Маленькие города — большие праздники

ВЫБОРГ — ЭТО «ОКНО В ЕВРОПУ»
Прибалтийский Выборг «снимался» во многих десятках картин. Действительно, выглянешь в окошко: прямо маленькая Европа! И до большой рукой подать: рядом Финляндия, чуть дальше Швеция. В седьмой раз именно в этом пограничном городе проходил фестиваль российского кино, которой называется по-петровски звучно — «Окно в Европу».

Этот фестиваль — настоящий праздник для жителей города, Ленинградской области и самой северной столицы. Залы кинотеатров как в стародавние времена полны нарядной публикой: раз в год выборжане видят совсем близко своих кумиров: актеров, режиссеров, композиторов. Программа фестиваля всегда включает в себя как лучшие фильмы последнего времени, так и премьерные показы. А самый главный приз кинопраздника — поддержка картины в прокате (печатанье дорогих нынче копий, продвижение ее к зрителям разных регионов страны). «Окно в Европу» — фестиваль государственный, проводится на бюджетные деньги, с помощью администраций Ленинградской области и самого города, а спонсоры у него только информационные. Поэтому посторонних и праздношатающихся там не бывает: кинематографисты показывают, журналисты рассказывают. Конечно, лучше один раз увидеть, чем прочитать. Тем более что программа у фестиваля отменная. Премьерные «Барак» В.Огородникова и конкурсные участники ММКФ — «Страстной бульвар» В.Хотиненко и «Фара» А.Карпыкова; неоднозначный «Умирать легко» А.Хвана, «Незримый путешественник» Таланкиных, «Белый танец» Р.Кубаева, «Кадриль» В.Титова, «Фараон» С.Овчарова и много других приметных работ наших киномастеров, мультипликаторов и документалистов. Как всегда здесь представлены картины скандинавских режиссеров (в этом году состоится кинопоказ «Кино Финляндии»), потому что «Окно в Европу» подразумевает взаимное знакомство и обмен киноработами, обсуждение их и, возможно, зарубежный прокат для наших картин и российский для гостей. И как в голливудском Лос-Анджелесе, есть в Выборге своя, настоящая аллея Звезд. Каждый год закладывают в парке возле главного просмотрового кинотеатра, плиты с именами любимых и заслуженных актеров, и режиссеров российского кино.


АНАПА — ОБЩИЙ ЭКРАН СТРАН СОДРУЖЕСТВА
Небольшой курортный город Анапа уже восьмой раз принимает кинематографистов разных стран когда-то единого государства — VШ Открытый международный кинофестиваль стран СНГ и Балтии, более известный под названием «Киношок». Собираются люди разных поколений, которых связывает не только общее прошлое, но и общее настоящее: примерно одинаковая для всех творческая ситуация в родном кинематографе и, зачастую, совместное производство картин. Десять дней в сентябре на анапском берегу все сморят премьерные фильмы, снятые на территории СНГ и Балтии: участники фестиваля, жители городка и отдыхающие. Поэтому на «Киношоке» существует два жюри: профессиональное (его в нынешнем году возглавляет писатель Андрей Битов) и зрительское (этот конкурс называется «возвращаемся в кино»). В большом конкурсе участвуют 14 фильмов (по числу участников), где могут быть представлены от одной страны и две, и больше картин, а другая может не привезти ничего — такие уж теперь времена! «Родившись» в момент разлада и раскола, когда все переживали некий шок, творческие люди более или менее удачно пытались выразить его на экране. Но это время, по-видимому, ушло. «Шоковых» картин на «Киношоке» почти нет.

Покажут «Три женщины и мужчина» режиссера В.Дудина (Белоруссия-Россия), «Поклонник» Н.Лебедева (Россия), «Оратор» Ю.Разыкова (Узбекистан), «Полет пчелы» Ж.Усманова (Таджикистан), «Прикованные рыцари» Г.Чохели (Россия-Грузия), «Двор» В.Навасайтиса (Литва) и другие картины, снятые не ранее, чем за 15 месяцев до начала фестиваля.

Кстати, именно в расчете на нелегкие времена два года тому назад на «Киношоке» появился смотр короткометражных картин. Впрочем, как известно, в искусстве многое создается не благодаря, а вопреки. Именно «короткие» фильмы, зачастую снятые на видео, и есть сейчас самая реальная продукция огромных пустующих студий стран СНГ и Балтии. Наверное, может показаться странным, но именно этот конкурс бывает интереснее «большого», представляя маленькие киношедевры и настоящие философские притчи.

Президент фестиваля Виктор Мережко считает, что в этом году ожидается очень интересная конкурсная программа: «Радуют работы из Узбекистана, Казахстана, Прибалтики (особенно из Латвии и Эстонии), оживает российское кинопроизводство. Но, если в России это происходит за счет частных компаний, то в Казахстане, Узбекистане, Белоруссии — за счет государственного финансирования. Значит, руководство этих стран ценит кино как средство воспитания народа и самосознания нации».

Как обычно в фестивальные дни город буквально «переполнен» самыми разнообразными кинопрограммами. Так как «Киношок» проводится в тесном содружестве с Госфильмофондом (в этом году его вице-президентом избран Генеральный директор Госфильмофонда В.С.Малышев), то «Белые Столбы» готовят для Анапы несколько программ, которые буду одинаково интересны и зрителям, и профессионалам. К пушкинскому юбилею покажут оригинальную ретроспективу «Пушкин в зарубежном кино», готовится специальный показ к юбилею Иоганна Штрауса, никого не оставит равнодушным и кинособрание «Шедевры уходящего века». И, наконец, поскольку фестиваль многонациональный, родилась идея представить публике фильмы, в которых заняты артисты и режиссеры разных республик, скажем, Д.Банионис в фильме А.Тарковского «Солярис». К тому же, участники фестиваля — актеры и режиссеры — традиционно разъедутся по другим городам и станицам Краснодарского края с творческими вечерами, концертами, фильмами.

Ирина Шевчук, актриса, Генеральный директор Открытого кинофестиваля стран СНГ и Балтии, Россия: «Фестиваль родился в начале девяностых, привычная жизнь уходила в прошлое, а я, актриса, хотела сниматься. Наверное, на организацию фестиваль меня подвигло эгоистическое чувство самосохранения. Потом к работе подключились кинематографисты союзных республик. Но за эти годы случилось другое: коллеги перестали меня воспринимать как актрису. Что делать? Уйти от него? Жалко — фестивалю отдано восемь лет жизни. Он — как дитя. Кому его отдашь в руки? Маме всегда кажется, что другой все сделает не так».

Кахи Кавсадзе, артист, Грузия: «Я еду на фестиваль с российско-грузинским фильмом «Прикованные рыцари». Это будет новая версия похождения Дон-Кихота в Грузии, который хочет освободить прикованного к Кавказскому хребту Прометея. Сейчас кинематографу в Грузии трудно, как впрочем, и во всех странах бывшего СССР. Мы начинаем работать над фильмом, — а деньги быстро кончаются. Съемки останавливаются и мы снова просим денег у каких-то богатых людей. Так продолжается 4-5 лет. И хотя какие-то фильмы в Грузии делаются, мы их не видим, потому что разрушен кинопрокат».

Раиса Недашковская, актриса, Украина: «Я думаю, что на Украине дела обстоят так же, как и во многих других республиках. Денег нет. Помещения студии им.Довженко заняты посторонними организациями. Наши лучшие художники в простое. Я недавно снялась в десятисерийной телевизионной картине, на которой все получали раз в полгода чисто символические деньги. Но творческие люди без работы не могут жить, и я преклоняюсь перед ними. Изредка у нас появляется возможность снимать небольшие фильмы на видео, например, модные сейчас на Украине «Портреты». Таким образом, сняты ленты об Иване Миколайчуке и Богдане Ступке; появилась новая серия «Женщины Украины»: о художнице Людмиле Семикиной, о депутате Госдумы Ларисе Скорик, о драматурге Валерии Врублевской. Недавно друзья закончили картину обо мне».

Сурен Асмикян, профессор, киновед, Армения: «Кинематограф малого народа не может обойтись без государственной поддержки, в прошлом году не было ни одной картины. В этом году в Армении снято 6-7 фильмов, но они просто скопились за время простоя. И там не менее, армянское кино сегодня получает престижные награды на международных фестивалях. Это фильмы разных жанров, но в основном — попытки осмыслить исторический опыт последнего десятилетия. Наша беда в том, что в самой республике эти картины не демонстрируются — прокат разрушен и исчезает аура кинематографа. Он не входит в жизненное пространство, не влияет на общественное сознание. Ведь кино — это атмосфера».

Светлана Суховей, актриса, Белоруссия: «Я показала отборочной комиссии фестиваля четыре картины наших молодых кинематографистов — в основном, это комедии. У нас фильмы снимаются на бюджетные деньги. Но мы и сами можем зарабатывать: на базе «Беларусьфильма» снимают режиссеры не только из бывших советских республик, но даже из-за рубежа. Очень любит работать в Минске Д.Астрахан, который снял здесь все свои картины; полным ходом идет работа над 16 серийным проектом по детективам Александры Марининой режиссера Ю.Мороза. Это — как воздух для студии: работают цеха, павильоны, съемочная техника, заняты режиссеры, актеры. Самая большая проблема (и я думаю, что она одна у всех) — мало интересных идей и сценариев».

В письме в Правительство России межправительственный комитет по организации и приданию государственного статуса «Киношоку» говорится: «Фестиваль в Анапе становится одним из немногих на территории бывшего СССР институтов, поддерживающих существование единого культурного пространства, столь необходимого нам».

Ирина МАЙОРОВА.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить