Затонувшая в конце августа подлодка К-159 опаснее для мира, чем "Курск", утонувший три года назад, пишет авторитетный журнал Time.
Опасения экспертов издания вызывают слова пожелавшего остаться неизвестным российского чиновника, мнение которого приводит журнал — "К-159, в отличие от того же "Курска", — старая и ржавая субмарина, шедшая на утилизацию, и предсказать, как поведет себя корпус и реактор подлодки на глубине 240 метров под водой — невозможно". Реактор, конечно, был остановлен полтора десятка лет назад, но представляющее угрозу радиоактивное топливо никто не выгружал, указывает издание. Опасения вызывает и то, что К-159 затонула в Баренцевом море, в водах между Россией и Норвегией, в районе, где проходят многочисленные маршруты коммерческих и рыболовных судов.
Несмотря на заявления представителей российских властей о том, что лодка непременно будет поднята, как только погодные условия станут приемлемыми, Time выражает сомнения в выполнимости данных обещаний. Еженедельник при этом указывает на значительные проблемы с финансированием, в том числе и спасательных операций, которые и годы спустя после катастрофы "Курска" продолжает испытывать российский флот.
В свою очередь, командование ВМФ России заявляло, что угрозы возникновения экологической катастрофы от ядерного реактора затонувшей К-159 нет. По словам руководства, перед началом буксировки на утилизацию, ядерная силовая установка подводной лодки была приведена в безопасное состояние. Боезапаса на подводном крейсере, снятом с вооружения еще в 1989г., не было.
Лодка будет поднята со дна вместе с экипажем не ранее 2004г., при подъеме не будут проводиться какие-либо демонтажные работы, заявляет командование. Вместе с тем отмечалось, что лодку необходимо поднять для полной выгрузки реактора.
Напомним, что атомная подводная лодка Северного флота К-159 затонула 30 августа 2003г. около 04:00 мск в трех милях северо-западнее острова Кильдин в Баренцевом море на глубине 170 метров. На ее борту находились 10 человек из состава экипажа. Одного моряка удалось спасти, из воды также были извлечены тела двух погибших. Главная военная прокуратура предъявила обвинение по статье 352 УК РФ ("Нарушение правил кораблевождения") заместителю командира дивизиона подлодок гарнизона Островной капитану II ранга Сергею Жемчужнову.
Следствие выяснило, что еще за час до катастрофы командир швартовой команды К-159 Сергей Лаппа просил вытащить лодку на мель во избежание ее затопления поступавшей в отсеки забортной водой. Однако, как отмечает издание, подводники получили приказ бороться за живучесть лодки, которая их и утопила.
По некоторым данным, вода в корму субмарины поступала через уплотнители, расположенные на выходе гребного вала из кормы подводной лодки наружу, которые, скорее всего, прохудились и во время буксировки дали течь. Однако экипаж заметил воду не сразу: людей на подлодке было мало, а датчики поступления воды были обесточены (штатное электропитание на К-159 не работало). Подводники сначала обнаружили, что лодка имеет дифферент на корму с помощью механического дифферентометра, а уже потом, проверив девятый отсек, увидели в нем воду.
Сначала моряки попытались задраить переборочную дверь из девятого в восьмой отсек, но межотсечная переборка оказалась негерметичной, и вода стала поступать в восьмой отсек. Затем экипаж попытался создать в восьмом отсеке воздушную подушку, которая за счет повышенного давления внутри отсека не пустила бы воду дальше. Однако запасов воздуха высокого давления для этой операции не хватило. Службы, с которыми связывался экипаж, приказали продолжать борьбу за живучесть корабля и ждать помощи спасателей, которые к тому времени уже получили приказ двигаться в район Кильдина. Подводникам пришлось выполнить приказ.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.