Свидетельства офицера, предотвратившего начало ядерной войны во время Карибского кризиса, рассекречены в США.
Информацию раскрыл в интервью изданию Bulletin of the Atomic Scientists один из участников событий 28 октября 1961 года, американский пилот Джон Бордн, получивший разрешение на это со стороны военного командования США.
Предотвратить катастрофу удалось лишь благодаря действиям капитана Уильяма Бассетта, который получил на военной базе в Окинаве приказ о запуске 32 крылатых ракет Mace B, оснащенных бомбами Mark 28. Мощность взрыва каждой — 1,1 мегатонны в тротиловом эквиваленте, что в 70 раз мощнее бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки. Ракеты могли преодолевать расстояние 1,4 тыс. миль (около 2,3 тыс. км). На таком удалении и меньше от Окинавы находятся Ханой, Пекин, Пхеньян и Владивосток.
Произвести запуск должны были 8 боевых расчетов: каждый офицер запуска отвечал за 4 ракеты, в каждую команду входило 7 человек. Одним из таких расчетов командовал капитан Уильям Бассетт. Его насторожили две детали: во-первых, часть полученных целей находилась за пределами СССР, а во-вторых, военное командование не отдало перед этим приказ о переведении уровня боевой готовности с уровня DEFCON 2 (на грани ядерной войны) до DEFCON 1 — максимальная готовность, хотя для этого Пентагону потребовалось бы всего несколько минут.
Несмотря на то, что коды, находившиеся в присланной шифровке, совпали с кодами, хранившемся в секретном конверте, хранившемся у капитана, и это означало, что поступивший приказ является не учебным, а боевым, капитан Бассет принял решение проверить точность приказа. По радиосвязи Бассет предложил другим командирам уточнить приказ в центре управления. Позвонив туда, Бассет соврал, что вторая часть шифра нечеткая.
Чтобы предотвратить нанесения ядерных ударов соседним расчетом, все цели которого были на территории СССР, Бассет послал на соседний участок вооруженных бойцов, приказав им застрелить тех, кто попытается произвести запуск ракет до официального повышения уровня боеготовности до DEFCON 1. Затем он позвонил в командный пункт, неизвестно, как проходил его разговор с вышестоящим командованием, но по свидетельству Бордна, капитан требовал либо отменить приказ, либо официально повысить уровень боевой готовности.
В конечном итоге приказ о запуске ракет был отменен. Впоследствии эта история была строго засекречена.
Отметим, что и с советской стороны зафиксирован аналогичный инцидент — подполковник Станислав Петров, сам же составивший инструкцию о действиях в случае ядерной атаки США, получив информацию о выходе американских ракет на старт, принял решение перепроверить эти данные, вместо того, чтобы немедленно доложить о ядерной атаке высшему руководству страны для нанесения ответного удара по Америке.
На размышления у Петрова было лишь несколько минут, а на кону была судьба обеих мировых держав. Он принял решение сообщить начальству о ложной тревоге, и оказался прав — выяснилось, что анализирующий разведданные компьютер дал сбой.
Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня
Читайте статью на английской версии Pravda.Ru
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.