Ядерный взрыв в Северной Корее прервал вялотекущий процесс шестисторонних переговоров по урегулированию ядерной программы Пхеньяна и в одно мгновение изменил геополитическую конфигурацию Северо-Восточной Азии. Обвинять северокорейское руководство в безумии было бы просто. Но в чем тогда их логика? Зная, что им грозит в результате проведения испытаний, почему они пошли на этот шаг?
КНДР окружена сильными мировыми игроками. Россия, Китай, Япония, Южная Корея – динамично развивающиеся страны, конкурировать с которыми Северная Корея не может ни в одной области. По сравнению с 1990 годом производство промышленной продукции сократилось наполовину. Предприятия испытывают хроническую нехватку энергоресурсов, работают на 20% своих мощностей, их изделия не обновлялись с 50-60 годов.
Дневной рацион питания в КНДР на душу населения 150-300 граммов риса или кукурузы. Половина потребляемого продовольствия поступает из-за границы в виде гуманитарной помощи. Что может противопоставить Северная Корея своим соседям и США – только сильную армию и ядерный шантаж. Именно так можно просуществовать в этом конфликтном регионе, где старые обиды, территориальные претензии, политическое и экономическое сотрудничество стоит на черте военных столкновений.
На армию и вооружение КНДР тратит 31 % своего ВВП . Такое не позволяет ни одна нормальная страна. Компенсацию своих затрат корейцы нашли в объявлении программы ядерного вооружения и сразу привлекли к себе внимания ведущих стран, повысили свою значимость и стали требовать за отказ от нее всего, чего захотят: построить легко водородные реакторы в обмен на демонтаж графитовых реакторов в Йонбене, обеспечить поставки топлива и электроэнергии, исключить Северную Корею из списка стран поддерживающих терроризм, отменить все экономические санкции.
Северная Корея выбрала верную тему, и если судить по заявлениям МИД , чувствовала себя комфортно. «Без физической гарантии (строительства легко водородных реакторов) стороны даже не должны мечтать о том, что мы откажемся от наших планов по ядерному сдерживанию» - это в сторону «шестерки» - России, США, Китая, Японии, Южной Кореи. «Мы посмотрим, как США будут выполнять свое обещание. Но если США будут требовать от нас отказаться от ядерного оружия до начала строительства, то в отношениях ничего не изменится».
Пользуясь разногласиями среди стран-участниц переговоров, Пхеньян выдвигал новые требования. КНДР вышла из шестистороннего переговорного процесса сославшись на финансовые санкции США, когда Вашингтон заморозил счета правительства КНДР, заявил о подготовке ядерных испытаний в ответ на требования вернуться в договор о нераспространении ядерного оружия, так как «КНДР не является членам ДНЯО, а строить реакторы и передавать ядерные материалы стране, не участвующей в Договоре, незаконно».
Для такой решительности в получении желаемого требуется все новые доказательства наличия ядерного оружия и серьезный просчет дальнейших шагов. КНДР объявила, что обзавелась «атомной бомбой более трех лет назад, однако не представила ничего существенного. Она широко разрекламировала испытание первого заряда, вызвав панику во всем мире. Наконец, взорвав его, объявила, что вошла в ядерный клуб.
В результате КНДР получает резкую резолюцию ООН, серьезную обеспокоенность соседей, экономическую блокаду, изоляцию и требование приостановить все виды деятельности по ядерным вооружениям и вернуться за стол переговоров по северокорейской ядерной программе.И…соглашается, но уже как равноправный член. Потому что легче всего отказаться от того, что у тебя нет.
Слишком много аргументов в пользу того, что «бомба для Ким Чен Ира» это блеф. Широко разрекламированные испытания состоялись тогда, когда над территорией КНДР не было ни одного спутника шпиона , хотя шоу требует зрителей. Взрыв мощностью или 500, или 800 т. тротилового эквивалента - это сверхмалый заряд, производство которого доступно только сверхдержавам. То есть Корея по технологиям на равных с Россией и США.
Отсутствие радиационного фона - еще один аргумент в пользу сомнений. Кроме того, комментарии сейсмологов определивших толчок в 4,6 балла на шкале Рихтера не дают однозначного ответа, а был ли это ядерный взрыв.
Есть большая вероятность того, что КНДР использовала трюк двухгодичной давности. Тогда в ночь с 8 на 9 сентября 2004 года рядом сейсмологических станций был зафиксирован сильнейший взрыв, происшедший на территории Северной Кореи, в провинции Янгаро. По данным южнокорейских СМИ, мощность взрыва составила 1000 тонн в тротиловом эквиваленте. Стоит отметить, что власти КНДР объяснили причину взрыва проведением работ при строительстве гидроэлектростанции.
Тогда глава МАГАТЭ Муххамед аль-Барадеи не исключил возможность того, что взрыв стал следствием испытаний ядерного оружия: «Мы не можем на 100% исключить эту возможность. Нас там не было».
В этот раз МАГАТЭ в Корее тоже не было. Если взять техническую оснащенность КНДР, то подготовка к испытаниям – процесс длительный, требующий использования тысяч рабочих, которых спутники не засекли. А то, что в районе перед испытаниями обнаружено интенсивное автомобильное движение и наличие катушек с кабелями, как раз говорит об обратном. Видимо, возили взрывчатку.
В подтверждении можно процитировать представителя северокорейского правительства: «КНДР готова свернуть свою ядерную программу и вернуться к трехсторонним переговорам». Создать бомбу и тут же отказаться от нее. Странная логика. Почему же тогда весь мир поверил в этот ядерный взрыв? Потому что, подтвердив факт наличия у КНДР оружия массового уничтожения, можно разыграть свою карту. США может усилить свои позиции в этом регионе как гаранта безопасности.
Реализовать проект Пентагона по модификации ядерных ракет в обыкновенные межконтинентальные, которые впоследствии могут быть на законных основаниях применены против Северной Кореи и Ирана. Япония получила еще один аргумент в пользу развертывания противоракетной обороны и создания совместно с США новой антиракеты, которая обойдется налогоплательщикам в 3 млрд. долларов.
Южная Корея будет наращивать свои Вооруженные силы и сможет вновь поднять вопрос о собственном ядерном щите. Тем более, что бывший наставник Ким Чен Ира 81 – летний Хван Ян Оп не раз заявлял: «У северокорейского вождя есть навязчивая идея – он мечтает стать «верховным правителем» объединенной Кореи. НО при этом страна должна быть коммунистической». Китаю такое развитие событий на руку, потому что идея объединения двух Корей будет похоронена и союза развитой экономики и мощной армии не произойдет. Россия получит дугу нестабильности по всему Дальнему Востоку. Корейцы всегда вели и ведут тонкую игру, на грани фола.
Владимир Анохин, Правда.Ру
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.