Джордж Буш в течение трех часов следил за выступлением помощника президента США по национальной безопасности Кондолизы Райс по телевизору на своем ранчо в Техасе. Об этом сообщил журналистам официальный представитель Белого дома, по словам которого, Буш считает, что Райс "сделала свое дело потрясающе".
В частном порядке сотрудники адмиинистрации президента США подтвердили прессе, что в совете национальной безопасности, который возглавляет Райс, и в аппарате Белого дома тоже довольны тем, как прошло выступление помощника президента.
В то же время первая реакция в конгрессе США на выступление Райс показывает, что в ситуации вокруг работы комиссии сохраняется статус-кво. У республиканцев и демократов оценки деятельности администрации Буша накануне терактов 11 сентября по-прежнему остаются во многом полярными.
"Я считаю, что не нужно пытаться на кого-то взваливать всю вину", — заявил после выступления помощника Буша известный сенатор-республиканец и бывший лидер сенатского большинства Трент Лотт. По его мнению, выступление Райс "прошло очень хорошо". При этом он подчеркнул, что в ходе показаний помощника президента сенсации не случилось и американская общественность не получила "особенно новой информации".
Член руководства сенатского комитета по разведке сенатор-демократ Джей Рокфеллер тоже считает, что Райс "держалась очень хорошо", но, по его мнению, ее выступление во многом было "лакировкой действительности".
Рокфеллер считает, что Райс по-существу не смогла возразить на обвинения, с которыми ранее против администрации Буша выступил бывший координатор Белого дома по контртерроризму Ричард Кларк.
"По-существу она ничего не возразила против всего того, что говорил Кларк. Она не оспорила тот факт, что в администрации они были отвлечены очень многими вещами, которые не дали им уделить достаточное внимание войне с "Аль-Каидой" и войне с терроризмом", — сказал сенатор. По его словам, Райс фактически подтвердила, что администрация Буша "занялась Ираком досточно рано, что для войны с терроризмом привело к катастрофическим последствиям".
Сенатор-республиканец Митч Маконнел считает, что комиссия слишком политизировала свою работу. "Комиссия потеряла из виду свою главную цель и пала политической жертвой", — заявил Макконелл, выразив сомнение в том, что комиссия сумеет в конечном итоге представить рекомендации, которые позволят что-либо улучшить в готовности страны к отражению угрозы терроризма.
Наблюдатели в США отмечают, что своим выступлением Райс удалось добиться как минимум нескольких целей, которые были поставлены перед ней Белым домом. Она "закрыла" собой президента, признав в одном из ответов, что не помнит, передавала ли она Бушу данные о ячейках "Аль-Каиды" на территории США и сообщив в другом ответе, что мнение ее подчиненного — Ричарда Кларка — не дошло до главы государства, так как Кларк "не просил дать ему возможность проинформировать президента по терроризму".
Райс старалась максимально отвести вину не только от президента, но и от всего круга его ключевых помощников и членов кабинета, которых в Белом доме традиционно именуют "главными". По словам Райс, "главные", включая ее саму, принимали решения на основании имевшейся в их распоряжении в тот момент служебной информации и просто не могли предвидеть теракты 11 сентября.
Помощник Буша оспорила мнение членов комиссии о том, что представленные ЦРУ в Белый дом разведданные от 6 августа 2001 года содержали предупреждение о терактах 11 сентября. Райс сообщила, что "в том документе не было ничего, что указывало бы на то, что удар готовится против Нью-Йорка или Вашингтона — ничего о времени или месте". При этом она подчеркнула, что в служебной информации также не было ничего, что позволило бы предвидеть использование террористами "самолетов в виде ракет".
Главным тезисом помощник Буша сделала заявление о том, что причины неготовности США к терактам 11 сентября носят системный характер и вызваны "структурными проблемами" в системе государственных органов США, призванных обеспечить безопасность страны.
Кондолиза Райс сообщила, что после терактов администрация Буша осуществила важную реорганизацию, создав министерство внутренней безопасности и обеспечив обмен оперативной информацией между ЦРУ и ФБР. При этом Райс подтвердила, что Белый дом остается открытым для любых предложений по дальнейшему улучшению работы правоохранительных органов и спецслужб.
Учитывая, что комиссия планирует представить рекомендации по дальнейшей оптимизации деятельности контртеррористических служб и ведомств, Райс сообщила, что Белый дом сначала "внимательно посмотрит" на эти рекомендации, но "будет готов биться" за их реализацию, если они окажутся целесообразными.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.