Алексей Маслов: В ближайшее время речь может пойти о широком военно-политическом союзе с Китаем - сотрудничество России и Китая, новости Китая, новости Азии - Правда РУ

Алексей Маслов: У Китая хитрая тактика

Профессор востоковедения Алексей Маслов поговорил с Pravda.Ru о сближении Китая и России в контексте отдаления последней от Запада.

— Политические события последних месяцев ускорили сближение России и Китая.

В каких сегментах экономики нам наиболее выгодно сотрудничество с Китаем? И чем Китаю выгодно поддерживать Россию?

— Китаю выгодно поддерживать стабильную экономическую ситуацию в России, поскольку Россия является для Китая важнейшим поставщиком энергоресурсов и углеводорода в целом. Поэтому для Китая важнейшей частью сотрудничества является, с одной стороны, расширение поставок газа и нефти, а с другой стороны, споры о цене, удешевление.

В этом плане у Китая сейчас появляется козырь, учитывая газовые проблемы на западном направлении. Это первый интерес Китая. Второй интерес Китая, если отбросить торговлю, — это, безусловно, еще более тесное стратегическое сотрудничество с Россией в области военных технологий, потому что Китай, конечно же, стремится заметно усилить свои вооруженные силы.

И не случайно Китай сразу же после введения санкций озвучил предложение (официально пока не подтвержденное), купить большую партию "Суперджетов" российских, расширить именно технологическое сотрудничество. Это то, что интересно Китаю. России интересно то же самое, но немножко в других аспектов.

Во-первых, нас, конечно, не интересует продажа Китаю дешевого газа только ради поддержания хороших отношений с ним, все-таки это бизнес, это коммерция. И учитывая, что мы уже сегодня теряем определенные прибыли на западном направлении, нам важно, по крайней мере, не уронить цены с Китаем.

Во-вторых, для нас тоже интересно технологическое сотрудничество, но, скорее, в другом плане. Учитывая программу освоения Сибири и Дальнего Востока и воссоздание фонда по Дальнему Востоку, нам интересно совместно с Китаем создание крупных техногородов, того, что называется технопарками, и тем самым мы можем решить очень большую проблему. Для технопарков не требуется очень большого количества населения, на Дальнем Востоке у нас его не много, зато требуется высокообразованное население и хорошая организация этих технопарков.

Это то, что у нас есть в этом технологическом сотрудничестве. Плюс к этому, конечно же, военное сотрудничество с Китаем нас интересует ровно настолько, насколько мы хотим подать себя как страну, которая может действовать как на западных, так и на восточных направлениях. Мы уже с Китаем проводили несколько совместных учений, то есть база наработана очень хорошо.

Но это, скорее, база по координации действий вооруженных сил в условиях локального конфликта. Сейчас я думаю, что в ближайшее время речь может пойти о значительно более широком военно-политическом союзе. Будет ли этот союз оформлен каким-то образом, например, как НАТО, или это будет лишь серия договоренностей — сейчас очень сложно судить, но, конечно же, военно-политическая связь будет усиливаться, и это интересует обе стороны.

— Почему КНР отказалась поддерживать Запад в антироссийских санкциях?

— Это хитрая тактика. Я обращу внимание, что Китай воздержался от голосования, не проголосовал за поддержку санкций, но и не проголосовал против них, как, например, Беларусь. Потому что здесь Китай хочет выглядеть как абсолютно независимая самостоятельная держава, крупный игрок, который не просто поддерживает кого-то в силу союзнических отношений.

И Китай хочет показать, что он ведет свою игру, и что у него есть свое понимание ситуации. Кроме того, у Китая есть свои проблемы, никак не связанные с Россией. Это вялотекущие проблемы с Синьцзяном, с Тайванем, со спорными островами с Японией, какие-то там с Индией части территорий.

По сути, Китай кругом окружен такими вот территориальными проблемами, многие из которых он сам и поддерживает активно. Поэтому Китаю сейчас выгодно занять нейтральную позицию. Китай пошел, прежде всего, на моральную поддержку России, то есть в известной степени он наступил на горло своей песне, когда в его понимании статусы неизменяемы.

Вот, скажем, Тибет не может отделиться, статусы неизменяемы, и Синьцзян не может отделиться, но Китай пошел на такое позитивное отношение по Крыму. Более того, я думаю, что в ближайшее время мы можем увидеть и китайские инвестиции в Крым, и неважно, насколько это будет интересно с экономической точки зрения, это важно с политической точки зрения.

— Партнерство с Китаем делает санкции Запада малочувствительными для России?

— Это слишком сильное мнение, потому что есть целый ряд технологий и товаров, которые, Китай готов поставить, в том числе и в области электроники, но все же, если мы говори о широком спектре продукции, — например, о программном обеспечении и комплектующих — Китай далеко не все самостоятельно может производить.

К тому же санкции ведь идут не только в области ограничения поставок товаров, но и в области возможного ухода России вообще с западных рынков, а это значит, что мы теряем целый ряд рынков. Плюс если Россия будет выводить свои капиталы из западных банков, что, в общем, является нормальным, если это официальные капиталы, то у нас тоже есть потери, с точки зрения продовольствия, с точки зрения товаров повседневного спроса.

Но есть, например, полимеры. Полимеры, из которых делается все, вплоть до тазиков для мытья полов самого разного вида. Вся продукция, имеющая к этому отношение — аппараты для изготовления этих вещей и компоненты, из которых полимеры делаются — все это высшего качества обычно поставлялось только с Запада.

И Китай может поставлять такие товары, но более низкого качества, потому что там не налажена соответствующая технология. То есть мы должны ожидать еще и падения качества товаров, а учитывая, что Россия привыкла к хорошим товарам и, в общем-то, готова платить за хорошие товары, мы можем ощутить именно вот с этой стороны удар по повседневной психике людей.

Сможет ли Россия обойтись без импорта западных товаров? Вынудят ли страну обходиться без них?

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Анастасия Савельева
Анастасия Савельева — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить