На состоявшемся в начале ноября XVI съезде коммунистической партии уходящий президент Цзян Цземинь обозначил главную цель сегодняшнего Китая: он назвал это "ксяо канг" или "обеспеченная жизнь". Собственно, самой формулировке 5000 лет. Таким образом китайцы пределяют "состояние процветания", что-то вроде американского "автомобиль в каждом гараже и курица у каждого на сковороде". В Китае слишком быстро увеличивается пропасть между богатыми и бедными, а партийные лидеры увлеклись формулированием определений: мол, средний класс нужен, но при его формировании желательно обойтись без слов, которые могли бы, в силу их причастности к мелкой буржуазии, не понравиться великому кормчему Мао.
"Определение "средний класс" мы использовать не можем, поскольку оно подразумевает гражданскую и политическую культуру, к который мы пока не готовы", — сказал в частной беседе один из партийных руководителей. "Следует употреблять термин "средний доход", — продолжает он. — Когда-нибудь наша конституция возьмет на себя функцию защищать частную собственность. Однако этой стадии мы пока не достигли".
Наступила эра приватизации, и Китай перестраивает свою политику, желая извлечь пользу из существования группы населения со "средним доходом" - это идеальные потребители с высшим образованием, годовой доход которых будет составлять от 3 до 12 тысяч долларов год. Такого рода перестройка предполагает повышение зарплаты преподавателям, а также пенсий и медицинских страховок горожан, некоторые изменения в системе налогообложения, выдачи ссуд и ряд новых привилегий для предпринимателей.
У китайских лидеров есть серьезная причина желать создания, по крайней мере, чего-то похожего на средний класс: необходимо некое прочное социальное звено, которое находилось бы между солидной долей материальных ценностей, находящихся в руках в руках нескольких сотен семей, и остальным населением. Около 70 процентов 1,3-миллиардного населения Китая составляют крестьяне с годовым доходом в 100 долларов. А если учесть резкое сокращение числа государственных предприятий (рабочие — былые "проводники" великой революции превращаются в безработных), то в нынешней социальной динамике заметны определенные трудности.
"Главное, ради чего необходимо сформировать "средний слой", это социальная стабильность, — объясняет партийный руководитель. — Разница в доходах — вот чем мы особенно обеспокоены".
Еще одна причина — это стремление к экономической самодостаточности. За прошедшие 10 лет Китаю удалось привлечь 800-миллиардные инвестиции, которые пошли на строительство Пекина и Шанхая: теперь эти города способны соперничать с любыми азиатскими метрополиями. Чего действительно недостает китайскому прогрессу, считают специалисты, так это такой группы населения, которая имела бы средние доходы и была бы в состоянии приобретать китайскую продукцию. Это снизило бы зависимость Китая от заокеанских столиц, ждущих дешевой рабочей силы.
Однако, как утверждают аналитики, между тем, чего Китай желает, и тем, что он делает, существует большая разница. Коммунистическая партия вроде бы готова переложить заботу о новой собственности на плечи предпринимателей, однако это не то же самое, что формирование среднего класса, поскольку никто из представителей партии пока не готов признать тот факт, что рабочие уже не являются "авангардом" китайского народа.
Как заметил на одной из рабочих сессий съезда партии ведущий научный сотрудник пекинской Китайской академии общественных наук Лу Ксуеи, "в западных странах люди со средним уровнем доходов именуются средним классом. Политически они поддерживают правящее правительство и правящую партию. С экономической точки зрения, они являются стабильными потребителями и ведущей силой в экономической жизни. Благодаря им осуществляется стабильный приток денег в образовательную сферу, они же формируют передовую культуру и являются ее потребителями. Таким образом, чем больше в стране людей со средними доходами, тем стабильнее само общество".
Однако эти идеи вызывают споры. К доктору Лу, написавшему книгу "The Analysis of All Classes in China" ("Анализ всех классов Китая") апеллирует один из читателей (не пожелавший себя назвать): "В книге нет определения рабочего класса как ведущего. Средний класс поставлен впереди рабочих".
Двое молодых предпринимателей, сидящие в ресторане довольно дорогого района Пекина, выражают надежду на то, что в Китае все-таки появится средний класс, однако у каждого из них есть свои мысли на этот счет. "В сегодняшнем Китае слишком ощутима разница в доходах населения, усугубляются противоречия между городом и деревней, поэтому средний класс необходим, — говорит один из молодых людей, работающий в китайской компании (он родом из Шанхая, а образование получил в Соединенных Штатах). — Пока у нас не появится нормального, образованного среднего слоя, мы не сможем провести реформы — ни политические, ни экономические. Собственно, мы их и не проводим".
Второй собеседник работает в маркетинговой фирме: "За пределами Пекина и Шанхая у нас еще не скоро появится средний класс. По-моему, все это лишь пустые слова, так — немного разнообразить партийный съезд. У китайцев не может быть среднего класса. У них другой менталитет. И изменить его непросто. Под определение "среднего класса", как это понимается на Западе, в лучшем случае подпадает 1 процент населения".
Партийные руководители утверждают, что число людей со средними доходами колеблется от 5 до 7 процентов. По их словам, население стремиться достигнуть этого уровня, и способствуют этому функционирующие в крупных городах совместные предприятия. Но где гарантия, что "культура совместных предприятий" сформирует в Китае независимый средний класс?
"В прошлом году 90 процентов собранных в Пекине налогов составили платежи сотрудников совместных предприятий, — говорит администратор одной из местных компаний, постоянно проживающий в Великобритании. - Я целиком и полностью за средний класс. А вот как попасть туда — это вопрос".
Говорят, что в последнее время в крупных городах заметно возросло количество частных школ, люди активнее делают покупки, все больше детей учатся играть на фортепьяно, изучают английский язык и чаще ходят в кино.
"На мой взгляд, представитель среднего класса это китаец, который может уйти в отпуск, у которого есть машина и квартира, который является членом какого-нибудь спортивного клуба и задумывается о "качестве жизни", — говорит менеджер маркетинговой фирмы. — Все этой здорово, но ведь для этого нужны не только лозунги".
Эти обывательские устремления — удар по истории китайской коммунистической партии, которая строилась на мечтах о революции.
"В 1949 году Мао сказал крестьянам (которые мало что знали о марксизме), что совершить революцию — значит избавиться от помещиков и землевладельцев. Потом Мао вовлек в революцию рабочих; рабочие были героями, и предполагалось, что они так и останутся неизменной революционной силой", — говорит один пожилой ученый.
Однако в Китае были проведены либеральные экономические реформы, и рабочие остались ведущей силой лишь номинально. Теперь они все чаще становятся безработными, поскольку государственные предприятия закрываются или подвергаются реструктуризации. "Мы сыты по горло всей этой классовой борьбой, — продолжает ученый. — Вплоть до конца 70-х средний класс принадлежал к разряду мелкой буржуазии. То есть представитель среднего класса не был пролетарием, а значит, не был ни революционером, ни патриотом".
По утверждению некоторых аналитиков, стремление Китая к формированию собственного среднего класса послужит улучшению имиджа Китая в глазах мира. Аналитики считают, что это будет способствовать стабильному поступлению инвестиций и развитию потенциального рынка, а также развеет страхи по поводу отсутствия в китайском законодательстве закона о контрактах и накопившихся у китайского бизнеса проблем.
Роберт Марканд
Chrisitan Science Monitor
Фотография: Christian Science Monitor
Перевод с английского Веры Соловьевой
Данный комментарий публикуется в рамках договоренности о сотрудничестве между компаниями "ПРАВДА.Ру" и Christian Science Monitor.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.