Геологическая служба США сообщила о том, что в Техасе открыто крупнейшее за всю историю США месторождение нефти и газа. Недруги России сразу заговорили о том, что это повредит нашей стране, однако эксперты уверены, что как-то повлиять на экономику РФ техасское черное золото не сможет.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета Игорь Юшков рассказал Правде.Ру, почему американцы ввели всех в заблуждение с крупным месторождения нефти и газа в Техасе.
— Какие последствия этот открытие влечет для России и всего мира?
— История, действительно, шокирующая. Только подумать — в США, в Техасе, где все изрыто, перерыто, пробурено, потому что именно здесь, по сути, началась промышленная масштабная добыча нефти, обнаруживается чуть ли не крупнейшее месторождение! Но потом картина начала проясняться. Насколько я понимаю, это просто перевод статуса. До этого был просто набор неких разрозненных запасов в одном геологическом бассейне. После переоценки их объединили и с помпой объявили новым месторождением. Это во-первых.
Во-вторых, это все-таки сланцевое месторождение. Напомню, что добыча сланцевой нефти обходится намного дороже и технически сложнее, чем традиционной. То есть сравнивать его, например, с месторождениями Саудовской Аравии некорректно. Явно, что при цене 45-50 долларов за баррель немного кто возьмется за его активную разработку. У сланца своя специфика — если удастся извлечь хотя бы 10-20% разведанных запасов, будет хорошо.
— Иными словами, это больше пропагандистское заявление?
— Да, во многом это рекламная акция, потому что американцам очень важно, чтобы эта история со сланцами не заканчивалась, а это предусматривает вброс оптимистичных новостей, преувеличение объемов запасов — тогда акции и облигации твоей компании будут пользоваться спросом и она будет процветать, даже если на самом деле убыточна. Такая бизнес-стратегия весьма характерна для США.
Как мы убедились, геологические службы часто ошибаются. Например, в свое время они заявили, что Польша обладает гигантскими запасами сланцевого газа, американские компании ринулись добывать его в Польшу, но сколько ни бурили, ничего не нашли. Я не удивлюсь, что подобная история повторится и с сегодняшним техасским открытием. У американцев своя логика: им надо, чтобы на рынке сохранялся профицит газа, поскольку при профиците он стоит дешевле — а это, как известно, дешевое электричество, а дешевое электричество — конкурентное преимущество для американской экономики. Возвращаются производства, города-призраки растворяются, появляются рабочие места, и все любят власть, которая добивается такого положения вещей. С этой точки зрения политикам тоже очень важно поддерживать оптимистичные настроения вокруг этих сланцевых проектов.
— Активисты писали, что "снятие Америкой запрета на экспорт своей нефти уничтожит Россию". Запрет был снят в декабре 2015 года — в результате, рынок нефти чуть "покачало", но цена на "черное золото" быстро стабилизировалась. Что главным образом определяет перспективы американской нефтедобычи — мировая цена на нефть или запрет на экспорт?
— Думаю, что снятие запрета на экспорт в реальности ни на что не влияет. Американцы как были второй в мире после Китая страной-импортером нефти, так и остаются. Разрешение экспорта повлияло лишь на то, что стоимость западнотехасской нефти WTI сблизилась со стоимостью европейской марки Brent и на то, что, начав экспортировать свою нефть, американцы равно настолько же увеличили объемы импорта.
Американская нефть в основном легкая, качественная, они ее продают по хорошей цене, а закупают высоковязкую, сернистую, которая ниже качеством, но их высокотехнологичные заводы позволяют перерабатывать эту низкокачественную нефть. На этом Америка зарабатывает, поэтому падение цен на нефть ей, в общем, невыгодно.
Думаю, что в самих США нет единства по вопросу цен на нефть и основной фактор, влияющий на цену, — это ставка рефинансирования Федеральной резервной системы. Показательный момент, что они уже два года обещают ее постоянно повышать — а вслед за ее повышением дорожают кредиты, трейдерам на рынке становится не по карману покупать фьючерсы на нефть — и те дешевеют при отсутствии спроса. Поэтому если ФРС и дальше будет повышать ставку, то цена на нефть тоже упадет, подорожают электричество, бензин и сланцевые проекты, грубо говоря, накроются. Поэтому ФРС медлит с повышением ставок уже два года.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.