Советская власть передала Зимний Дворец музею Эрмитаж, который стал одним из многих культурных центров России. Этому музею, впрочем, как и многим другим, пришлось учиться выживанию в условиях свободного рынка после того, как государственная поддержка значительно уменьшилась.
После развала Советского Союза российская филантропия развивалась достаточно медленными темпами. Западные компании предложили свою помощь музею, и несколько крупных российских компаний последовали их примеру. Экспозиция всемирно известного музея Эрмитаж насчитывает три миллиона экспонатов — от золота скифов до картин Пикассо. В девяностых годах музей не мог позволить себе оплатить даже счет за отопление, однако в настоящее время Эрмитаж находится в намного более выгодном положении по сравнению с другими многочисленными российскими музеями, унаследованными со времен СССР. Многие из них до сих пор кое-как умудряются сводить концы с концами на государственных дотациях.
"Условий для вливания частных инвестиций в культурный сектор еще нет", — считает Елена Кононенко, работник Музея Санкт-Петербурга, который владеет Петропавловской Крепостью и несколькими другими важными культурными объектами города. "В России так уж заведено, что наличие проблемы осознается, но решение проблемы неизбежно откладывается на неопределенный период времени," -говорит Кононенко.
По мнению большинства экспертов, проблема заключается в отказе российского правительства вести налоговую политику, которая бы поощряла инвестиции в культуру. "Каждая пожертвованная музеям копейка облагается непомерными налогами в этой стране, поблажек нет никаких", — говорит Михаил Каменский, эксперт по искусству, много лет проработавший в Пушкинском Музее в Москве. "Правительство относится к таким вложениям как к средствам, тратящимся на оплату рекламных услуг. Это отнюдь не побуждает фирмы и компании помогать музеям, а наоборот, портит всякое сотрудничество".
Еще одно препятствие заключается в медленном росте среднего бизнеса в России. Экономика в основном контролируется несколькими крупными компаниями, которые вкладывают свои средства в культурную сферу, но инвестиции главным образом делаются в наиболее значимые объекты, такие как Эрмитаж, к примеру.
Музеи используют различные методы, чтобы привлечь к себе внимание организаций. Например, сотрудникам фирмы, сделавшей какое-либо вложение, предоставляются бесплатные входные билеты, право проводить мероприятия в здании музея. Некоторые музеи даже предоставляют возможность брать их экспонаты "напрокат". Для самых щедрых компаний изготовляется благодарственный знак, который затем помещается в здание музея. Западные компании хорошо знакомы с ролью культурного благодетеля. "Кока-кола", например, не так давно отметила десятилетие своей помощи Эрмитажу. Для компании был специально организован небольшой прием в самом драгоценном зале дворца.
Иногда случается, что музеи оказываются в не очень приятном положении. Русский Музей Санкт-Петербурга был раскритикован за согласие принять средства табачных компаний. "С самого начала этой истории мы договорились, что мы не занимаемся рекламой сигарет, а делаем все это ради культурных ценностей, но дебаты по этому поводу были очень продолжительными", — говорит Ирина Лихоманова, начальник отдела по привлечению средств Русского Музея.
Тем не менее, большинство российских музеев могут только мечтать о таких проблемах. "Для всех неимущих культурных учреждений, разбросанных по всей России, есть только один выход из положения. Директор музея должен научиться делать что-то новое, обращаться к обществу, пытаться наладить отношения с местными деловыми структурами. Российские предприниматели должны понять, что поддержка местных музеев и картинных галерей в их интересах", — считает Михаил Каменский.
Фред Вайер, Cristian Science Monitor
Данная статья опубликована на основании соглашения между "ПРАВДОЙ.Ру" и Cristian Science Monitor
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.