Насколько реальна угроза
фашизма в России? Почему эта тема столь часто
становится предметом политических спекуляций,
особенно в периоды кризиса?
Как и обещали - предлагаем анализ, проведенный
Центром политической культуры России.
Разговоры о фашизме превратились сегодня в одну
из разновидностей политического шантажа.
Абсолютная неуместность, а то и явное кощунство и
провокационность многих из раздающихся по
данному поводу голосов как бы и не замечаются.
Всемерно забалтывается главное — отсутствие
самого предмета обсуждений — национального русского
варианта фашизма, вокруг которого разгораются
все страсти. Попытки выдавать за него ряд мелких
объединений, исповедующих радикальную
национальную идею, не приносят ожидаемого
эффекта. Как и стремление выдать за “фашистскую
угрозу” те или иные группки, эпатирующие
общественное мнение скандалами на заданную им
тему. Мало похожи на такую угрозу и заявившие
вдруг о себе отечественные аналоги западных
“бритоголовых”, с явной натугой пересаживаемые
на общественную почву России.
В фашизме у нас, как правило, пытаются
подозревать преимущественно тех, кто
отказывается исповедовать системы западных
либерально-демократических ценностей. А в
просторечии, на обывательском уровне, “ашист”
во многом сделался синонимом понятия “плохой
человек” или “тот, кто мне не нравится”.
Многие выступления, посвященные фашизму,
оказываются ныне порождены очень утилитарными
идейно-политическими соображениями. Как правило
— попытками уподобить фашизму коммунизм, лишний
раз (особенно в моменты предельного напряжения
общественной борьбы) пошантажировать лидеров
оппозиции посулами причислить их к
“коричневым” со всеми вытекающими отсюда
последствиями: запретом компартии, разгоном
парламента, судебными преследованиями
патриотов.
Но не получается... Не получается даже тогда,
когда все “карты” оказываются на руках у режима.
Как это было после октябрьских событий 1993 года,
поданых было властями под ярлыком “подавления
коммуно-фашистского мятежа”. Принять подобную
трактовку случившегося даже по свежим следам
происшедшего — при всей поднявшейся в те дни
смуте в умах — согласились всего 4 процента
россиян. Тогда как подавляющее большинство,
свыше трех четвертей граждан, увидели в нем
провокацию властей.
Сделалось ясно: попытки замазать оппозицию
чем-то “чисто” фашистским, действуя грубо “в
лоб”, не пройдут. И в ход пошли “косвенные”
доказательства, в числе которых — обвинения ее в
антисемитизме, т.е. приписывание ей одной из
самых общеизвестных отличительных черт нацизма.
И снова — сбой...
Тем более что это не у нас, а на “цивилизованном”
Западе фашизм вдруг снова рванул к высотам
власти. Именно там, как говорят социологические
исследования, не меньше трети населения уже с 80-х
годов ратуют за “реабилитацию” таких фигур, как
Муссолини, Гитлер, Франко. Там фашисты или близко
родственные им силы все тверже стучатся в двери
властных институтов.
Неоценимую услугу в этом им оказало
выкорчевывание в 80—90-х годах (с подачи Горбачева
и сподвижников) компартий — главной силы, всегда
сдерживавшей фашизацию.
И вот уже государственные инстанции Германии
бьют тревогу по поводу быстрого размножения в их
стране неофашистских организаций. Неонацизм
активно и небезуспешно “инфильтруется” в
бундесвер. Ежегодно официально регистрируется
до тысячи случаев нападений на евреев.
Антисемитизм процветает в США.
А в Италии еще недавно существовало
правительство, в котором видное место занимал
неофашистский Национальный альянс, — прямой
последыш движения Муссолини, — получивший в 1994
году пять министерских портфелей и пост
вице-премьера.
Дальше — больше: сегодня прямые наследники
франкистов закрепились у власти в Испании; успех
праворадикальных партий стал весьма заметен в
Австрии, Франции и той же Германии.
Что тут сказать? Дело, как говорится, почти
сделано, и фашизм снова начинает свой путь к
вершинам власти там, где он возник в начале века и
где был остановлен пятьдесят лет назад. Мрачная
символика. И кто решится утверждать, что именно
нашему Отечеству история вновь не прикажет
встать на его пути...
Все это — внешняя фашистская угроза России.
Сложнее и... проще обстоят дела с угрозой, так
сказать, внутренней.
Сегодня нас с упорством подталкивают искать
фашизм в собственном доме. Правилом хорошего
тона стало, раз десять помянув “русский фашизм”,
скороговоркой заметить, что в России-то его пока
в сколь-либо массовом — социальном и
политическом виде как раз и не замечено.
Все так. Однако нельзя утверждать, будто в России
вообще нет предпосылок для фашизации.
Тем паче, что иногда кажется: именно их с особым
тщанием и стараются насадить наши
демо-либеральные верхи. Многое, что требуется для
фашизации страны сверху, в их повадках,
менталитете, действиях уже налицо. К тому же
страна и ее экономика выглядят у нас так, будто
пережили не только позор своего Версаля, но и все
три мировые войны — две “горячие” и одну
“холодную” — сразу. Социальная сфера порушена
до основания. И не менее 40—60 процентов населения
уже обречены на взрывную или, наоборот,
вялотекущую маргинализацию, на вытеснение их из
полноценной трудовой, социальной и духовной
жизни.
Тем временем людям не устают повторять, если не
сказать вдалбливать: основой нормального
общества является благополучный средний класс.
Пусть так. Но тогда надо вспомнить и другое:
именно он, этот класс, лишившись своего
благополучия, и способен делаться массовой
опорой и ударной силой черно-коричневого
переворота. Причем чем резче, больнее происходит
его падение из состояния покоя и преуспевания в
разорение и отчаяние, тем яростнее оказывается
его “взбешенность”, тем жестче получается
национальный вариант фашизма.
В нынешней же России именно эти “средние слои”
попали под особо жестокий удар. Их громили
дважды.
Сначала, после крушения “красной империи”, под
нож пошел советский “средний класс”, состоявший
из государственных чиновников и служащих,
рабочих и инженеров ведущих отраслей
производства (особенно “оборонки”), научных
работников, представителей мира искусства,
культуры и пр.
Правда, при этом страну уверяли: на смену им -
порождениям “большевистского тоталитаризма” —
идет другой, “правильный” вариант среднего
класса в лице формируемого рынком слоя мелких и
средних предпринимателей (в основном торговцев и
ремесленников), служащих частных фирм,
крестьян-фермеров и пр.
Иначе говоря, за считанные годы в
России умудрились, будто бульдозером,
"скpeпировать” не одну, а целые две генерации среднего
класса. И теперь неисчислимый
поток людей,
пропущенных через эту мясорубку, в самом деле способен впасть в то самое политическое бешенство, взрывы
которого всегда рождают фашизм.
Бороться с такой радикализацией
масс словесами да обвинениями в “фашизме”
бесполезно и небезопасно. В условиях, когда
правящий класс теряет всякий авторитет, — а в
России его подерживают самое большее 15—20
процентов населения, — общественное сознание
начинает действовать по законам негативного
консенсуса. Все, что поддерживается властью и
поддерживает власть, им однозначно отвергается.
В то время как все, вызывающее у господствующего
“класса” ненависть и страх, наоборот, почти
безоговорочно поднимается на щит, берется под
защиту. Об это некогда споткнулась КПСС. Теперь с
этим же столкнулся ее победитель. (Недавние
выборы в Красноярском крае, вознесшие - благодаря
очередному взрыву протестного голосования — в
губернаторское кресло А.Лебедя, ярчайший тому
пример.
Не потому ли самые страшные
варианты фашизма — германский и итальянский —
родились из таких ярко либеральных режимов, как
Веймарская республика в Германии и
правительство Джолитти в Италии. Ибо разрыв
между их социальными посулами (особенно средним
слоям) и безжалостно жесткой, разоряющей эти же
слои практикой был особенно шокирующим.
Вот и в наши дни либерализм вновь
буквально своими “руками” вынянчивает фашизм.
Особенно в России...
Казалось бы, и в самом деле при
таком состоянии умов и дел, при обозленной
безоглядности людских действий фашизм, будучи
разрекламирован как главный враг ненавистного
режима, с триумфом мог бы взять верх на Руси...
Однако российская ситуация -
особая. Разочарованность, обида, гнев и даже
озлобление на жизнь, которой заставляют жить
большинство народа, упрямо не перерастают у нас в
это самое тотальное “бешенство”, что бросает
(как учит история) огромные массы народа в
объятия фашистов.
Скажем, маргинальный “символ
веры”, согласно которому “общество — это то, что
постоянно покушается на наши интересы,
независимость, покой, и надо уметь давать ему
отпор, держать его на расстоянии”, — разделяют у
нас лишь 6 процентов населения, не больше. Тягу же
к фашизации проявляют лишь около 1,2 процента всех
россиян.
Фашизации у нас препятствует много
серьезнейших вещей. И потому получается так:
предпосылок ее в российском обществе, казалось
бы, немало, а фашизма-то и нет. О причинах этой
“странности” можно говорить долго. Тут и
влияние памяти о войне, и несовместимость
человеконенавистнических идей с русским
менталитетом. А также еще две вещи.
Во-первых, фашизм всегда
представляет собой продукт капиталистического,
рыночного хозяйства, которое он тщится очистить
и улучшить. И как раз поэтому несостоятельность
наших рыночных реформ парадоксальным образом
пока предохраняет нас от напора фашизирующих
воздействий, идущих с этой стороны.
Во-вторых, ему присуще
исповедовать “мистику крови”, превыше всего
ставить чистоту расы, нации, личности. Однако
такой подход русским совершенно чужд И потому
политический и идеологический “заказ” на
обнаружение фашистской угрозы в среде нашего
народа не только не выдыхается, но и крепнет. Сверх того — его
узаконивают и подкрепляют серьезные
государственные акты. И
получается: если явления нет, но найти его очень
хочется, то в ход “с легкой душою” пускаются
предельно упрощенные методики поиска и оценки,
чего-нибудь “фашистского”, веские суждения
аналитиков.
Россия — неожиданная страна. Вот и в итоге
морально-политического нажима, оказанного на
нее, дабы убедить и наш народ, и мир в опасности “русского
фашизма”, образ этой угрозы в людском
мировосприятии оказался не таким, как то
мечталось энтузиастам данной операции.
Да, опасность фашизма стала за последнее
пятилетие резко ощущаться гражданами. Да,
опасность эта сделалась очевидной. Другое дело —
откуда ее ждет общество.
Лишь сравнительно малая доля наших сограждан —
четверть или треть — поджидают ее оттуда, куда им
с навязчивостью поворачивают головы записные
борцы с “красно-коричневой”, а также русской и
славянской опасностью. Даже большинство
сторонников “партии власти” с ее союзниками, и
те уже не верят в подсказки, что-де коммунисты и
фашисты — “две стороны одной медали”.
В ком же тогда усматривает фашистскую закваску
большинство россиян?
Почти для половины из них разносчиками
коричневого вируса у нас являются те, кто, пугая
страну “русским фашизмом”, громче всего кричит:
“Держи вора!”
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.