Последний «Престиж»?

Россия не должна стесняться своего сырья и своих дряхлых танкеров?

Президент России Владимир Путин вчера призвал россиян не стесняться того, что Россия позиционируется в мире как сырьевое государство. Действительно, чего стесняться тех богатых сырьевых даров, которыми наделила нашу Родину Природа. Более того, буквально весь мир нуждается сегодня в наших ресурсах. Однако технологическая отсталость может привести к тому, что страх перед дряхлой российской техникой все же пересилит нужду в углеводородах. Но, как говорится, должен же быть выход из этого исхода?

Между тем Европа в полном ужасе от экологической катастрофы, происшедшей на днях у берегов Испании. Как выяснилось, политики значительно преуменьшили ее масштабы, да экологи не дали им соврать. Сегодня стало известно, что Европейский Союз намерен ассигновать до 300 тыс. евро на исследование последствий экологической катастрофы в Испании, вызванной крушением греческого танкера российского производства "Престиж" . Об этом, по свидетельству РИА "Новости", заявила комиссар ЕС по окружающей среде Марго Вальштром . Она уже облетела на вертолете побережье Галисии, чтобы своими глазами увидеть ущерб, причиненный "черным приливом". Увиденное потрясло почтенную даму. Вальштром обратилась к правительству Испании с просьбой разрешить приезд в Галисию группы иностранных экспертов, которые определят объем причиненного экологической катастрофой ущерба.

Но исследованием масштабов и последствий катастрофы в данное время уже занят французский батискаф "Наутиль" . По данным французских исследователей, из четырех пробоин в носовой части лежащего на дне танкера "Престиж" тяжелые нефтепродукты вытекают в море в гораздо большем количестве, чем было объявлено ранее.

По подсчетам ученых французского Центра по изучению загрязнения моря , ежедневно вытекают, по меньшей мере, 330 кг нефти . На заседании Координационно-кризисного центра первый вице-премьер Испании Мариано Рахой констатировал: на поверхности моря над "Престижем" образовались два крупных пятна. Но не исключено, что нефть плавает и под морской поверхностью. Сколько, пока не выяснено.

До сих пор власти Испании утверждали, основываясь докладах экспертов, что остающиеся на "Престиже" от 40 до 60 тыс. тонн нефти затвердеют от холода и останутся в резервуарах. Однако директор французского Центра по изучению загрязнения моря Мишель Герэн , имеющий огромный опыт в таких делах, уверен, что, скорее всего, как это случалось и раньше, вся нефть постепенно выйдет из затонувшего танкера на поверхность моря.

Тем временем образовавшиеся ранее нефтяные пятна загрязнили уже не только 900 км побережья испанской провинции Галисия , но начали оседать на берегах соседних с ней областей Астурия , Кантабрия , Страна Басков . Не исключено, что через 5 дней нефть может достигнуть и берегов Франции . Нефть с "Престижа" обнаружена также и на побережье Португалии .

Пока позволяют климатические условия, работы по сбору нефти на море и очистке берегов идут в Испании полным ходом. По данным Мариано Рахойя, на море удалось собрать около 11 тыс. тонннефти , на берегу еще 1,6 тыс. тонн .

В Галисию на уикенд прибыли более 3 тысяч добровольцев со всех концов Испании, которые помогают местным жителям бороться с загрязнением. Они приехали сюда во время короткого отпуска в связи с празднованием Дня Конституции Испании . Автобусы продолжают прибывать. Ожидается, что число добровольцев превысит 10 тысяч . Власти предупредили, что не смогут обеспечить всех лопатами и ведрами, а также обязательной спецодеждой и респираторами. Те, кому этого не хватит, полагают власти, не должны принимать участия в работах.

Президент Галисии Мануэль Фрага Ирибарне уже публично извинился перед своими согражданами. Он признал, что недооценил масштаб бедствия и попросил прощения у земляков за свои ошибки. Однако эта мера оказалась запоздалой и не разрядила создавшегося в провинции социального напряжения. В столице Галисии Сантьяго-де-Компостела более 10 тысяч человек участвовали в демонстрации протеста против "недостаточных, ошибочных и запоздалых" действий властей. С манифестом против "некомпетентных" и "безответственных" действий властей выступили представители галисийской интеллигенции, которых поддержали наиболее известные писатели, артисты , художники Испании. Как, однако, мало надо, чтобы взбаламутить народ в Европе. В России, вне всяких сомнений, реакция была бы намного спокойнее.

Однако даже первичных последствий этой катастрофы хватило для того, чтобы среагировали высшие органы Евросоюза. Как отмечает ВВС , безопасность нефтеналивных танкеров является важным вопросом для Евросоюза, куда 90% всех поставок нефти прибывают по морю . Чиновники в Брюсселе, тем не менее, уверены, что запрет на однокорпусные танкеры не приведет к неожиданной нехватке нефтепродуктов в ЕС.

Министры транспорта ЕС оперативно договорились ввести запрет на вход в европейские порты потенциально опасных судов, в частности, танкеров с одинарным корпусом с грузом тяжелого топлива на борту. Это решение последовало вслед за аналогичной рекомендацией Европейской комиссии , уже принятой на этой неделе. Начиная с 2010 года, суда подобных типов не смогут даже войти в экономическую зону европейских стран. Более того, министры ЕС заявили, что теперь потребуют введения таких же запретов от стран-кандидатов на вступление в ЕС и от России, поскольку она — крупнейший в Европе поставщик нефти. Кроме того, решено немедленно вывести из эксплуатации все суда старше 23 лет .

Перед Россией сегодня встает серьезная проблема. Поскольку большинство российских танкеров давным-давно перевалили за подобный срок эксплуатации. А существующие нефтепроводы в Европу не в состоянии пропускать большее количество нефти. Так или иначе, очевидно, что если Россия хочет и дальше оставаться крупным поставщиком нефти в европейские страны, то ей придется раскошелиться. И на новые танкеры, и на новые нефтепроводы. Что же ответила Россия странам Европейского союза? Да ничего. В России — выходные.

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру:

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить