Каждое государство, начинающее военную кампанию, изначально имеет более-менее детально разработанные планы военных действий и даже, достаточно часто, имеет представления о том, каких результатов оно должно достичь в результате войны. Однако, во многих случаях ранее разработанные планы не совпадают с "новой реальностью".
В долговременной перспективе боевые действия идут не так или не совсем так, как предусматривали военные стратеги, а на политические и экономические итоги войны начинают влиять факторы, которые ранее не брались в расчет или не поддавались анализу.
Подобное происходит, в частности, потому, что "авторы" войны — политики и военные — находятся в плену военной идеи. Они стараются учитывать только те факты, которые подкрепляют их точку зрения и отбрасывают иные. Многие планы войн изначально базировались на недостаточно проработанных предположениях и прогнозах. В начале 1917 года Германия начала тотальную подводную войну — впервые в истории военно-морского флота германские подводные лодки стали без предупреждений топить абсолютно все корабли, которые направлялись в британские порты или покидали их. Главной целью этой операции было желание заставить Британскую Империю выйти из войны, лишив ее подвоза продовольствия, стратегических материалов и т.д. Германский Генеральный штаб предсказывал, что для того чтобы поставить Англию на колени потребуется ежемесячно топить суда, общим водоизмещением 600 тыс. тонн. Германские подводники "перевыполнили" этот план, ежемесячно отправляя на дно по 685 тыс. тонн. На Британских островах действительно начались серьезные проблемы — стране угрожал голод, и британцы готовились ввести жесткую карточную систему распределения продовольствия. Однако это не спасло Германию от поражения.
Вероятно, одним из самых катастрофических примеров массового провала стратегических военных планов является Первая Мировая война. В результате войны исчезли с карты мира Австро-Венгерская и Османская империи. Династии, правившие Германской и Российской империями, были свергнуты, Германия потеряла значительную часть территории. При этом, победа не пошла на пользу и победителям — Великобритания и Франция вышли из этой войны серьезно ослабленными. Никто в мире не предполагал, что война может закончиться подобным образом. Впрочем, за год до окончания войны Министерство иностранных дел Австро-Венгрии предлагало заключить мир "любой ценой", поскольку продолжение войны грозило гибелью союзным германской и австрийской монархиям.
Военные стратеги Японии, которая в 1930-е годы начала войну в Китае, планировали завершить ее в течение года. В 1941 году генеральный штаб Японии стал изучать возможности внезапного нападения на США. Тогда японцы сделали вывод, что для установления контроля за Тихим океаном японским вооруженным силам потребуется год. При этом японские военные предельно точно предсказали, какой ущерб они смогут нанести военно-морскому флоту США, внезапно атаковав его главную базу в Перл-Харборе, однако сделали неверный вывод о том, что этой атаки окажется достаточной для достижения победы. Нацистская Германия быстро разгромила Францию, полностью выполнив военные прогнозы, которые ранее готовили ее аналитики. Однако иные военные прогнозы оказались несостоятельными. Например, Германия планировала сломить организованное сопротивление советских войск за несколько недель.
В ряде случаев, проблемы с планированием возникали из-за причин, совершенно не связанных с процедурами военного и политического планирования. В частности, командующий германскими военно-воздушными силами Геринг в 1940 году был убежден в том, что "Люфтваффе" способны полностью уничтожить британскую авиацию за четыре дня авианалетов на Британские острова. Уже через четыре месяца воздушных боев выяснилось, что потери "Люфтваффе" превышают потери британской авиации. Уверенность Геринга базировалась на аналитическом докладе, подготовленном его штабными офицерами, которые не просто располагали частично некорректной разведывательной информацией и, более того, интерпретировали ее таким образом, чтобы она понравилась Герингу. В свою очередь, некомпетентность Геринга была широко известна, однако он продолжал руководить германской авиацией, так как был старым другом Гитлера.
Аналогичные случаи происходили и в других странах. К примеру, министр обороны США Роберт Макнамара, который возглавлял Пентагон во время войны во Вьетнаме, был абсолютно убежден в победе США, потому что статистика, которой он оперировал, убедительно подтверждала его точку зрения. Многие американские военные специалисты уже тогда доказывали, что статистические построения Макнамары имеют весьма отдаленное отношение к действительности, но министр обороны (в недавнем прошлом — известный бизнес-менеджер) пользовался слишком большим авторитетом. Первая война в Чечне была, в частности, начата после того, как министр обороны России заявил, что сопротивление сепаратистов можно подавить силами одного полка за два часа.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.