Представители Евросоюза настаивают на необходимости скорейшего ужесточения стандартов надежности грузовых судов
В Атлантике, на расстоянии свыше 16 километров от берега, заложена настоящая бомба с часовым механизмом, несущая в себе опасность экологической катастрофы и чреватая уничтожением рыбопромысловых районов испанского побережья. Но вопрос "кто виноват?" по-прежнему без ответа.
Крушение танкера Prestige вызвало в Европе массу выступлений с требованиями прекратить использование "ржавых посудин" для транспортировки токсичного груза. На этот раз в трюме затонувшего судна вдвое больше топлива, чем в свое время вытекло из пробоины в борту небезызвестного танкера Exxon Valdez. Нынешняя катастрофа высветила еще один аспект проблемы: оказывается, найти виновного в этой поистине старшнейшей экологической катастрофе не так уж просто, поэтому неизвестно, кто будет оплачивать ликвидацию загрязнения.
Возраст затонувшего судна 26 лет. Оно было построено в Японии и принадлежит зарегистрированной в Либерии компании, которая, в свою очередь, управляется греческой фирмой, зарегистрированной на Багамах и получившей сертификат от американской организации. Корабль был зафрахтован функционирующей в Швейцарии российской компанией, которая занимается перевозками нефти из Латвии в Сингапур.
К среде из затонувшего судна вытекло уже 10000 тонн мазута: свыше 80 километров побережья испанской провинции Галиция подверглось загрязнению, закрыты богатейшие рыбопромысловые районы. Эксперты спорят по поводу оставшихся еще в трюме танкера 70000 тонн мазута: вытечет ли все это в море, и если да, то как скоро? Не надо и говорить, что более всего расстроены случившимся европейцы: год от года топливо, вытекающее из очередного ветхого суденышка загрязняет атлантическое побережье.
Представители Европейского союза настаивают на скорейшем введении жестких правил по обеспечению охраны моря (они должны вступить в силу в следующем году) и не ограничиваться лишь предписаниями.
"Если у стран Евросоюза достает политической воли, что может помешать им вывести из своих территориальных вод не соответствующие нормам суда?" - недоумевает генеральный директор Комиссии ЕС по транспорту Франсуа Ламуре.
Непонятно откуда взявшийся пролом в обшивке нефтяного танкера заставил задуматься еще над одним вопросом: каким образом страна, флаг которой развивается на борту судна (в данном случае — Багамы), может заставить частные компании подчиняться своим инспекционным требованиям?
"А чего вы хотите, если эти компании (в обмен на чек) выдают сертификаты судам, которым самое место на свалке?" - возмущается Жо Ле Гюен, активист французского движения, борющегося против загрязнения морей.
Американское бюро судоходства (ABS), некоммерческая организация, занимающаяся классификацией судов, которая, по словам его представителей, проводила ежегодный осмотр танкера Prestige, это обвинение опровергает. Как сообщил пресс-секретарь бюро Стюарт Уэйд, в мае прошлого года в китайском сухом доке судно подверглось серьезнейшему ремонту: заменили сталь и, в частности, две переборки. Таким образом, судно "было приведено в соответствие с существующими требованиям", — говорит господин Уэйд. По его словам, во время традиционного ежегодного осмотра (последний раз он проводился в мае прошлого года в Дубае) были обнаружены лишь мелки недостатки. "Обнаруженные нами недостатки не могли привести к серьезным проблемам, вообще к каким-либо проблемам".
"Либо инспекция была проведена невнимательно, либо недостаточно просто провести инспекцию, чтобы обнаружить существующие неполадки", — вот о чем свидетельствует крушение танкера, считает ученый из английского "Гринписа" Дэвид Фантилло.
Что касается ответственности за случившееся, то никто пока не выразил готовности взять ее на себя. За решетку попал лишь капитан судна, гражданин Греции. Нефтяная компания Crown Resources, которая зафрахтовала злосчастное судно, является дочерней фирмой российского холдинга "Альфа Груп", однако ее представители предпочли не распространяться на эту тему. "По разным причинам мы не будем комментировать" случай с затонувшим судном, заявил главный администратор компании Стивен Рудофски, после чего бесцеремонно бросил трубку.
Французского президента Жака Ширака, по его собственным словам, буквально ужасает "неспособность европейских политических лидеров бороться с этой мягкотелостью, из-за которой не прекращается эксплуатация плавучих посудин". При этом Ширак почему-то упустил из вида тот факт, что Франция, в числе других европейских стран, не проинспектировала четвертую часть своих судов, стоящих в доках, хотя это и предусмотрено правилами Евросоюза.
По новым правилам, которые вступают в силу с июля следующего года, танкеру Prestige к 2005 году будет запрещен вход в европейские порты, учитывая его возраст и конструкцию. Эксплуатация танкеров с одинарной обшивкой будет запрещена к 2015 году (что совпадает с американским постановлением о нефтяном загрязнении, принятому после схожего по масштабам крушения танкера Valdez).
Что касается новых европейских правил, введенных после крушения танкера Erika (в 1999 году на французский берег вылилось 12000 тонн нефти), то они посвящены главным образом инспектированию старых судов. Кроме того, Евросоюз намерен создать агентство морской безопасности, которое бы контролировало портовые инспекции и изучало классификационные организации. 10 таких классификационных организаций выдают сертификаты на 90 процентов судов мира, при этом инспектирование кораблей они осуществляют в соответствии с собственными правилами, определяющимися страной регистрации судна. Надо заметить, что в таких странах, как Либерия, Багамы, действуют слишком несовершенные нормативы, а между тем, под их флагами курсирует немало судов.
"То, что случилось с судном Prestige, лишь вершина айсберга, — говорит доктор Фантилло. — Узнав о катастрофе, множество компаний вздохнули с облегчением. Обрадовались, что это случилось не с их судами". Даже в случае ужесточения инспекционных режимов в европейских портах не устранить риск возможных катастроф, вроде нынешней: ведь вышел танкер Prestige не из порта ЕС и курс держал тоже не страну Евросоюза. Более того, от крушения не застрахованы и танкеры с двойной обшивкой, о чем свидетельствует случай с итальянским танкером Ievoli Sun, затонувшим у берегов французской Нормандии в 2000 году.
А если учесть, что избавиться от танкеров с одинарной обшивкой не минутное дело, замечает Фантилло, "мы еще долгие годы будем сталкиваться со случаями, подобными крушению танкера Prestige.
Питер Форд
Chrisitan Science Monitor
Перевод с английского Веры Соловьевой
Данный комментарий публикуется в рамках договоренности о сотрудничестве между компаниями "ПРАВДА.Ру" и Christian Science Monitor.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.