Сегодня в Турции проходит референдум по внесению изменений в конституцию страны. Со стороны может показаться, что все подданные Эрдогана выступают за него. Митинги, которые проводятся в поддержку идеи президента, иногда напоминают религиозные собрания. Но оказывается, внутри страны все клокочет.
На самом деле 50% турок считают президента страны деспотом и выступают против Эрдогана. Сопротивление растет даже в среде его сторонников. Многие уверены, что сегодня большинство жителей страны на референдуме скажут "нет". Об этом в своем материале для немецкого издания Der Spigel пишет обозреватель Максимилиан Попп.
Экс-президент Турции Абдулла Гюль после того, как в президентском кресле его сменил Эрдоган, вообще отошел от политики. Но за несколько дней до конституционного референдума 16 апреля, надежды консервативной оппозиции в Турции снова сосредоточились на нем.
Некоторые из приближенных к правительству СМИ называли его "предателем" за то, что 1 апреля он демонстративно держался в стороне от митинга правящей партии ПСР в своем родном городе Кайсери. По мнению немецкого журналиста, это его "молчание" ясно показывает, насколько противоречивым является предполагаемое изменение конституции в Турции.
Между тем Реджеп Эрдоган действительно связывает свое будущее с результатами этого референдума, которые, в случае одобрения народом поправок к конституции, дадут ему такие полномочия, которыми не обладал даже Мустафа Кемаль Ататюрк.
Турецкий президент по собственному желанию сможет не только назначать министров, а также 12 из 15 конституционных судей, но и распустить парламент. Армия отодвигается на самый последний план. Пост премьер-министра будет устранен. Эрдоган заявил, что реформа необходима для того, чтобы обеспечить стабильность и процветание.
Перед голосованием Эрдоган прибегнул к помощи всего государственного аппарата, полиции, юстиции, администрации. Тем не менее, исход голосования остается открытым. Опросы общественного мнения существенно отличаются. Некоторые социологи считают, что лагерь противников перехода на 5 процентных пунктов впереди.
У правящей партии сегодня не хватает аргументов, чтобы убедить людей в необходимости изменения конституции, считает турецкий социолог Кемаль Озкираз.
Когда-то Эрдоган представлялся реформатором. В начале своего пребывания на посту премьера в 2003 году, за ним был большой альянс из кадров исламистского движения "Милли Горюс", умеренных мусульман, либеральных противников турецкого военного режима.
Однако Эрдоган нацелен на самодержавие и ради своей цели он жертвовал союзниками. ПСР, некогда гордая народная партия, выродилась в субсидиарного агента президента. Для независимых умеренных сил в ней больше нет места.
От Эрдогана отвернулись многие, не только экс-президент Гюль. Дистанцируется от него и бывший премьер Ахмет Давутоглу, и его заместитель Бюлент Арынч. Меньше половины осталось от 50 основателей ПНР, а программа самой партии определяется самыми радикальными силами, такими, как мэр Анкары Мелих Гекчек, который постоянно нападает на активистов оппозиции и журналистов в своем Twitter. Ему принадлежит высказывание о том, что в Турции иностранные державы вызывают искусственные землетрясения.
Как и Эрдоган, мэр Анкары уверен в том, что Турцию окружают враги, а Европа в любой момент может бросить правительство Турции в беде. Анкара много лет старалась стать членом ЕС, но Брюссель все время отвергает страну. "Вы оскорбляете Эрдогана, называя его диктатором, хотя турецкое правительство подчиняется воле народа", — заявил Гекчек в интервью немецкому изданию.
Такое же мнение в своих выступлениях придерживается и сам Эрдоган, ругая европейцев, называя их "фашистами". Его лозунги против Европы должны мобилизовать националистических избирателей.
По мнению наблюдателей, если сегодня турки проголосуют против внесения изменений в конституцию, Эрдоган может просто объявить новые выборы, чтобы таким образом обеспечить себе две трети в парламенте — требуемое большинство для изменения конституции. Но существует, видимо, и другой сценарий: критики Эрдогана выступят открыто против него. Вот тогда-то из тени и выйдет бывший президент Гюль.
По последним данным, поступившим из Турции, сторонники перехода с парламентской на президентскую систему правления лидируют на референдуме в Турции, набирая 55%. Об этом свидетельствуют предварительные данные высшего избирательного совета после обработки 69% бюллетеней.
Напомним, Турция успела выступить и с критикой России в вопросе Сирии. По словам Эрдогана, он очень надеялся на то, что Россия присоединится к США и прекратит защищать Асада.
Позицию Турции "Правде.Ру" прокомментировал Айдын Мехиев, политический обозреватель, член-корреспондент Парижского центра дипломатических и стратегических исследований, тюрколог:
— Позиция Турции не менялась, с самого начала конфликта в Сирии Эрдоган все время говорил: этот режим незаконный, и Башара Асада нужно сменить.
Понятно, что тут поиск компромисса будет сложен, потому что Москва явно не откажется от Асада, она не для этого начинала операцию в Сирии. Визит Тиллерсона в Москву должен прояснить все за и против. The Sunday Times сегодня дало утечку, что Тиллерсон поставит вопрос ребром: Москва должна отказаться от Асада. Ясно, что при этом требовании не будет никаких решений, тут Асада загоняют в угол и не дают возможности сохранить лицо.
Турция предлагает такой вариант, и это сейчас широко освещается в местной прессе. По мнению Эрдогана, он мог бы стать основой компромисса: создание в Сирии временного правительства национального согласия — до новых президентских выборов. Но проблема в том, что Вашингтон и Анкара продолжат требовать отставку Асада, а создать такое правительство без него — Россия на это не пойдет.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.