Кино и “двигатель торговли”

Может ли быть реклама произведением искусства, а не двигателем торговли? Наверное, да, если ее делает настоящий художник экрана, а прокатчики не навязывают насильно, прерывая демонстрацию интересного фильма.

Кстати, раньше перед сеансами, например, во Франции, киномеханик специально вырезал из картины куски пленки с рекламой, чтобы не мешали зрителю смотреть фильм. А маленький французский мальчик Жан-Мари Бурсико подбирал из корзинок эти кусочки для своей коллекции. Теперь у взрослого и очень известного во всем мире собирателя рекламы скопилась почти тысяча рекламных роликов. Он даже ездит по свету с программой, которая называется “Ночь пожирателей рекламы”, куда за очень приличные деньги приходят зрители, чтобы увидеть беспрерывный показ одной лишь рекламы! Кто побывал на таких ночах “обжорства”, а они проводились и у нас в стране, смогли увидеть очень интересные небольшие произведения киноискусства, созданные признанными мастерами нашего киновека.

Мы же, закормленные беспардонной телерекламой, забываем, а может быть, и не подозреваем, что многие киномэтры занимались этим бизнесом. Например, кое-кто снимает целый художественный фильм-рекламу, какими все больше становятся ленты о Джеймсе Бонде: здесь открыто рекламируются легковые машины секретного агента 007, мотоциклы, часы и радиотелефоны известных фирм и даже “Смирновская водка”. Но можно сделать и минутные фильмы-рекламу, как у великого Федерико Феллини: “Да, я это сделал, и более того — это было забавно”, — говорил мастер. —“Я против рекламы, которая прерывает фильмы, а не против рекламы вообще”. За долгую кинематографическую жизнь он снял всего три ролика. Но какие!

Феллини всегда делал из своих картин как бы антирекламу, например, пародировал теле-шоу в ленте “Джинджер и Фред”. И его первой пробой пера в новом жанре стала реклама знаменитого вина, сделанная абсолютно в духе великого маэстро: на фоне слегка захмелевшей, падающей Пизанской башни ровно стоит красивая бутылка. И возникает иронический, а может быть, и психологический вопрос: пить или не пить? Потом он снял ролик про макароны: какой итальянец их не любит? Но и здесь не обошлось без свойственного маэстро подвоха (он даже поругался со съемочной группой, чтобы сделать то, что задумал). В Италии много диалектов, и если на юге, в Милане, слово обозначает “ригатони” или “спагетти”, то на севере, в Риме или Болоньи, оно может приобрести, например, значение флирта или легкий сексуальный оттенок. Именно на этом разночтении и построена мини-картина Феллини о любви. (Наш Никита Михалков когда-то тоже делал рекламу про ригатони: у него на фоне московского Кремля молодая парочка в ресторане заказывает макароны. Я этот ролик не видела, а Феллини смотрел и принял его доброжелательно, несмотря на некоторое сходство. Он считал, что каждый кинорежиссер вправе снимать так, как ему нравится, потому что реклама — не коммерция, а творчество). Последний рекламный проект мастера об одном из крупнейших итальянских банков составил целых три серии по две минуты, где только в последней был единый конец-резюме. Это уже захватывающий фильм с настоящей интригой, декорациями и построенными паровозами, с туннелями и живым львом.

У нас, как вы помните, тоже снимались сериалы про разные банки, фирмы и компании. Нельзя сказать, что все они были плохие: делали рекламу молодые кинорежиссеры, недавно окончившие ВГИК, но попавшие в самый разгар перестройки, а потому не востребованные большим кино. Многие из них, накопив опыт работы, сейчас возвращаются к тому, чему учились — снимают художественные фильмы. Это клипмейкеры Федор Бондарчук и Егор Кончаловский, “чистый” рекламщик Юрий Грымов, экранизировавший “Му-му”, — все они сумели реализоваться, получить признание и заслужить престижные награды у нас, и за рубежом. Да и наши мастера большого кино стараются хорошенько “раскрутить” свои новые фильмы еще до выхода их на экраны кинотеатров — это срабатывает, народ такие картины смотрит.

Так что главное в рекламе, наверное, не столько ее предмет, сколько талант и мастерство, с которым этот объект преподносится потребителю: будь то макароны, автомобиль или художественный фильм.

Ирина МАЙОРОВА

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить