На этой неделе по распоряжению суда было обнародовано 2200 страниц документов, свидетельствующих о сокрытии представителями бостонской Римско-католической церкви преступлений ее служителей: для выдержавшей уже не одну битву епархии дело принимает весьма неприятный оборот.
Но это еще полбеды. Помимо всего прочего речь идет о возможном банкротстве епархии. И это на фоне все возрастающего числа скандалов, связанных с Римско-католической церковью, и заметного сокращения числа пожертвований ее прихожан.
Банкротство предполагает правовую защиту, но одновременно дает судьям право заглянуть в архив церкви, а для служителей веры (в самой природе которой заложена интимность) это весьма болезненная мера.
"Если церковь обратиться в суд по банкротству, ей придется открыть все свои книги, все будет слишком очевидно", — говорит редактор католического журнала America Томас Риз.
По некоторым данным, бостонская епархия, против которой было подано почти 450 исков в связи с преступлениями на сексуальной почве, готова объявить себя банкротом. В адресованном прихожанам Калифорнии письме епископ штата замечает, что церковь вовсе не "крупная корпорация с туго набитыми карманами", из чего можно заключить, что в рамках дела о банкротстве прихожане вправе ознакомиться с церковным архивом.
По обнародованным на этой неделе делам 8 бостонских священников можно судить о том, как церковная иерархия пыталась оправдать преступления своих служителей или истолковать в свою пользу весьма серьезные свидетельские показания.
Например, один из священников, обвиненный в сексуальном насилии и торговле наркотиками и категорически отрицавший свою вину, в 1983 году был переведен в новый приход в Массачусетсе, даже несмотря на то, что вопрос о его виновности поднимался перед церковным начальством местным епископом. Речь идет о преподобном Ричарде Бантеле. Позднее он все-таки признал, что имел сексуальный контакт, по меньшей мере, с одним подростком, и в 1994 году был отстранен от исполнения своих обязанностей.
В деле другого священника, назначенного в бостонский приход в 1982 году (незадолго до того его дело рассматривалось в связи с обвинением в педафилии), представителями епархии была сделана пометка: "Проблемы: маленькие дети". Хотя никаких ограничений на деятельность отца Роберта Бернса наложено не было, и он преспокойно исполнял свои функции. Однако в 1991 году он был повторно обвинен в изнасиловании и приставании к мальчику. Бостонский кардинал Бернард Лоу отстранил его от выполнения функций священника, направив ему при этом нежно письмо с выражением признательности за службу.
В ближайшее время будут опубликованы обличительные документы на 60 других священников. Судебная битва еще далеко не закончена. Инициатива исходит от адвокатов 450 истцов, обвиняющих служителей бостонской церкви в преступлениях на сексуальной почве. Публикации, связанные с наиболее громкими делами, судя по всему, должны были заставить представителей церкви пойти на крупные денежные компенсации пострадавшим.
Церковь предприняла ответные шаги (по крайней мере, так считают некоторые наблюдатели), и
об угрожающем ей банкротстве узнали средства массовой информации. Возможно, таким образом, представители церкви желают заставить истцов несколько умерить свои требования.
В свое время такой подход сработал весьма успешно: в 1997 году епархия архиепископа Далласа, приговоренная к 119-миллионной компенсации в связи с преступлениями на сексуальной почве, объявила об угрозе банкротства, тогда жертвы согласились на 31 миллион.
Как сформулировал суть дела профессор права университета Индианы Фред Наффцигер: "Призыв к адвокатам: знайте меру своим требованиям, иначе объявим себя банкротами". Если церковь и объявила бы себя банкротом, ее прихожане были бы последними, кто собирал бы для нее деньги. Надо заметить, что в судах по банкротству у адвокатов самые низкие гонорары.
Единственный во всем этом для церкви плюс: время каждого процесса фиксировано. Правда, хватает и любителей нарушать сроки. Власть кардинала практически безгранична, он может направить заявление судье. Чуть ли не любой церковный документ, имеющий отношение к требованием кредиторов (речь идет не только о финансовых документах), может стать открытым. Профессор Наффцигер уже представляет себе легионы "судебных бухгалтеров", которые копаются в церковных документов, распутывая связи между епископом, приходом и другими людьми, так или иначе связанными с церковью.
По мнению некоторых экспертов, церковные архивы, скорее всего, так и не будут обнародованы, в крайнем случае, на помощь придут другие епархии или Ватикан. "Но это был бы уже акт отчаяния", — говорит Наффцигер.
Что ж, это понятно. Однако сейчас все епархии попали в настоящий финансовый водоворот: судебные процессы, истцы требуют все более высоких компенсаций, пожертвований становится все меньше, падает стоимость портфеля ценных бумаг, возрастают расходы на различные коммунальные услуги, в частности, на приюты для бездомных.
Как выяснилось в результате недавнего опроса общественного мнения, 19 процентов ревностных католиков перестали жертвовать деньги своим приходам. Но не похоже, чтобы храмы готовы были закрыть свои двери. Ведь только стоимость земли, находящейся в собственности бостонской церкви, составляет 1,3 миллиарда долларов.
Эбрахам Маклафлин
Christian Science Monitor
Перевод с английского Веры Соловьевой
Данный комментарий публикуется в рамках договоренности о сотрудничестве между компаниями "ПРАВДА.Ру" и Christian Science Monitor
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.