции.
— Мое личное мнение: надо либо пить, либо ездить.
Я бы запретил совмещение одного с другим, —
ответил сержант. — Но мы, как и вы, подчиняемся
законам: установлена у нас норма 0,5 промилле за
рулем — пожалуйста, употребляй дозволенное, но
не более.
Автомобилисты, с кем довелось говорить на эту
тему, считают иначе: выпившему за рулем не место.
Об этом красноречиво свидетельствуют цифры
погибших и искалеченных при ДТП. А доза тут ни при
чем.
Юрий НИКОЛАЕВ.
Внештатный корр. “Правды”
Рига.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.