Сегодня внешняя политика США должна основываться не столько на воспоминаниях о таких минувших событиях, как холодная война между США и Советским Союзом, сколько на существующих реальных факторах, таких как исламский терроризм и жесточайший миграционный кризис.
Как отмечает в своей статье обозреватель издания The American Conservative Марк Кертис, на такие мысли наводят очередные заявления администрации Обамы и задуманные ею политические шаги.
К первым относятся утверждения, высказывавшиеся министром обороны США Эштоном Картером в ряде случаев в феврале 2016 года о том, что Россия из-за своих "агрессивных действий" является главнейшей угрозой безопасности США, и что планы США противодействовать этому являются сигналом, направленным на сдерживание России от любой "дальнейшей агрессии".
Первого февраля 2016 года администрация Обамы объявила о существенном изменении политики, согласно которому в бюджете на 2017 финансовый год в своей заявке она значительно увеличит суммы, предназначенные на военные расходы в Центральной и Восточной Европе - с 789 миллионов долларов до 3,4 миллиарда долларов. В результате США разместят на этих территориях военную технику, и в регионе на ротационной основе будет дислоцирована готовая к бою бронетанковая бригада. Это будет означать расширение военного присутствия сил США на территории стран-союзниц по НАТО, готовых ответить на "агрессию России".
Эта политика США идет в ногу с декларацией, принятой 5 сентября 2014 года на саммите НАТО в Уэльсе, в которой была выражена озабоченность в связи с "агрессивными действиями России на Украине, которые в корне изменили наше представление о Европе, как о единой, свободной и мирной".
Придерживаясь уже привычной для Запада мысли, что "Россия агрессивна и непредсказуема", упоминув о присоединении Крыма к России и сопротивлении Донбасса киевскому режиму, в чем, конечно, опять винят Россию, Кертис отмечает, что на самом деле никакой угрозы от Москвы не исходит для западных стран, не говоря уже о США. Таким же образом патрулирование российских подводных лодок или военные маневры у западных границ России не свидетельствуют о возможном начале третьей мировой войны, пишет он.
Для американской политики имеют значение три фактора. Первый состоит в том, что, несмотря на политические разногласия между Россией и США по Сирии и по другим вопросам, вероятность того, что между странами возникнет прямая военная конфронтация, исключена. Столь же невероятен и конфликт со странами НАТО.
Второй фактор, о котором обычно забывают или на который не обращают внимания - это Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Организацией Североатлантического договора и Российской Федерацией от 27 мая 1997 года, подписанный президентом России Борисом Ельциным, президентом США Биллом Клинтоном и лидерами 15 других стран НАТО.
Согласно этому документу, две стороны не считают себя противниками и намерены наполнить конкретным содержанием общее обязательство по созданию стабильной, мирной и неделимой Европы. Стороны согласились не размещать многочисленные контингенты войск вдоль границ России со странами НАТО.
Третьим фактором является то, что многие страны НАТО вряд ли будут участвовать или же вообще не способны участвовать в каких-либо серьезных операциях. В качестве условия предполагается, что страны НАТО будут отчислять на оборонные нужды 2% от своих ВВП, но в 2015 году это сделали только пять стран (США, выделившие 3,6%, Великобритания, Польша, Греция и Эстония).
Теперь уже совершенно ясно, что президент Владимир Путин не только является умелым политиком. Его главная цель состоит в том, чтобы сделать Россию крупным игроком на политической сцене на Ближнем Востоке, а также на международной политической арене в целом. Москва хочет сидеть за одним столом с Вашингтоном на равных - и по возможности один на один.
Путину удалось довести до сведения мировой общественности как минимум две вещи. Одна из них, актуальная на сегодняшний день - это необходимость признать, что действия России в Крыму и в других регионах Украины необратимы и отмене не подлежат.
Второе, что должен учесть Запад - это то, что такие важные вопросы, как уничтожение ИГИЛ, урегулирование гражданской войны в Сирии, будущее сирийского президента Башара Асада, регулирование невиданных многомиллионных миграционных потоков с Ближнего Востока или улаживание отношений с Турцией, которая 24 ноября 2015 года сбила российский военный самолет, не могут решаться без участия России.
Проблемой для политики США и гармоничных отношений является то, как правильно реагировать на растущую роль России. Россия во многих отношениях играла и положительную роль. Она участвовала в договорах о контроле над вооружениями и договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1); взаимодействовала с США в ликвидации запасов химического оружия Асада; взаимодействовала с США против Талибана в Афганистане, планировала или вела речь об авиаударах по позициям ИГИЛ, а также на встрече Международной группы поддержки Сирии, проходившей в Мюнхене 11-12 февраля 2016 года.
Кертис напоминает, что при всем желании ограничить влияние России на Ближнем Востоке было бы слишком утверждать или считать, что она непременно является врагом. У США должны быть другие приоритеты. Администрация Обамы должна признать Россию как принципиально важного игрока в решении по-настоящему первоочередных задач: разгром и уничтожение ИГИЛ, борьба с исламским терроризмом, политическое урегулирование и стабилизация обстановки в Сирии независимо от разногласий в отношении судьбы Асада, а также практическое и надежное решение ошеломительного миграционного кризиса, разразившийся в Европе.
Американские и западные лидеры, формируя свою политику в отношении России, должны учитывать исторический опыт. Никто не одобрит современный вариант Крымской войны 1853-1856 годов, в которой Россию выставили в качестве противника Великобритании, Франции и Османской империи.
Прежде всего, следует помнить события, приведшие к началу Первой мировой войны, и они не должны повториться. США и Россия не должны пребывать в сомнамбулическом состоянии и действовать бездумно подобно европейским странам накануне войны 1914 года, пишет в заключении обозреватель.
Напомним, как сообщала Правда.Ру, сегодня американцы стали лучше относиться к России после всплеска негативного отношения, пришедшегося на 2015 год.
По данным опроса Gallup, по сравнению с 2015 годом число респондентов, положительно относящихся к этой стране, увеличилось с 24% до 30%. Большинство американцев по-прежнему оценивают Россию отрицательно, и количество положительных оценок все еще наполовину меньше, чем десять лет назад.
Лучше всего относится к России американская молодежь, как показали результаты опроса.
Согласно исследования, наилучшее отношение к России выразили респонденты в возрасте от 18 до 34 лет, и положительная оценка в их возрастной группе составила 43%. Это значительно больше, чем среди респондентов в возрасте от 35 до 54 лет, и вдвое выше, чем в возрастной группе от 55 лет и старше.
В военной мощи России американцы видят основную угрозу гораздо реже по сравнению с другими угрозами, которые беспокоят американцев больше всего - в том числе международным терроризмом и кибертерроризмом. Так что причин для небольшого роста позитивного отношения в принципе достаточно.
Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.