Вопрос: Какой Вы видите полнокровную роль ООН в урегулировании иракской проблемы?
И.С.Иванов: Для того, чтобы успешно решить иракскую проблему, с нашей точки зрения, необходимо, во-первых, доверие иракского народа, во-вторых, активное участие международного сообщества, легитимность тех мер, которые им предпринимаются в интересах Ирака.
С нашей точки зрения, то, что происходит сегодня, включая меры по частичной передаче полномочий иракским представителям, не в полной мере отвечает критериям, о которых я сказал. Если не будет доверия иракского народа, очень трудно рассчитывать на то, что созданные временные органы власти будут рассматриваться иракским народом как легитимные. Поэтому необходимо активное участие ООН.
Мы говорим об этом не абстрактно, а исходя из практики, которую имели, например, в случае с Афганистаном. Мы провели в Бонне международную конференцию по Афганистану под эгидой ООН. Сейчас мы предлагаем провести под эгидой ООН конференцию по Ираку, в которой приняли бы участие представители различных слоев иракского общества и политических кругов, которые вместе с представителями ООН и, скажем, соседних государств, смогли бы выработать совместный план урегулирования, который потом был бы рассмотрен Советом Безопасности ООН. Затем этот план мог бы быть представлен иракскому народу. В этом случае это будет план не одной-двух стран, а международного сообщества, одобренный ООН. Затем, считаем, временный исполнительный орган власти Ирака вместе с представителями ООН мог бы начать конституционный период, подготовку конституции, перепись населения, подготовку других необходимых условий для проведения выборов.
Считаем необходимым присутствие в течение определенного периода международных сил безопасности в Ираке, миссия которых должна быть четко определена Советом Безопасности ООН.
Я обрисовал роли, которые должна и может играть ООН в интересах иракского урегулирования. Противоречит ли это интересам США или Ирака? Уверен, что нет. Мы все заинтересованы в иракском урегулировании, чтобы не было жертв в этой сложнейшей ситуации, в том, чтобы Ирак не превратился в очаг международного терроризма. Здесь мы не соперники, а партнеры. Но для того, чтобы наши шаги были эффективны, мы должны вести диалог. Наиболее предпочтительным местом для такого диалога был бы Совет Безопасности ООН. Считаем, что роль ООН совершенно очевидна, и более того, в этой ситуации незаменима.
Вопрос: Не думаете ли Вы, что членам ООН будет трудно вернуться в Ирак после политики, проводимой США?
И.С.Иванов: Трудно будет, если просто так вернуться сегодня, а если вернуться в контексте тех шагов, о которых я сказал, — после проведения международной конференции, одобрения Советом Безопасности ООН плана урегулирования и мандата международных сил безопасности, то возвращение ООН будет логичным. В этом случае оно будет воспринято иракским народом не как решение одной страны, а как решение ООН. Уверен, что такая операция будет пользоваться доверием со стороны местного населения.
Вопрос: Когда это может произойти?
И.С.Иванов: Мне трудно говорить о сроках, потому что сейчас события развиваются по другому сценарию. Тот план, который предложен нашими американскими партнерами в последние дни, даже не определяет роль ООН. Но уверен, что мы все равно придем к тому, что ООН будет играть лидирующую роль в иракском урегулировании. Чем раньше это произойдет, тем быстрее пойдет процесс урегулирования, тем меньше будет жертв.
Вопрос: Но и американцы не отрицают роль ООН в процессе иракского урегулирования?
И.С.Иванов: Сегодня представитель США фактически имеет по многим вопросам право вето на решения Временного управляющего Совета Ирака. Очевидно, что представитель США в значительной мере определяет решения ВУС. В такой ситуации ООН не может играть ту роль, которая ей предназначена. ООН должна играть самостоятельную и определяющую роль. Когда говорят определяющую роль, это не значит, что ООН должна диктовать условия, а должна выполнять ту миссию, которая ей будет предписана Советом Безопасности ООН. Ключевую роль в решении иракской проблемы должны играть иракские институты, которые будут созданы при содействии ООН и которая не может их подменить. ООН может только оказать им содействие и придать им легитимность. В этом и есть исключительная роль Организации.
Вопрос: Россия будет участвовать в процессе иракского урегулирования?
И.С.Иванов: Мы всегда подчеркивали, что Россия готова участвовать в процессе иракского урегулирования. Если мы сегодня не участвуем, как и многие другие страны, то только потому, что развивающийся в данный момент процесс не отвечает тем принципам, о которых я сказал. Если эти принципы будут учитываться, то, конечно, Россия будет участвовать. Стратегические интересы у нас есть. Мы с тревогой наблюдаем, как Ирак все больше погружается в бесконтрольную ситуацию, как страна все больше превращается в центр сосредоточения различных террористических организаций. И с каждым днем эту проблему решать будет тяжелее. Чем быстрее мы объединим наши усилия, тем быстрее добьемся общей цели.
Вопрос: Иран выполнил требования, выдвинутые США. Но США все равно недовольны. Госсекретарь США К.Пауэлл сегодня заявил, что Иран все-таки намерен производить ядерное оружие. Как Вы смотрите на развитие ситуации?
И.С.Иванов: Прежде всего не знаю ни одной страны в мире, которая бы выступала за то, чтобы Иран обладал ядерным оружием. Мы всевыступали против того, чтобы в Иране появилось ядерное оружие, за то, чтобы ядерные программы в Иране носили исключительно мирный характер. В этом изначально заключалась наша позиция, которой мы придерживались.
МАГАТЭ приняла резолюцию, в которой содержались три положения. Первое, чтобы Иран представил полную информацию о всех предыдущих и нынешних ядерных программах, реализуемых в стране. Второе, чтобы Иран подписал Дополнительный протокол о гарантиях МАГАТЭ. Третье, чтобы Иран остановил процесс обогащения урана.
Россия вместе с другими странами активно работала с иранским руководством, чтобы добиться выполнения всех этих положений. Мы с удовлетворением отмечаем, что Иран дал согласие на то, чтобы их выполнить. Он уже представил МАГАТЭ информацию по предыдущим и нынешним ядерным программам, которая в настоящее время изучается инспекторами МАГАТЭ. Мы будем ждать их оценок. Иран письменно уведомил МАГАТЭ, что присоединяется к Дополнительному протоколу о гарантиях. В Москве представитель иранского руководства заявил, что Иран прекращает процесс обогащения урана. Поэтому считаем, что все условия, которые выдвинула не Россия, не США и не Франция, а МАГАТЭ, выполнены.
Сейчас наша задача заключается в том, чтобы закрепить Иран на этой позиции. Если кого-то что-то не удовлетворяет в позиции Ирана, то важно понять, что именно. Мне кажется, что сейчас не нужно искусственно нагнетать ситуацию, важно добиться того, чтобы Иран выполнял принятые на себя обязательства. Для этого нужен жесткий контроль, который будет осуществляться со стороны МАГАТЭ. Будем руководствоваться теми выводами и анализами, которые сделают представители МАГАТЭ.
Вопрос: Почему же тогда США все-таки выражают недовольство?
И.С.Иванов: Мне трудно сказать. Думаю, что те решения, которые приняло иранское руководство, явились в некоторой мере неожиданностью для Вашингтона. США непросто перестроиться с той линии, которую они проводили в течение последних лет.
Вопрос: Значит, Иран сделал слишком много в этой области?
И.С.Иванов: По крайней мере, для некоторых это стало сюрпризом.
Вопрос: Как Вы смотрите на идею введения санкций против Ирана?
И.С.Иванов: Не вижу сейчас никаких оснований для введения санкций в отношении Ирана. Наоборот, если он будет выполнять все обязательства, взятые перед МАГАТЭ, то мировое сообщество в соответствии с международными соглашениями обязано оказывать Ирану содействие в развитии ядерных программ в мирных целях. Это обязательство международного сообщества. Россия будет продолжать сотрудничество с Ираном, в том числе и в ядерной сфере.
Вопрос: Какие опасения вызывает у Вас ситуация в Грузии?
И.С.Иванов: Нас беспокоит нынешняя ситуации в Грузии, особенно то, что она вышла из-под контроля. Конечно, парламентские выборы заслуживают серьезной критики. Об этом говорят международные наблюдатели, которые находились в Грузии. Вместе с тем, мы призываем Президента Грузии Э.А.Шеварднадзе и все политические силы страны не поддаваться сейчас эмоциям, а совместно принять решение и исправить ошибки, сделанные в ходе выборов и удержать процесс в рамках Конституции.
Это отвечает интересам не только Грузии, но и России. Грузия — наш сосед. У нас непростая ситуация на границе с Грузией. Поэтому, чем стабильнее ситуация в Грузии, тем больше возможностей обеспечить безопасность нашей границы. Исходя из этого Россия заинтересована в том, чтобы Грузия вышла из кризиса конституционным путем. Со своей стороны будем этому содействовать.
Вопрос: Каким образом Россия намерена содействовать?
И.С.Иванов: Не секрет, что ситуация в Грузии настолько накалена, что многие политики опасаются, как бы не произошло столкновения, насилия. Поэтому Президент Аджарии А.Абашидзе, который поддержал Президента Грузии Э.А.Шеварднадзе, посетил соседние государства — Россию, Армению и Азербайджан с тем, чтобы заручиться поддержкой в пользу решения всех проблем конституционным путем.
В Грузии накапливается много проблем, которые могут привести к осложнению ситуации, связанные с организованной преступностью, проникновением террористов. Мы говорили об этом и раньше. К сожалению, к нашему голосу не прислушались. Несмотря на все разногласия, которые у нас существовали с руководством Грузии, мы выступаем за то, чтобы все проблемы решались в рамках правового поля. Для нас, прежде всего, важна стабильность в Грузии.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.