Василий ОЛЕЙНИК – о том, почему Трамп выбрал войну

В результате удара, нанесенного США по сирийской правительственной авиабазе Шайрат, погибли девять мирных жителей. Среди погибших — четверо детей. По аэродрому Шайрат в провинции Хомс в ночь на пятницу выпустили порядка 59 ракет.

Резко осудил действия США, пожалуй, только Иран. По мнению иранского МИДа, удары по сирийским военным укрепят "позиции террористов и еще больше усложнят ситуацию в Сирии"

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к эксперту инвестиционного холдинга "Финам" Василию Олейнику.

— В американской бомбардировке Сирии вы видите экономическую подоплеку? Трампа "приперли к стенке"? Его спасут только нестабильность и военные конфликты? Это поднимет экономику США?

— Мне очень понравилось мнение господина Рубини; есть такой известный "армагеддонщик"-экономист, преподаватель в американском университете. Он сказал интересную вещь в интервью о том, что, похоже, у Трампа прогрессируют проблемы и конфликты в экономике, которые он разрешить сейчас не может. Чтобы не упасть в грязь лицом, чтобы отвлечь внимание своих жителей от грядущих проблем, с которыми быстро не справиться, надо внимание перенаправить на другие внешние факторы. Вот и всё. То есть жителей отвлекают внешними проблемами и факторами. Вот такой путь, по его словам, выбрала администрация Трампа.

Но и здесь есть долгосрочный проект, на мой взгляд. Если взглянуть глубже в экономические процессы, то они таковы. Я еще в "Фейсбуке" писал, о том, что федрезерв решил избавляться от своих активов на балансе. Соответственно, продавать их некому. Для того, чтобы продавать, надо обеспечить активы. Американский treasuries является — якобы — пока в мире (условно — в последние пятьдесят лет) самым надежным активом, и активом-убежищем. И, когда в мире становится все плохо, единственное, где можно "парковать" деньги, большие суммы всем странам и банкам — это американский treasuries (трежерис). Америка может сейчас выживать и функционировать в стандарте двух условий: либо в мире все плохо, либо печатный станок. Обслуживать свой долг по-другому никак нельзя просто физически, потому что госдолг в девятнадцать триллионов (он сейчас уже превысил девятнадцать триллионов), нужно постоянно рефинансировать, постоянно размещать облигации, занимать. Как вы будете занимать, кто их будет покупать, если будет в мире все спокойно?

— Трамп выбрал войну?

Поскольку печатный станок сейчас запустить нельзя, потому что инфляция в Америке скакнула (ФРС повышают ставку), то остается другой вариант: в мире нужна нестабильность. Другого варианта нет. Но тут работа на перспективу — где-то от года, потому что эта программа будет запускаться частично летом, соинвестирование отменят, а избавляться от своего баланса ФРС начнет с начала следующего года. ФРС начнет сбрасывать активы. Ничего хорошего в мире точно быть не должно и не может быть, потому что иначе не будет спроса на эти активы, вот и все.

А текущая обстановка — мне очень понравилось, как Рубини сказал, — действительно, очень похожа на отвлекающие маневры. Трамп медицинскую реформу пропихнуть не смог, демократы, понятно, его не поддержали, даже у республиканцев большинство не удалось набрать: часть их стала в позу. Соответственно, без медицинской реформы Трамп не сможет пропихнуть и налоговую реформу, а это уже другая история, потому что разочарование и на фондовых рынках будет, а также среди инвесторов. Разочарование будет в плане его личности, ведь его обещания не воплотятся в жизнь.

В принципе, все прекрасно понимают, что обещания любого президента, они и остаются обещаниями. Трамп пытается хоть что-то сделать, показать какую-то силу, чтобы не ударить в грязь лицом. Плюс — у него впереди то, что конгресс уходит на две недели в отпуск, а 28 числа у казначейства США кончатся деньги. И зарплаты госслужащим платить будет нечем. Поэтому с 21-го по 28-е — у него одна неделя будет, чтобы поднять планку госдолга. Нужно еще и бюджет согласовать. А в бюджете еще огромные расходы на оборонку, которые надо пропихнуть. Соответственно, думайте, для чего все это сейчас на показуху выставляется. Он готов на все, чтобы обосновать огромные расходы на оборонку. Внутри страны он понимает, что сделать ничего особо не может, ему палки в колеса ставят: давай, займемся внешней политикой и так далее. Плюс — кто такой Трамп? Там в Америке президент — это кукла, он ничего не решает. Решает конгресс, решают сенаторы, решают все остальные. Но, по сути, в одиночку он ничего сделать не может.

— Вы считаете, что это отвлекающий маневр, а какая реакция сейчас будет у Китая? С экономической точки зрения, да и с политической тоже, китайской финансовой элите понравится все то, что сейчас проделывается Трампом?

— На сегодняшний день практически все таблоиды и все страны, если посмотреть, поддержали действия Вашингтона. Почти все сделали заявления в поддержку, кроме Ирана. Вот Иран — единственная страна, которая, по большому счету, ввязалась поддержать Россию. Поэтому сейчас вышло, что Китай открыто противоположную позицию не высказал. Это, во-первых.

А во-вторых, сейчас проходят переговоры Си Цзиньпина и Трампа, вчера и сегодня, и, на самом деле, авиаудар, который совершался, он совершался в тот момент, когда Трамп был вместе с Си. И, соответственно, может быть, это было сделано для того, чтобы показать свои намерения, жесткую политику. То, что все вот так прямо совпало внезапно, для чего и почему нужно было показать такую силу и агрессию, это тоже, как многие политологи говорят, весьма неслучайно. Мы буквально через несколько дней — может быть, через неделю — все это узнаем. Но не просто так, когда глава КНР приезжает, и в момент переговоров Трамп наносит удар; ну как-то все уже очень странно.

— Символично…

— С одной стороны — да. С Китаем тоже отношения будут очень непростые, потому что и господин Тиллерсон, который пришел в команду Трампа, он категорически негативно относится и к Китаю и к России, поэтому политическая агрессия и к нам и к Китаю будет накаляться. И возможно, как раз это такой шаг показательный был, для китайцев в том числе. Пока переговоры еще не закончились, тяжело делать выводы, все ждут решений и намеков, до чего они договорились; это большая интрига. Потому что совсем недавно Трамп объявлял, что он готов с Китаем ввязаться в торговую войну, заградительными пошлинами закрыть дорогу китайскому товару, китайскому экспорту.

— Почему вы так уверены, что сейчас и новых санкций в отношении России в скором времени стоит ждать? Все предвыборные лозунги Трампа свидетельствовали о диаметрально противоположной его позиции по этому вопросу.

— Так их и так стоило ожидать; кто сказал, что будет какое-то послабление. Изначально, когда Трамп пришел, в первый месяц, республиканцам он сказал, что "я отменю санкции против России". Ему сразу показали, кто в доме хозяин, и дали понять — буквально со следующей недели — что к чему.

С первых дней правления нового президента республиканцы начали делать новый законопроект по поводу санкций в отношении России, который Трамп не имел бы права отменить своим указом. И этот законопроект уже подготовлен, он должен был на рассмотрение давным-давно выйти. Я пропустил момент, чем это закончилось, но законопроект подготовлен.

Ясно как день: не будет никаких послаблений; наоборот, будут новые санкции. Он прижат к стенке, выходит так. Хотел свой порядок построить. Фиг вам. Он пришел, и ему говорят: дружище, давай играть, тут свои правила и ставки, и давай-ка ты наперекор нам не иди, потому что у тебя поддержки тогда вообще никакой не будет. Поэтому, порыпавшись в конгрессе и в сенате со своими первыми "реформами", он понял: либо я буду плясать под их дудку, и мы будем делать все вместе, либо мне вообще палки в колеса будут ставить, мой рейтинг упадет, и все кончится импичментом. Вот так просто.

 Читайте последние новости "Правда.Ру" на сегодня

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить