Сегодня нижняя палата японского парламента одобрила три законопроекта, существенно расширяющие полномочия правительства в случае нападения на Японию или опасности такого нападения. Впрочем, их еще должна утвердить верхняя палата парламента, но почему-то нет сомнений в том, что и она их утвердит.
Собственно, ничего удивительного в таком повороте событий нет. Все к тому шло, как говорится. Особенно после того, как Северная Корея начала сыпать угрозами направо и налево... Так что можно было ожидать того, что правительство Дзюнъитиро Коидзуми воспользуется моментом и настоит на принятии законопроектов под предлогом более эффективного обеспечения безопасности страны. Время сейчас такое...
Силам самообороны действительно предоставляются гораздо более широкие полномочия, нежели раньше. Например, в случае чрезвычайной ситуации военные могут конфисковывать имущество частных лиц и арестовывать тех, кто не подчиняется приказам отцов-командиров. В этом, в общем-то, тоже нет ничего криминального — уж коль скоро складывается чрезвычайная ситуация, то тут не до сантиментов. Все это так, если бы не одно "но"...
История японских вооруженных сил весьма богата на различного рода традиции. Для самих японцев это предмет гордости. А вот народам соседних стран эти традиции постоянно напоминают об ужасах Второй мировой войны, в которой японская армия проявила себя во всей красе. Может быть спустя почти 60 лет после окончания войны не стоит об этом говорить? Кто старое помянет и все такое прочее...
Нет, наверное все-таки стоит. Как стоит и помнить о том, кто руководил вооруженными силами Японии во Второй мировой войне. Например, об адмирале Исороку Ямомото.
Василий Бубнов,
"ПРАВДА.Ру"
Гибель адмирала
Событий, которые резко изменили ход истории, насчитывается не очень много. Еще меньше мы знаем мгновений, которые изменили ее ход. Сегодня мы расскажем о событии, которое произошло не очень давно, всего 60 лет тому назад, и притом очень далеко от нашего города. Но от героя этого материала тогда зависела судьба не только Владивостока, но и огромных территорий в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это произошло весной 1943 года.
14 апреля 1943 года на стол командующего Тихоокеанским флотом США адмирала Нимица легло донесение начальника военно-морской разведки коммандера (звание, соответствующее капитану 3-го ранга) Лейтена. В нем сообщалось, что "...главнокомандующий объединенным флотом Японии адмирал Ямомото, совершающий инспекционную поездку по военным базам в Океании, вылетит 18 апреля с острова Новая Британия в шесть часов утра на остров Бугенвиль, куда планирует прибыть через два часа. Он является единственным человеком в Японии, кроме императора, который играет огромную роль в деле поддержания высокого боевого духа армии. Его гибель может моментально деморализовать японскую армию и флот. Зная психологию противника, можно утверждать — это его просто оглушит".
Американский разведчик не переоценивал роль Ямомото в этой войне. Вся жизнь адмирала порукой этому.
От Порт-Артура до авианосцев
В 17 лет Исороку Ямомото пришел на флот. В составе экипажа флагманского броненосца "Микаса" участвовал в морских боях у Порт-Артура и при Цусиме. Тогда же осколки русского снаряда срезали два пальца на левой руке лейтенанта.
В те годы в большинстве стран, в том числе и Японии, на авиацию смотрели как на новый вид спорта. Капитан 2-го ранга Ямомото внимательно изучил опыт использования в боях командующим Черноморским флотом авианесущих транспортов "Николай I" и "Александр I" и авианесущего вспомогательного крейсера "Алмаз". 14 гидросамолетов, доставленных транспортами к турецкому берегу, подавили береговую оборону турецкой военно-морской базы Зонгудлак.
В конце первой мировой войны он два года потратил на изучение авиации в Гарвардском университете. Тогда же проанализировал опыт американского авиатора Клея, совершившего в 1913 году посадку на специально переоборудованную палубу тяжелого крейсера "Пенсильвания" и взлет с нее.
Покидая Северо-Американские Соединенные Штаты, Ямомото заметил американским корреспондентам: "Самым важным военным кораблем в будущих морских сражениях будет корабль, несущий на борту самолеты".
Созданию мощного авианосного флота он посвятил всю свою жизнь. Уже к 1927 году Япония имела четыре авианосца. Когда контр-адмирала Ямомото назначили командующим объединенной эскадрой, то в морских маневрах по его приказу приняла впервые участие авиация. Торпедоносцы так удачно нападали на маневрирующие линкоры и авианосцы, что судьи-посредники признали гибель половины эскадры.
Правительство Японии продолжало наращивать военно-морскую мощь страны. По признанию американских историков, "...в японском флоте нашлись проницательные и решительные лидеры, которые из имевшихся сил и средств сумели создать 1-й воздушный флот, тем самым став основоположниками создания крупных ударных авианосных соединений. Когда они расширили его до шести авианосцев, он превратился в самое мощное ударное соединение, выходившее до той поры в море, и в 1941 году Япония имела самую лучшую палубную авиацию в мире".
Перл-Харбор
В сентябре 1941 года под председательством главнокомандующего объединенным императорским флотом адмирала Ямомото были проведены штабные игры. Отрабатывалась операция нападения на главную военно-морскую базу Соединенных Штатов Пёрл-Харбор. Игры показали правильность выбранной тактики. Но для поддержки будущего командующего этой операцией адмирала Нагумо Ямомото заверил его в присутствии всех участников игры:
"Не беспокойся, в случае неудачи я всю ответственность возьму на себя".
К 22 ноября 1941 года отряд адмирала Нагумо — шесть авианосцев, два линкора, три тяжелых крейсера; отряд из девяти эсминцев, возглавляемых легким крейсером; передовой отряд — три подводные лодки и отряд снабжения — восемь танкеров собрались в одном из заливов острова Итуруп. В 6 часов утра 26 ноября корабли, набирая ход, взяли курс на Гавайи. Соединению удалось необнаруженным подойти к островам.
6 декабря моряки выстроились на палубах кораблей. Были зачитаны рескрипт императора об объявлении войны Америке и приказ Ямомото, начинающийся словами: "Час пробил. На карту поставлена жизнь и смерть нашей империи...".
На мачту флагмана соединения авианосца "Акаги" подняли подарок главнокомандующего — кормовой флаг эскадренного броненосца "Микаса", под которым воевали адмирал Того и сам Ямомото в цусимском бою. На секунду воцарилась тишина, а потом громовое "банзай" разнеслось над океаном.
7 декабря в 6 утра с авианосцев поднялись 183 самолета первой волны, а в 7 часов ушла вторая волна самолетов. На Пёрл-Харбор надвигалась воздушная армада из 40 торпедоносцев, 129 пикирующих бомбардировщиков, 54 бомбардировщиков и 30 истребителей.
В 10 часов на авианосцы вернулись самолеты второй волны. Последним около полудня сел на палубу самолет командира авиагруппы капитана 1-го ранга Футиды. Он скрупулезно подсчитал потери американцев. Пять линкоров потоплено, три повреждено, потоплено три крейсера. Так был реализован план воздушной войны адмирала Ямомото.
"Займись бомбардировщиком!..."
А сейчас вернемся в апрель 1943 года.
14 апреля командир 339-й эскадрильи майор Митчел получил из штаба соединения секретную депешу: "В воскресенье, 18 апреля, в 9 часов на остров Бугенвиль прилетает адмирал Ямомото. Истребители — "лайтинги" на Гуадалканале должны его перехватить...".
Майор с офицерами разведки начал с изучения карты. Задача перед американскими летчиками была достаточно трудная. Очень далеко от американской базы находилась цель, притом подвижная, которую можно было захватить только вовремя. Истребители должны были уйти на 50 миль в сторону моря, чтобы остаться не замеченными японскими береговыми постами, пройти над морем и встретить самолет Ямомото на подлете к острову. 18 апреля в 7.25 утра истребители майора Митчела поднялись в воздух.
В то же самое время, в 6 часов, в полном соответствии с планом инспекции два бомбардировщика вылетели в направлении острова Бугенвиль. На одном из них находился адмирал Исороку Ямомото, главнокомандующий объединенным военно-морским флотом Японии. Тяжелые самолеты летели рядом, и их сопровождали шесть истребителей. Через полтора часа полета показалась западная оконечность острова.
Эскадрилья майора Митчела прибыла к месту предполагаемой встречи в 9 часов 34 минуты. В шлемофонах раздался голос лейтенанта Кэннинга: "Слева и выше самолеты противника".
Теперь и остальные летчики увидели японцев. Но японские пилоты успели заметить врага и стремительно сближались с "лайтингами". Наперерез шести японским истребителям ринулись восемь самолетов прикрытия капитана Китла. Воздушный бой начался.
Лейтенант Том Ланфьер и его ведомый Рекс Барбер тоже ввязались в бой с истребителями, но в шлемофонах зазвучал голос командира: "Том, оставь истребители в покое! Займись бомбардировщиками! Займись, тебе говорят, бомбардировщиками!".
Пилот бомбардировщика, на котором летел адмирал, первым заметил американские самолеты и резко спикировал в поисках спасения. Когда Ланфьер проскочил водоворот воздушного боя, то неожиданно для себя увидел японский самолет, идущий на бреющем полете над джунглями. Истребитель приблизился к нему и открыл огонь из пушки. Загорелся правый двигатель бомбардировщика, затем запылало и почти сразу отвалилось правое крыло. Самолет рухнул в джунгли.
Второй бомбардировщик, на котором летел начальник штаба объединенного флота адмирал Угаки, был сбит Рексом Барбером над морем, но адмиралу чудом удалось спастись. Его, выброшенного водой из тонущего самолета, подобрала подошедшая лодка.
Часы аэродрома на острове Бугенвиль показывали 8 часов, часы пилотов эскадрильи майора Митчела — 10 утра. Каждая сторона даже воевала по своему времени.
Пройдет немногим более двух лет, и Японии, захватившей Юго-Восточную Азию и Китай, придется не только расстаться с завоеванным, но и уступить северному соседу часть территории. Тому соседу, который называется Россией и в котором адмирал Исороку Ямомото никогда не видел врага.
Юрий Филатов, специально для "В"
Данная статья опубликована на основании соглашения о партнерстве между "ПРАВДОЙ.Ру" и газетой "Владивосток"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.