В Верховной Раде открыта приуроченная ко Дню журналиста (на Украине его празднуют 6 июня) выставка "темников". Это слово наравне со словами sputnik и kolhoz вошло в европейские языки без перевода как символ цензуры и самого беспардонного вмешательства государства в информационную сферу. "Темники" - это поступающие в государственные и частные СМИ (по общему убеждению, из президентской администрации) инструкции, предписывающие, как "правильно" освещать те или иные события общественной и политической жизни. Некоторые события составители "темников" предписывают и вовсе не освещать, но игнорировать — "комментарии отсутствуют". Инструкции составлены в такой форме, что как бы и не предполагают обязательного исполнения ("аналитики полагают, что событие не получит откликов в прессе"), но наблюдатели давно заметили, что ведущие телеканалы и печатные СМИ почему-то всегда согласны с мнением таинственных "аналитиков".
И вот теперь в парламенте на двух стендах вывешены темники за различные годы, начиная с самого первого, появившегося в октябре 2001-го.
"Темники касаются народных депутатов, послов западных стран, политической реформы, других тем, — сообщает "Украинская правда". — Также впервые выставлены темники, которыми указывается тональность освещения социальных событий — взрывов, отравления детей". Есть на стендах инструкции от АП, адресованные областным гостелерадиокомпаниям о размещении определенных видеосюжетов, представлено и письмо с требованием отчитываться о выполнении "темников".
Организаторы выставки рассчитывают своей шокирующей экспозицией привлечь внимание парламентариев к проблеме свобода слова на Украине. "ПРАВДА.Ру" неоднократно обращалась к этой теме на протяжении нескольких последних лет, но нет никаких причин считать, что украинская пресса стала за это время хоть сколько-нибудь свободнее. Этот вывод подтверждают и сами украинские журналисты, отвечая на вопросы редакции электронного еженедельника "Украина.doc".
Редакция еженедельника обратилась к ряду журналистов и политиков с просьбой дать оценку нынешнему состоянию украинского медиа-пространства, ответив на вопрос: "Как Вы оцениваете нынешний уровень свободы слова в Украине? Какой год, начиная с 1991-го, был самым "свободным" для украинской прессы?". Приводим некоторые ответы.
Ефим Мармер, главный редактор еженедельника "Украина-Центр":
- Уровень свободы слова, как и любой другой уровень (реальный или виртуальный) подразумевает некую базовую отметку — собственный "уровень моря". Затрудняюсь даже предположить, что может служить базой для оценки свободы слова в Украине. С одной стороны, Белоруссия и Таджикистан, с другой — Польша и Чехия. Об Англии или Германии говорить не приходится — так далеки они от (нашего) народа.
Поэтому приведу сугубо субъективную оценку "стану" свободы слова в Украине — свою.
Я абсолютно уверен, что свободы слова в Украине более чем достаточно. Существует необходимая законодательная база, она во многом отвечает европейскому уровню. Безусловно, законы требуют определенной доработки, но — ДОРАБОТКИ, а не коренной переделки. Существуют независимые печатные и электронные (имею в виду не ТВ, а интернет) издания. Есть независимые журналисты, редакторы, эксперты... Рискну причислить к таковым и творческий коллектив кировоградского еженедельника "Украина-Центр".
Между тем, в Украине абсолютно объективно существуют проблемы с реализацией права граждан на получение объективной информации. Основным препятствием для реализации этого важнейшего права служит концентрация СМИ в руках узкого круга собственников (назвать их олигархами язык не поворачивается). Практически 90% украинских СМИ "разобраны", их редакционную политику определяют владельцы. Это касается не только проправительственных СМИ, но и оппозиционных.
Априори не могут быть свободными государственные и коммунальные издания — здесь "строгий ошейник" чиновников действует весьма эффективно.
Еще одна проблема независимых и оппозиционных СМИ — это судебное преследование. Когда Верховный Суд за несколько минут расправился с "УЦ" - в шоке были не только журналисты, но и юристы правозащитных организаций. Столь единодушное мнение господ в красных мантиях, по моему мнению, объясняется очень просто: нашим оппонентом был судья, вознамерившийся стать политиком. А судебная корпоративность оказалась куда выше журналистской...
Я абсолютно убежден, что оценка уровня свободы слова не может быть сделана в отрыве от политической культуры общества в целом. Не может быть больше свободы слова, чем свободы бизнеса или свободы совести. При этом, отсутствие личной свободы, цензура в собственной голове куда более опасны, чем вместе взятые телефонные звонки "поважных персон" и темники всех видов.
Относительно же самого "свободного" года для украинских СМИ, то с "высоты" 10-летнего возраста "УЦ", отмечу, что все последние годы мы держимся на определенном, достаточно стабильном уровне, который позволяет нам утверждать, что мы даем нашим читателям объективную информацию.
В качестве тенденций последнего пятилетия отмечу стабильное ухудшение финансового положения независимой региональной прессы (большое "спасибо" Кабмину и ВР), а также демпинговую политику на рынке прессы государственных, провластных и партийных изданий.
Наталья Лигачева, главный редактор интернет-издания "Телекритика":
- Можно с уверенностью констатировать, что впервые за время существования независимой Украины в 2003-2004 годах существенно сократился уровень не только свободы прессы, но и уровень свободы слова. Слово свободно свободно тогда, когда оно может быть высказано ПУБЛИЧНО и быть услышанным не десятками-сотнями маргиналов или представителей элиты, а народом, электоратом. Увы, в 2003-2004 годах произошло тотальное сокращение независимых изданий и оппозиционных изданий (радио "Континет" закрыто, радио "Свобода" отныне можно услышать только на коротких волнах, ряд газет в регионах резко сменили ориентацию и перешли под политический ангажемент провластных хозяев и т.д.). Оставшиеся непровластные издания продолжают преследовать трудности с печатью и распространением тиражей. В таких условиях трудно считать, что Слово свободно в Украине. И в этом виновата непосредственно власть — прежде всего, поскольку именно она контролирует подавляющее большинство как государственных, так и частных изданий.
Наибольшая степень свободы у украинских СМИ была в период 91-96 годов прошлого столетия. В то время, когда рухнула советская система цензуры и несвободы, а государственно-олигархическая система цензуры и несвободы еще не сложилась. Первые кирпичики в ее основание на общегосударственном уровне заложил Павел Лазаренко. Именно он перенес в Киев практику политического заказа и политической расправы (киллерства) с оппонентами через прессу.
Вахтанг Кипиани, главный редактор програми "Подвiйний доказ" (Студія 1+1):
- Ситуация со свободой слова в Украине неотделима от общей ситуации в стране. В Украине господствует тотальная несвобода. Поэтому подобная несвобода есть и в СМИ.
Медиа-инвестор не может быть уверен, что вложенные им деньги в этот бизнес принесут хоть какую-нибудь прибыль, а радио- и ТВ-частоты не будут отобраны формально "аполитичными", более проворными, более близкими к власти.
Топ-менеджер общенациональной телекомпании не свободен, потому что не может взять на работу уволенного с предыдущего места работы журналиста или ведущего, который имеет репутацию "оппозиционного".
Шеф-редактор новостей не свободен в выборе тем и подборе лиц, которые комментировали бы какую-нибудь абстрактную "тему дня". Потому что существуют темники и жесткий контроль о стороны близких к администрации президента структур, которые мониторят их исполнение.
Журналист не свободен. Потому что хочет жить, а не повторить судьбу Георгия Гонгадзе и Игоря Александрова. Потому что хочет зарабатывать на жизнь профессией, а не искать новую.
Читатель, зритель и слушатель тоже не является свободным, поскольку он не знает, что на самом деле происходит в Украине и в мире. И в результате не может сделать качественный выбор и как избиратель, гражданин.
Таким образом, свой День журналиста Украина празднует в некоторой растерянности: нужны ли стране именно журналисты, а не послушные исполнители "темников"? Кстати, последним примером их ("темников") применения можно считать распоряжение всем министерствам и органам власти не давать комментарии единственному оппозиционному "5 каналу". Как заявил в интервью "Телекритике" почетный президент концерна "Укрпроминвест", народный депутат Украины Петр Порошенко, такой циркуляр исходит непосредственно от главы президентской администрации. Администрация президента пока никак на это утверждение не отреагировала.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.