Протесты частных предпринимателей Узбекистана против постановления Кабинета министров об упорядочивании ввоза импортных товаров в страну начали обретать все более ужасающие формы...
12 ноября 40-летний частный предприниматель Муродбек Джуманиязов из города Хазарасп Хорезмской области облил себя бензином и поджог у здания налоговой инспекции Хазараспского района, мгновенно поднявшееся пламя превратило тело Муродбека в огромный горящий факел, который по идее поджигателя должен был стать символом протеста против рыночной политики властей.
В результате Муродбек Джуманиязов был доставлен больницу Хазараспского района со 100% ожогом тела 4-ой степени, а затем перевезен в районный ожоговый центр. По словам заместителя врача районной больницы Матназара Матназарова, угроза жизни Муродбека все еще велика, "пока я вам ничего не могу сказать, выживет он или нет, но угроза его жизни до сих пор очень серьезна", — скакал IWPR Матназар Матназаров.
Пойти на эту акцию частного предпринимателя Муродбека Джуманиязова вынудили, по словам местного правозащитника Хаибая Якубова (Khaitbay Yakubov), безысходность, так как майское постановление правительства Узбекистана номер 335 "О внесении изменений в отношении решений правительства по вопросам упорядочивания ввоза импортных товаров физическими лицами на территорию Узбекистана", практически уничтожило его бизнес, лишило единственного дохода.
Согласно постановлению правительства частные предприниматели, занимающиеся ввозом импортных товаров отныне должны были уплачивать таможенную пошлину в размере 90% от стоимости товара за промышленные товары, и 50% от стоимости за ввоз продуктов питания. Кроме того, каждый предприниматель должен иметь сертификат качества на весь ассортимент товаров, а также кассовый аппарат. Если эти условия не выполняются, то весь товар может быть конфискован сотрудниками налоговой инспекции.
Позже, в сентябре, по рекомендации Международного валютного фонда, после ряда протестов частных предпринимателей и просто, столкнувшись с тем, что рынки Узбекистана практически опустели, так как страна сама не производит промышленные товары широкого потребления и поэтому зависит от импорта товаров, Кабинет министров решил снизить таможенные пошлины до 70% на ввоз промышленных товаров и до 40% на продовольственные.
Но по словам многих предпринимателей, им сложно выполнить все требования правительства и после снижения размера таможенной пошлины, так как снижающийся уровень жизни населения Узбекистана не позволяет им увеличивать цены на товары на 70 и более процентов, а им это приходится делать, чтобы возместить свои расходы на уплату всех налогов и пошлин.
Кроме того, по словам предпринимателей, сотрудники налоговой службы не делают разницы между товарами и зачастую требуют декларацию об уплате таможенной пошлины, сертификат качества даже на товар, завезенный в прошлом году. А необходимость проходить несколько формальных процедур при оформлении товаров на таможне, при получении сертификата качества, делает их мишенью для поборов со стороны взяточников, которые намеренно тянут время или просто издеваются, ожидая получить взятку.
Таким образом, по словам Хаитбая Якубова, у Муродбека Джуманиязова за последнее время уже 3 раза конфисковали товар, а в последний раз на сумму 2,5 млн. сумов (более $2000), это же происходит с товарами многих других предпринимателей.
Протестуя против решения правительства, произвола со стороны работников государственных органов, по словам Хаитбая Якубова, 12 ноября около 1500 предпринимателей устроили акцию протеста у здания управления налоговой инспекции Хазараспского района Хорезсмской области.
"Люди вели себя очень агрессивно, особо активных арестовали, в том числе Муродбека Джуманиязова, там их били, ругали, а затем отпустили. Муродбек ушел, а затем вернулся с бензином и поджог себя прямо у здания налоговой инспекции", — рассказал Хаитбай Якубов.
Данное постановление правительства, было принято с точки зрения официальных лиц для упорядочивания ввоза физическими лицами импортных товаров, для пресечения их нелегального провоза на территорию республики, а также, чтобы предотвратить ввоз в Узбекистан некачественных товаров, против чего выступил и президент страны Ислам Каримов.
Ислам Каримов обратил внимание на то, что эти товары оплачиваются в твердой валюте, заработанной страной "тяжким трудом", продавая на экспорт хлопок, драгоценные и цветные металлы.
По словам же предпринимателей президента неправильно информировали. По их словам, они не избегают уплаты налогов, а хотят, чтобы они были реальными и справедливыми, и Кабинет министров, издав постановление "Об упорядочении ввоза товаров физическими лицами на территорию Республики Узбекистан", не учел их интересов, условий труда и возможностей.
Тем временем простые граждане Узбекистана, озабоченные тем, что им негде покупать вещи, так как узбекские рынки продолжают оставаться полупустыми, или товар продается по очень высокой цене, уже освоили маршруты на рынки соседних стран.
Жители столицы Ташкента начали ездить в город Чимкент на юге Казахстана, где по словам многих ташкентцев, их устраивает и богатый выбор товара и цены, которые окупают даже расходы на более чем 100 км дорогу. На востоке страны — в Ферганской долине, люди начали ездить за товаром в южный Кыргызстан, приграничные узбекские районы с Таджикистаном, начали осваивать таджикские рынки.
В результате, власти соседних стран с удовлетворением начали подсчитывать доходы, которые им приносят граждане Узбекистана, приезжающие за товаром в их страну.
11 ноября глава таможенной службы Южно-казахстанской области Улугбек Жанабаев, сказал что ежедневно около 30 000 — 35 000 граждан Узбекистана приезжают за товаром в Южный Казахстан, в результате налоговые сборы в этой области за октябрь месяц увеличились на 3,4 млн. долларов США, передает Интерфакс-Казахстан.
И если предположить, что каждый из выезжающих за товаром узбекский гражданин оставляет к Казахстане хотя бы по 100 долларов, то значит ежедневно из страны вывозятся как минимум 3 млн. долларов США.
"Мы с мамой ездили в прошлую субботу в Чимкент за вещами, там все дешевле в 2 раза, и выбор огромный, жаль, что у нас нет таких базаров. Все мои знакомые уже ездили или намерены ехать в Чимкент", — говорит Олеся Степанова — студентка из Ташкента.
А тем временем, в Казахстане уже сочинили анекдот на эту тему: "В Казахстане на любых застольях пьют сначала два раза за узбекского президента Ислама Каримова, а потом один раз — за казахстанского лидера Нурсултана Назарбаева: в первый раз за Каримова, потому, что закрыл в 1996 году конвертацию и все инвестиции пошли в Казахстан, второй раз за Каримова, потому, что в 2002 году закрыл рынки и все люди поехали за товаром в Казахстан, а в третий раз за Назарбаева, потому, что он не сделал ни то, ни другое".
А предприниматели Узбекистана продолжают безрезультатно доказывать узбекским властям, что выдвинутые ими требования являются слишком жесткими и невыполнимыми, что государство должно и обязано думать об обогащении своего народа, а не соседних стран, и не обрекать узбекских "челноков" на полное разорение и даже на самоубийство, как произошло в Хазараспе 12 ноября.
Галима Бухарбаева — директор проекта IWPR в Ташкенте и Кудрат Бабаджанов — корреспондент IWPR в Хорезме
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.