Сейчас Ирак находится на распутье. Правительство, поддерживаемое США и его партнерами по коалиции, вот-вот вернет контроль над городами, захваченными ИГИЛ. Но пока внимание международных сил сосредоточено на военном разгроме ИГ, никто не замечает, что Ирак также поглощен межконфессиональной напряженностью, политической дисфункцией и гуманитарным кризисом.
Будущее Ирака важно не только для иракцев, но и для региона, и для международного сообщества. То, что делают или не делают мировые и региональные игроки, окажет существенное влияние на будущее этого государства.
Вкратце реальность такова: разрозненный альянс против ИГИЛ, включающий в себя иракскую армию, шиитское силы, суннитские племенные подразделения и курдское ополчение, либо будет распущен, либо разойдется самостоятельно.
Иракско-курдские споры о нефтяных и газовых доходах, делении бюджета и суверенитете пока и близко не подходят к концу; кроме того, постоянно вспыхивают внутренние конфликты между властью и обществом. Коррупция, падение цен на нефть, упадок экономики и жуткое опустошение после нескольких периодов войны не только препятствуют восстановлению и стабилизации Ирака, но и подогревают гражданские протесты, в том числе среди молодежи.
Согласно одной из оценок, Ираку потребуется около 60 миллиардов долларов для восстановления районов, освобожденных от боевиков. Но из-за массовой коррупции, структурного экономического кризиса и сокращения нефтяных доходов правительство Ирака не может себе этого позволить без значительной международной помощи.
Каждый раз правительство Ирака слышит от международной коалиции одно и то же: забудьте про реформы, сначала добейте ИГИЛ. Исключительное внимание только к победе над терроризмом в долгосрочной перспективе является контрпродуктивным. Проще говоря, от долгого реформирования страны с исламистами легче бороться не станет. Иран, один из сильнейших игроков в регионе, поддерживает ополчение и некоторые курдские партии. Турция ведет борьбу с Рабочей партией Курдистана и поддерживает Демократическую партию Масуда Барзани.
Ситуацию можно вкратце объяснить так: плана нет, потому что планов слишком много. Неспособность признавать общие интересы превращает разгром ИГИЛ в пиррову победу с катастрофическими последствиями для Ирака и мира.
Огромные усилия и средства, приложенные к созданию двух коалиций, не должны пропасть после того, как экстремисты будет изгнаны из Ирака. Как уже было сказано, у местного правительства попросту нет ни копейки на восстановление своей страны, поэтому глобальная коалиция является единственным логичным вариантом. Помимо финансовой поддержки иракцам крайне необходимо политическое участие международного сообщества для давления на местных лидеров в вопросах борьбы с коррупцией на самых высоких уровнях, достижения взаимных компромиссов и осуществления настоящих политических и экономических реформ. Донорская поддержка должна быть обусловлена стремлением правительства к добросовестному управлению, соблюдению демократических принципов, прав человека и готовностью решать религиозные, политические и территориальные споры.
Два основных урока, извлеченных из предыдущих планов помощи Ираку, — это необходимость взвешенной региональной политики и борьба с коррупцией на местах. Ключом к этому является диалог. Необходимо выслушать мнения иракцев, регионального правительства Курдистана, Турции, Ирана, Совета сотрудничества стран Персидского залива и ООН. Кроме того, иракское государство должно завоевать доверие и поддержку широких слоев местного населения, чтобы уничтожить постоянно возрождающийся вооруженный экстремизм.
Неспособность превратить "коалицию против ИГИЛ" в "коалицию по восстановлению Ирака" означает, что историческая возможность побороть сами причины возникновения терроризма и множества региональных конфликтов может будет упущена.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.