Недоволен остался президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган действиями стран ЕС и блока НАТО. Напомним, что причиной обвинений Анкары в "грязной игре" стали манёвры в Восточном Средиземноморье.
Краткий синопсис: ранее Турция активно начала "исследования" в районе Восточного Средиземноморья, причём на территории, которая считается греческой.
"[Пусть] страны НАТО не вмешиваться в события в Восточном Средиземноморье. Анкара получит всё, что ей причитается, а попытки её остановить будут ошибочными", — приводят слова президента Турции СМИ.
Спорные территории настолько важны для Турции? Или это просто очередная провокация? Рассказывает руководитель Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Юрий Квашнин. Только на сайте "Правда. Ру".
Эксперт отмечает: в ситуации есть несколько моментов.
Первый — чисто юридический. Эрдоган говорит странам НАТО, чтобы они не лезли в конфликт с Грецией — и чисто юридически он прав.
НАТО не обеспечивает безопасность странам-членам НАТО на случай конфликта с другими странами, входящими в НАТО. НАТО обеспечивает безопасность исключительно в случае конфликта с третьими странами, то есть с теми странами, которые находятся вне этого блока.
"Проблема, по сути, и юридически, и практически "вне НАТО". Она региональная, это вопрос отношений Турции с соседними государствами.
В этом плане Эрдоган действительно в своём праве, когда говорит такие вещи", — рассказывает Квашнин.
Второй момент: конфликт между Турцией и Грецией очень старый, он тянется уже не одно десятилетие, даже не одно столетие. При этом конфликт очень быстро экстернализируется, то есть в него втягиваются достаточно много внешних игроков.
"Понятно, что Греция намного слабее Турции. У неё нет такой военной мощи, у неё население в восемь раз меньше турецкого, у неё очень сильное отставание по сухопутной военной технике.
Чуть лучше обстоят дела в плане военно-морского флота и авиации, но всё равно этого недостаточно для того, чтобы выйти на какое-то подобие паритета. Об этом можно забыть.
Поэтому Греция идёт по пути выстраивание различных стратегических альянсов антитурецкой направленности, развивает активно связи с Израилем, с Египтом, с другими государствами совместно, естественно, с главным греческим союзником — с Республикой Кипр, то есть греческой частью острова", — отмечает Квашнин.
Позиции стран Европы, продолжает эксперт, очень разнятся. Так, Франция поддерживает Грецию, в том числе потому, что у неё сложные отношения с Турцией.
У Германии, как водится, "свой путь": немцы хотят урегулировать вопрос, не отдавая предпочтений ни Турции, ни Греции, ни Кипру. Ситуация такова потому, что в Германии очень большая турецкая диаспора.
Так же многое зависит от позиции США, поскольку Штаты были очень важным игроком в Восточном Средиземноморье в период администрации Трампа. Но в последнее время Штаты присутствие в Восточном Средиземноморье сокращают
"Кстати, во многом уход Штатов из Восточного Средиземноморья привел к обострению старых конфликтных противоречий.
А сейчас, конечно, позиция будет меняться. Как именно — предсказать достаточно сложно. Надо подробно изучать программу и расстановку сил будущей администрации Джо Байдена", — комментирует Квашнин.
Только для сайта "Правда. Ру".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.