Сегодня начнутся консультации между Россией и США по новому договору о стратегических наступательных вооружениях (СНВ). У России накопилось много претензий к американцам по поводу выполнения действующего до 5 декабря 2009 г. документа. Нарушения касались ракет, размещённых и на подлодках, и на самолётах, и на земле. Используя лазейки в старом договоре, Америка может удвоить ударную силу своего ядерного оружия.
Консультации по СНВ между российскими и американскими дипломатами начнутся сегодня в Риме. Они стали следствием достигнутой 1 апреля договорённости между Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой. Срок действия старого договора истекает 5 декабря 2009 г.
Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) был подписан 31 июля 1991 г. в Москве, вступил в силу 5 декабря 1994 г. после распада СССР. Согласно этому документу, СССР (с 1992 г. – Россия) и США должны были за семь лет сократить свои ядерные арсеналы до шести тысяч боеголовок. Правда, в реальности, согласно «правилам зачёта» боезарядов, находящихся на тяжелых бомбардировщиках, СССР мог иметь 6,5 тысячи боеголовок, а США — 8,5 тысячи.
Документ запрещал производство, испытание и развёртывание баллистических ракет воздушного запуска, подводных пусковых установок баллистических и крылатых ракет, а также орбитальных ракет. 6 декабря 2001 г. Россия и США заявили, что выполнили обязательства по Договору СНВ-1. По данным военных экспертов, у России было к тому моменту 1136 носителей и 5518 боезарядов, у США — 1237 и 5948 соответственно.
Российское руководство (в первую очередь, МИД и минобороны) не раз выдвигали претензии по поводу выполнения договора американцами. Например, относительно наращивания числа боезарядов на носителях и самих носителей. Обратим внимание на самое существенное.
В соответствии со статьей 3 Договора количество боезарядов на каждой из межконтинентальных баллистических ракет (МБР) или баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) не должно превышать восьми. Но США уже после вступления в силу СНВ-1 проводили испытания своих БРПЛ «Трайдент-1» и «Трайдент-2» с числом боеголовок разведения больше восьми. При 10 боеголовках только за счет БРПЛ США получают возможность размещения дополнительно 288 боеголовок на 144 ракетах.
Российским специалистам отказывают в длительных инспекциях американских БРПЛ, мотивируя это «техническими трудностями». Россияне лишены возможности определять фактическое число боеголовок на ракетах «Трайдент-2», хотя жесткий чехол на боеголовках закрывает больший объем в сравнении с требуемым для размещения восьми боеголовок W-76,используемых на этих ракетах. Также имели место случаи, когда подводная лодка, на которой установлены ракеты, перемещалась до прибытия к ней инспекторов, что запрещено.
А выдумка с подводными лодками «Трайдент-2», якобы принадлежащими Великобритании? При подготовке Договора Америка получила право сохранить практику сотрудничества с англичанами в области БРПЛ, «предусматривающую продажу США англичанам систем оружия «Трайдент-2». «Продажа» формально совершается, но кто затем проводит испытания ракет – США или Британия – неизвестно.
В результате на многих английских подлодках стоят ракеты, которые непонятно кому принадлежат – США или Британии. Но известно, что английские субмарины не заходят для погрузки ракет на американские базы. Непонятно, даже российским инспекторам, где происходит перемещение ракет с американских лодок на английские?
Кроме того, на полигонах США проводятся испытания БРПЛ, якобы принадлежащих Великобритании. Об этих испытаниях американская сторона не считает нужным сообщать.
Есть и другие вопросы. При подготовке СНВ-1 США заявили, что не собираются переоборудовать тяжелые бомбардировщики В-1 под ядерные крылатые ракеты воздушного базирования большой дальности. Американцы обещали заварить узлы крепления пилонов для подвески ядерных ракет. Но на деле… они просто заклеили эти места скотчем, чтобы в любой момент без труда разместить на бомбардировщиках почти тысячу ядерных зарядов.
Что касается наземной составляющей, то приложенный к Договору протокол о процедурах предусматривал ликвидацию всех ступеней МБР «MX». Однако США настаивали на ликвидации лишь первой ступени этих ракет, рассчитывая на восстановление их потенциала в будущем. Дело в том, что первые ступени для космических ракет-носителей «Кастор-120», производство которых никто не сворачивал , очень похожи на первые ступени «MX». И они позволяют «дополнить» и восстановить практически все 50 МБР «MX» с 500 ядерными зарядами в любой момент.
С пусковыми установками запрещенных ракет «МХ» унифицированы пусковые установки ракет типа «Минитмен», ликвидация которых договором не запрещена. Подмена одних другими позволит производить запуски «МХ».
Новый договор, регулирующий стратегические наступательные вооружения, нужен. Однако, учитывая практику нарушений предыдущих соглашений, ко всем предложениям американцев следует относиться осторожно.
О важнейших международных событиях читайте в разделе "Мир" на "Правде.Ру" .
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.